Слияние для выживания

Русский бизнес
Москва, 14.08.2006
«Эксперт Сибирь» №29 (125)
Региональные ритейлеры бытовой техники начали процесс слияния. Чтобы противостоять натиску федеральных игроков

В начале августа о своем слиянии объявили поволжская торговая компания Dомо и сибирская «Айсберг». По условиям сделки Dомо приобрела более 50% долей в ООО «ТК «Айсберг», управляющем одноименной сетью. Владельцы «Айсберга» смогут войти в совет директоров Dомо и получить часть акций компании. По словам директора по развитию Dомо Рафаиля Муратова, «Айсберг» — крупная и сильная сеть, являющаяся одним из лидеров сибирского рынка бытовой электроники. Например, в Барнауле «Айсберг» занимает второе место (20%) после «Эльдорадо» (38%), в Новокузнецке — третье (20%) после «Эльдорадо» (29%) и «Сибвеза» (22%).

«Проанализировав подходы «Айсберга» к технологиям продаж, формат его магазинов, маркетинговую политику, мы пришли к выводу, что имеем много точек соприкосновения. Эти магазины довольно просто будет адаптировать к стандартам Dомо», — отметил Рафаиль Муратов.

Осваивать сибирский регион поволжская компания начала с Омска еще в прошлом году. Сегодня там работают два гипермаркета Dомо, открытых на условиях франчайзинга. Торговая сеть, насчитывающая 56 магазинов в 36 городах Поволжья и Урала, с покупкой «Айсберга» увеличится до 72 магазинов, а совокупная торговая площадь объединенной компании составит 76 тыс. кв. м. До конца года будет проведен ребрендинг сети «Айсберг», на это и на пополнение товарных запасов потратят 300 млн рублей.

По словам Рафаиля Муратова, для Domo сейчас существуют несколько вариантов экспансии на восток. «Во-первых, активно развивается наша франчайзинговая программа, стартовавшая в 2005 году. В этом году под бренд Dомо перешли несколько сетей. Так, весной текущего года были заключены франчайзинговые договоры с сетью «Экран-Экспресс» (Кировская область), с поволжской компанией «Айсберг» (магазины в Самарской, Оренбургской, Пензенской, Тамбовской областях). Сейчас идут переговоры с рядом сетей в других регионах России, — отметил он. — Альянсы с крупными игроками, подобные только что объявленному, позволяют входить на рынок региона быстро и сразу получать приличную долю рынка в том или ином регионе».

Сибирь интересна для развития Domo своим потребительским потенциалом и относительно меньшим уровнем конкуренции. «На наш взгляд, в ближайшие годы именно здесь будет происходить наибольший прирост рынка, и важно развиваться именно в Сибири», — сообщил Рафаиль Муратов.

По мнению финансового аналитика ИК «Брокеркредитсервис» Татьяны Бобровской, в Сибири подобных крупных сделок по покупке региональных сетей пока не было. «Как правило, сети предпочитают выходить на рынок путем открытия новых магазинов с нуля, подбирая под свои потребности площади, соответствующие их формату, или развивая систему франчайзинга, — отметила она. — Консолидация на рынке торговых сетей, в том числе и среди продавцов бытовой техники, — вполне закономерная тенденция. Но среди сетей, торгующих бытовой техникой, этот процесс идет медленнее. Для продуктовых ритейлеров требования к местоположению и площадям приобретаемых магазинов более мягкие по сравнению с торговцами техникой. В связи с этим на рынке последних слабые магазины в большинстве своем закрываются, а в случае привлекательности их местоположения продаются другим местным игрокам».

Вероятнее всего, Domo предстоит жесткая борьба за место в Сибири. Федеральные сети, выходя на новые рынки, организуют свою систему логистики, в то же время система логистики у региональных компаний, как правило, существенно уступает федеральным и по масштабам, и по возможностям. К примеру, «Эльдорадо» планирует построить в Новосибирске собственный складской комплекс площадью 250 тыс. кв. м. Запуск комплекса позволит существенно снизить издержки на логистику.

«Никаких существенных изменений в связи со слиянием Domo и «Айсберга» на сибирском рынке бытовой техники не произойдет, — считает Татьяна Бобровская. — Разве что бывшие клиенты «Айсберга» могут перейти к другим сетям, поскольку они им более знакомы по сравнению с новым игроком. У «Айсберга» все-таки была определенная степень лояльности потребителей к их торговой марке, теперь же сеть пройдет через ребрендинг, и Domo придется завоевывать лояльность путем активных маркетинговых кампаний».

Аналитики прогнозируют жесткую конкуренцию между ритейлерами бытовой техники в Сибири в ближайшие два–три года. Расширение своих торговых площадей планирует «Техносила», а экспансию на восток — «М.Видео» и «Эксперт». «В такой ситуации неизбежен дефицит торговых площадей, что приведет к новым крупным сделкам либо по слиянию региональных сетей, либо по покупке федеральными игроками мелких и средних торговых компаний», — отметила Татьяна Бобровская.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №29 (125) 14 августа 2006
    Здравоохранение
    Содержание:
    Будьте здоровы

    Частной медицине в ближайшее время предстоит взять сразу несколько серьезных барьеров: разрешить кадровый вопрос, сформировать инвестиционную привлекательность бизнеса и создать перспективную базу специализированных помещений

    Реклама