Прозрачный бизнес

Русский бизнес
Москва, 14.08.2006
«Эксперт Сибирь» №29 (125)
Ужесточение конкуренции не останавливает производителей пластиковых окон — они продолжают инвестировать в производственные мощности. Появляются новые варианты развития рынка

Пластиковые окна давно перестали быть предметом роскоши — теперь это необходимое условие комфорта. Темпы роста выпуска пластиковых окон в Сибири выше, чем в среднем по отрасли, — 38,1% в 2005 году (в среднем по отрасли — 29,6%). По данным агентства «О.К.Н.А. Маркетинг» в 2005 году доля пластиковых окон, производимых в СФО, возросла с 12,9% до 14,1% от общероссийского производства — в регионе было выпущено 3,26 млн кв. м ПВХ-конструкций. Многие игроки ожидают дальнейшего стабильного роста рынка.

В Сибири около 450 производителей пластиковых окон, основная часть которых работает только в пределах своего региона. Экспансия в соседние области будет означать начало образования общесибирского рынка. Пока к межрегиональным компаниям можно отнести лишь БФК и «Новолит» (Новосибирск).

Рынок в профиль

Производство окна представляет собой сборку изделия из комплектующих: листового стекла и профиля. Профиль, который занимает около четверти в себестоимости окна, выпускают в достаточно больших объемах в Сибири, причем разных марок, что позволяет производителям окон предлагать их в различных ценовых сегментах. Например, многие компании, работающие на профиле KBE, попутно используют отечественный Exprof и австрийский Proplex, являющиеся аналогами KBE. Это происходит потому, что для сборки окон из профиля, аналогичного KBE, не требуется изменять производственные параметры оборудования. Обычно так поступают при крупных строительных заказах для снижения цены готового окна.

Помимо бренда профиля, который задает качество и цену окна, для потребителя важны сроки поставки готового товара. Поскольку каждое окно изготавливается под заказ, сроки напрямую зависят от того, насколько гибко поставляется профиль. Поэтому крупные производители профиля пошли на размещение производств в сибирском регионе, чтобы предложить большим оконным компаниям выгодные условия.

VEKA Rus в 2004 году и группа GEALAN в 2005 году открыли заводы в Новосибирской области. Решение оказалось верным. Третий значимый игрок рынка профильных систем Profine Group с профилем KBE два года назад был безусловным лидером, но, не имея собственного производства на территории СФО, значительно уступил позиции на новосибирском рынке и в соседних регионах. Теперь позиции крупнейших производителей сравнялись — на профили VEKA, GEALAN и KBE приходится примерно по 25% рынка.

Инвестпланы

Компании по производству окон готовы продавать больше, чем делают сегодня, и задумываются над тем, как обеспечить стабильный рост. На разных стадиях зрелости приоритеты производителей меняются. Молодые фирмы делают все, чтобы производить больше и дешевле, — вкладывают деньги в увеличение мощностей и автоматизацию производственного процесса. Дальше они идут по пути вертикальной интеграции — открывают собственное экструзионное производство сопутствующих изделий из ПВХ — откосов, подоконников. Производить сам профиль нецелесообразно, потому что рынок предлагает множество профилей различных ценовых сегментов.

Впрочем, расширением производства озабочены и достаточно крупные производители. Вот несколько примеров. Красноярская компания «Окно», работающая преимущественно на рынке строительных заказов, за предыдущий год вложила 25 млн рублей в строительство нового корпуса и приобретение новой линии — это позволило в два раза увеличить объем выпуска. По словам генерального директора компании Валерия Богомаза, в связи с тем, что доходность окна сильно упала, сделать деньги получается только на значительном объеме.

БФК-Енисей (производственная площадка новосибирской компании БФК в Красноярске) собирается увеличить мощности с 22 до 30 тыс. кв. м в месяц за счет доукомплектования существующих линий — нужно повысить степень автоматизации. В это планируется вложить 67 млн рублей. Наращивание объемов позволит снизить себестоимость, а вслед за ней и цены.

Компания «Драйв» (Иркутск) в этом году завершила программу модернизации производственного оборудования, которая обошлась в 18 млн рублей. Но модернизацией «Драйв» не ограничился и в мае 2006 года открыл экструзионный завод «Винстайл», потратив 110 млн рублей, из которых 80 млн составил инвестиционный кредит Сбербанка. Завод производит откосы, наличники, подоконники — сопутствующие продукты для установки окна под ключ.

Крупные компании, помимо расширения производства, всерьез задумываются об инвестициях в логистические центры в соседних регионах, рост площадей региональных складов и оптимизацию их работы. Это направление позволит увеличивать продажи на менее освоенных рынках. Например, БФК до конца 2006 года планирует инвестировать 58,3 млн рублей на приобретение нового автоматического оборудования, чтобы увеличить в 1,5 раза объем производимой продукции. Но параллельно идет работа и в другом направлении: в мае 2006-го открылись склады готовой продукции в Томске и Кемерове. Площадь томского склада составила 650 кв. м, а кемеровского — 850 кв. м.

Компании, производящие профиль, отмечают, повышение спроса. «Основная тенденция, которая наблюдается с начала 2006 года, — это небывало резкий спрос на профильные системы. Рост продаж профилей GEALAN за период с января по май 2006-го составляет около 80% в сравнении с аналогичным периодом прошедшего года. У других компаний, таких как VEKA Rus, Profine Group, рост продаж в нашем регионе также должен быть существенным», — комментирует исполнительный директор ЗАО «Геалан-Сибирь» Станислав Попов.

Поэтому и производители профиля намерены увеличивать свои производственные мощности. VEKA в конце июля завершила монтаж оборудования на новосибирском заводе, которое позволит увеличить мощность производства вдвое и производить до 14 тыс. тонн ПВХ-профиля в год, установив четыре экструзионные линии. ЗАО «Геалан-Сибирь» собирается выйти в 2006 году на уровень 4 тыс. тонн профиля. В проекте — расширить производство и установить еще одну экструзионную линию. Предполагаемая сумма инвестиций — 13,7 млн рублей.

Направляющие рынка

Большое влияние на увеличение продаж пластиковых окон сыграло потребительское кредитование. Большинство компаний освоили этот инструмент, что и обеспечило рост рынка. Например, по словам генерального директора «БФК-Енисей» Александра Скобарева, в Красноярске доля окон, приобретаемых в кредит, составляет около половины. Такая же ситуация и в остальных регионах Сибири.

Но кредитование — инструмент, пригодный для увеличения продаж частным лицам. Впереди рынок ожидает увеличение числа корпоративных заказов. Причина — реализация программы «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Развитие ипотечных программ, если они смогут реально стимулировать жилищное строительство, приведет к росту спроса на пластиковые окна со стороны строительных фирм.

Сейчас, по данным агентства «О.К.Н.А. Маркетинг», среднероссийская доля частных заказов пластиковых окон составляет 50%, а по Сибири — около 70%. «Причина этого нам видится в том, что темпы строительства в Сибири отстают от средних по России, — комментирует генеральный директор агентства Ирина Обросова. — Но мы прогнозируем уменьшение доли частных заказов в пользу корпоративных. Во-первых, ожидается рост темпов строительства в Сибири. Во- вторых, в отличие от европейской части России здесь практически во всех новостройках устанавливают пластиковые окна».

В дальнейшем на рынке можно прогнозировать ужесточение конкуренции. В Сибири ожидается появление московских игроков. Например, компании «Евроокна», которая собирается организовать в Сибири собственное производство окон. Лидеры сибирского рынка говорят, что конкуренции не боятся. БФК и «Новолит» занимают серьезные позиции по всей Западной Сибири. Перспективное направление для дальнейшего расширения географии продаж — восточные регионы Сибири, где пока конкуренция гораздо меньше.

С формированием общесибирского рынка активизируются процессы укрупнения. Количество компаний сократится — более мелкие будут вытеснены или поглощены крупными. В БФК уже сейчас говорят, что рассматривают возможности покупки конкурентов в среднесрочной перспективе.

Более мелким производителям окон придется несладко. Одна из возможностей увеличения эффективности бизнеса для них — разделение производства и сбыта. «Некоторые компании, например новосибирская «Красный проспект», выделяют сбытовые подразделения в относительно самостоятельные компании, которые остаются в составе холдингов. Это снимает часть рисков с производителя. К тому же отдельными компаниями проще управлять, — говорит директор Ассоциации участников рынка светопрозрачных конструкций Светлана Демина. — Кроме того, крупные компании уже сейчас идут по пути создания дилерской сети, а не открытия собственных точек продаж. Так проще управлять продажами и качеством обслуживания. В будущем возможно полное отделение сбыта от производства».

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №29 (125) 14 августа 2006
    Здравоохранение
    Содержание:
    Будьте здоровы

    Частной медицине в ближайшее время предстоит взять сразу несколько серьезных барьеров: разрешить кадровый вопрос, сформировать инвестиционную привлекательность бизнеса и создать перспективную базу специализированных помещений

    Реклама