Мировая фабрика

Русский бизнес
Москва, 24.10.2005
«Эксперт Сибирь» №40 (90)
Деловое партнерство Сибири с Китаем приобретает цивилизованные формы: китайцы производят все более качественный товар, а сибирскому бизнесу становится удобнее работать напрямую с компаниями-производителями

"Мы можем делать товары трех уровней качества: низкого, среднего и высокого. В долларах это навскидку выглядит так: 20, 40 и 110 долларов соответственно. Но низкий уровень качества не значит, что изделие никуда не годно. Мы прилагаем немало усилий, чтобы даже продукция третьего уровня была приемлемого качества", - рассказал специалист отдела внешней торговли китайской компании Hongda Group Ltd., специализирующейся на производстве электроинструментов. Эта фирма - одна из многих, сосредоточенных в промышленной зоне Юнкана - города на юге Китая. Юнкан - крупнейшая в Китайской Народной Республике (КНР) "промышленная зона" по производству электроинструментов, электрогенераторов, скутеров и электромотоциклов. По сути весь город представляет собой промплощадку со стремительно растущими цехами и административными зданиями. Юридически почти все компании здесь являются, в нашей интерпретации, обществами с ограниченной ответственностью.

Специалиста звали на английский манер Трейси. Оказалось, что это своеобразный рабочий псевдоним для миниатюрной китайской девушки, настоящее имя которой неминуемо ускользало от европейского уха. Она бегло говорила по-английски, небрежно и точно используя термины при объяснении "тактико-технических характеристик" продукции ее компании в демонстрационном зале со всей выставленной "линейкой". Непосредственное знакомство с продукцией происходило уже после обмена визитками и торжественного вручения рекламных каталогов и буклетов.

Осмотрев и подержав в руках производимые изделия, мы со специалистом компании, к которому присоединился определенно невыспавшийся начальник производства, перешли в зал для переговоров. Зеленый чай в пластиковых стаканчиках лился нескончаемым потоком. Технология общения с клиентами работала четко, без сбоев. В зале висела огромная карта мира, на которой флажками отмечены страны, в которые поставлялась продукция фирмы. Компании из США и стран Евросоюза здесь считаются, конечно, приоритетными партнерами, но совсем не единственными: даже африканский континент оказался проткнут флажком. По словам Трейси, практически все предприятия в Юнкане в основном ориентированы на экспорт в Европу и США, но открыты к сотрудничеству и со всеми остальными странами мира.

Приезд

Итак, крупная сибирская торговая компания решила расширить деятельность и заняться электроинструментами и генераторами, которые выгоднее всего закупать, разумеется, в Китае.

В КНР отправилась разведывательная экспедиция с целью познакомиться на месте со спецификой этой сферы производства, установить контакты с производителями и провести предварительные переговоры о сотрудничестве. Экспедиционный корпус состоял из директора по продажам и переводчика.

По приезде в Юнкан в гостинице группу встретил специалист отдела внешней торговли холдинга Xingyue Group с "рабочим псевдонимом" Чарли. Местное время 23.30. Чарли заказал номера в гостинице и по мобильному телефону из Пекина рассказал, как добраться на такси из аэропорта соседнего города в Юнкан. Позднее выяснилось, что подобное "сопровождение клиента" вне зависимости от времени и расстояния - обычная практика компаний этой промышленной зоны. Разместив клиентов из России, Чарли предложил встретиться на следующее утро в субботу. (У служащих компаний только два выходных в месяц и работают они, как правило, с полдевятого и до "окончания дел".)

Переговоры

В девять утра у гостиницы уже ждал таксомотор Citroen, доставивший группу в головное предприятие. Штаб-квартира представляла собой огромное здание с бесконечным холлом. Ориентиром выступали стол, за которым сидела молодая китаянка, и электронное табло, где в режиме "нон-стоп" бежали красные строки. Они на китайском и английском языках информировали всех входящих сквозь титанические стеклянные автоматические двери, что компания находится в списке 500 крупнейших предприятий КНР.

Чарли с нескрываемой гордостью поставил в известность потенциальных заказчиков о том, что глава компании стал первым в стране предпринимателем, занявшим высокий пост в госструктурах КНР. Оказалось, что до этого не только высоких постов, но вообще никаких должностей владельцы частных компаний не занимали. Событие из ряда вон выходящее и весьма символичное: коммунистическая идеология Китая фактически признала развитие частных коммерческих предприятий неотъемлемой частью стратегии экономического и политического развития страны в целом.

Вскоре специалист не справился с сугубо техническими вопросами и вызвал по сотовому телефону начальника научно-технического отдела. Уже совместно с ним представители сибирской компании отправились на ознакомительный осмотр производственных помещений, которые располагались на огромной территории фабрики. От цеха к цеху группа доставлялась на машине. В огромных помещениях, каждое из которых предназначено для производства одного вида продукции (предприятие производит широкий спектр изделий), висели красные транспаранты с желтыми иероглифами. Но они вовсе не призывали строить светлое будущее, а лишь напоминали рабочим о необходимости качества в работе.

В процессе переговоров выяснилось, что объем отпускаемой продукции считается не в денежном эквиваленте, а в количестве товара в партии. "Идею" же директора по продажам новосибирской компании исчислять объем партии в денежных единицах сочли весьма интересной и перспективной. В целом схема работы выглядит следующим образом: приезжает заказчик (а зачастую достаточно и заказа по факсу или электронной почте), выбирает товар, оговаривает объем и сроки поставки. Затем морем из порта партия продукции под торговой маркой (или без таковой) доставляется до места назначения. Работа по 50-процентной предоплате. Стоимость перевозки уже включена в стоимость товара.

Характерно, что вопрос о продвижении продукции на российском рынке под собственным брендом привел специалиста компании в некоторое замешательство. После паузы он ответил, что еще ни один из многочисленных клиентов из США и Западной Европы не предлагал подобного. Более того, в ближайших стратегических планах компании "продвижение собственной марки не стоит - нецелесообразно".

Технологии

Китайцы не скрывают, что все технологии, используемые в производстве, просто скопированы с уже имеющихся западных. Этот эффективный ход позволил достичь определенного уровня, при котором компания впоследствии создала собственный научно-технический отдел.

После осмотра, вернувшись в переговорную, стороны расстались на том, что представители сибирской компании хотели бы еще посетить ряд компаний, производящих аналогичную продукцию, прежде чем окончательно принять решение о сотрудничестве.

В последующие дни, выкупив у предприимчивого служащего гостиницы каталог всех предприятий-производителей в Юнкане (что значительно расширило список найденных в Интернете компаний этого профиля), сибиряки сделали звонки в десятки компаний. Результатом стали немедленные деловые встречи, во время которых технологический процесс "визитка - каталог - демонстрационный зал - переговорная" ни разу не подвел - всюду полная открытость и готовность к сотрудничеству. Зачастую начальники отделов лично на своих машинах приезжали и забирали группу из гостиницы сразу на производство.

При виде современных административных зданий компаний и огромных чистых цехов с современными производственными и сборочными линиями отнюдь не приходит мысль о китайском ширпотребе, о низкокачественном товаре. Напротив, создается впечатление, что вот это и есть мировая фабрика всего и вся. Что неслучайно предприятия со всего мира переносят производственный процесс в Китай, где дешевая рабочая сила сочетается с универсальностью производства. Помимо этого, государство создает исключительно благоприятные условия для компаний, работающих на экспорт. Все это в совокупности приводит к продолжающемуся росту китайской экономики.

Сотрудничество с Россией

Большинство предприятий-производителей КНР не работают на склад. Но те товары, которые гарантированно, как показала практика, будут пользоваться спросом, уходят морем на консолидационные склады Европы, преимущественно Голландии и Финляндии. Именно здесь ее зачастую закупают российские компании (как правило, московские - в силу наличия больших свободных средств). Уже из столицы и Московской области продукция уходит в регионы - как посредством региональных компаний, так и через филиалы московских.

Лишь в последние годы наметилась тенденция усиления активности компаний из Сибири, которые все чаще и успешнее используют удачное географическое положение своего региона в целом и Новосибирска как транспортного узла в частности. Тем самым налаживаются прямые поставки готовой продукции непосредственно из Китая: все еще выгоднее заниматься поставкой готовой продукции из Поднебесной, чем налаживать собственное производство. Даже несмотря на протекционистскую политику государства по ограничению импорта через увеличение таможенных пошлин. Остается только надеяться, что одновременно с повышением пошлин будут даны и налоговые преференции предприятиям, которые станут запускать производство внутри страны вместо импорта готовой продукции.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №40 (90) 24 октября 2005
    Безопасность в угольной промышленности
    Содержание:
    Не любой ценой

    Ежегодно на шахтах Кузбасса гибнут десятки горняков. Собственники предприятий стремятся переломить ситуацию. Инвестиции в безопасность в 2005 году должны составить более 2 млрд рублей

    Реклама