ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Три документа, повернувшие мир

, 2007

5 февраля вполне стоило бы сделать национальным праздником. Двадцать лет назад этот день подарил миллионам людей шанс добиться успеха в бизнесе, показать, на что они способны

С какого момента можно отсчитывать формирование класса частных предпринимателей в современной России? С НЭПа? Неактуально за давностью времен. С перестройки? Едва ли. В действительности, все начиналось 5 февраля 1987 года, когда Совет министров СССР принял постановления № 160 «О создании кооперативов общественного питания», № 161 «О создании кооперативов по бытовому обслуживанию населения» и № 162 «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления».

Разрешенная инициатива

Главным инициатором всех новшеств в 1980-е годы, без сомнения, являлось государство в лице партийной элиты. Такими веяниями, внедренными в общество указанием сверху, были, например, перестройка и гласность. Но даже в свете этих властных инициатив принятие руководством СССР постановления, фактически узаконивающего (неслыханное дело!) частную предпринимательскую деятельность — вещь почти необъяснимая.

Но лишь на первый взгляд. Анализируя экономические реалии того времени, можно выявить основные причины, подтолкнувшие власть к решению дать народу возможность проявить предпринимательскую инициативу.

К 1987 году назрел кризис в КПСС и ее руководстве, приведший к неспособности справиться с резким ухудшением общей экономической ситуации в стране. Провозглашенные властью грандиозные промышленные проекты не соответствовали существующим у государства инвестиционным возможностям. Строительство БАМа, упор на развитие оборонных и космических программ подкосили советскую экономику, невозврат долгов развивающимися странами при необходимости самим брать кредиты на Западе и возвращать по ним проценты экономику уронили, а война в Афганистане ее практически добила.

На фоне этого существенно изменилось отношение значительной части населения страны к советской системе хозяйствования. Железный занавес был снят, и появилась возможность сравнивать уровень жизни в других странах с собственным. Сравнение это оказалось не в пользу советских людей. Все это поставило руководство СССР перед необходимостью изменения внутренней политики.

На вышеизложенные причины указывает и сам текст памятного постановления «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления». Вот что в нем говорится: «уровень обеспечения населения товарами народного потребления, их качество и ассортимент не соответствуют современным требованиям. Недостаточно используются имеющиеся возможности и резервы для более полного удовлетворения потребностей населения за счет дополнительного привлечения имеющихся местных материалов и вторичного сырья, а также использования труда пенсионеров, других граждан, не занятых в общественном производстве, и, в частности, путем организации кооперативов. Эти кооперативы в дополнение к действующей системе государственных предприятий могли бы организовывать мелкосерийное производство товаров, пользующихся повышенным спросом у населения, и гибко реагировать на его изменение».

Советская власть открыто признала: обеспечить население товарами народного потребления промышленность не в состоянии. Таким образом, политическая оттепель в стране незамедлительно привела к оттепели экономической. Так началась эпоха предпринимательства.

Страшно интересно

Тысячи бывших честных советских тружеников с головой окунулись в омут частного предпринимательства: при отсутствии четкого законодательства, не имея ни представления о рыночных механизмах, ни оборотных средств. Сегодня невозможно отделаться от ощущения, что те, кому довелось начинать бизнес в то смутное время, вспоминают его с некоторой ностальгией.

Один из тогдашних предпринимателей, ныне генеральный директор Новосибирского Муниципального банка Владимир Женов больше всего из тех времен запомнил ощущение свободы, которое тогда испытывали первые кооператоры.

«Работать было страшно интересно, но при этом абсолютно непонятно, как. Мы сами в ту пору едва ли представляли, куда идем и во что вляпались, — говорит он. — При этом, если говорить собственно о деньгах, то для меня они точно не играли главной роли. Частное предпринимательство было способом выброса здорового делового адреналина. Это естественное желание каждого нормального человека. Возможность свободно зарабатывать, используя свои знания и навыки, — тогда это ценилось превыше всего».

Самым сложным для первых предпринимателей было то, что в конце 1980-х никто не знал правил игры. Ни сами кооператоры, ни чиновники. Приходилось на ходу устанавливать правила, самим крутиться и разбираться. «Хотя, может быть, благодаря этому и работать было в чем-то легче, — считает Владимир Женов. — Сегодня же правил игры не знает вообще никто».

Один из наших собеседников, занимающийся сегодня торговлей, рассказывает такую историю: «Как только частное предпринимательство стало легальным, многие мои знакомые начали промышлять кто чем. В свою очередь я с друзьями открыл первый видеосалон в одном из городов Иркутской области. Конкуренции у нас практически не было: единственный работавший тогда видеосалон находился на другом конце города. Раньше мы с ребятами продавали и обменивали иностранные пластинки, а потом проснулся большой интерес к видео. Видеомагнитофон в конце восьмидесятых стоил примерно две тысячи рублей, так что было решено показывать фильмы за деньги, чтобы отбить затраты. Горком партии по блату дал помещение, где мы и начали крутить иностранное кино. Поначалу десять процентов с каждого проданного билета отдавали горкому, но потом додумались собирать билеты с посетителей на входе. После того как горком организовал целую комиссию по поводу упавшей выручки, хитрость вскрылась. С тех пор пришлось отдавать им половину прибыли вместо десяти процентов. Самый первый сеанс стал для нас шоком: мы не ожидали, что в зал набьется столько народу. Пусть на советском телевизоре «Горизонт» — но людям очень хотелось посмотреть зарубежное кино. На трех сеансах в день мы показывали в основном боевики и приключенческие фильмы. Поразил и доход: за первый месяц вышло по тысяче рублей на каждого из нас. Честно говоря, не помню, регистрировали ли мы тогда какую-то форму собственности на фирму. Так что кооперативом в полном смысле мы, видимо, не являлись.

Очень скоро видеосалоны расплодились в невиданном количестве, конкуренция заставила забыть о прошлых заоблачных прибылях. А еще через некоторое время на работу видеосалонов был введен 70-процентный налог, так что дело пришлось свернуть.

Но все мы остались бизнесменами. Потому что, однажды поняв, что твоя жизнь зависит лишь от тебя самого, невозможно от этого отказаться».

Особенностью кооперативного движения было то, что оно вторглось в совершенно пустую рыночную нишу — сферу услуг. У каждого кооператива уставом была заложена возможность осуществлять любую деятельность, разумеется, законную. И каждый уже сам находил свою нишу в зависимости от личных предпочтений и возможностей. Начавшись с предоставления услуг и бартерного обмена, движение кооператоров постепенно сконцентрировалось в торговле.

Истории тех лет сейчас способны поразить воображение, настолько легко было в одночасье обогатиться. Коробка сигарет «Мальборо» (вмещающая 50 блоков), привезенная из Санкт-Петербурга, по стоимости продажи оправдывала поездку туда-обратно и давала еще двести процентов прибыли — в Питере сигареты стоили сто рублей за блок, в Новосибирске — триста, а в соседнем Казахстане — все четыреста. Цены росли ежедневно, зарплаты за ними не поспевали, и только кооператоры, казалось, чувствовали себя прекрасно.

Немногим позднее это вылилось в разгул шальных денег и засилье хрестоматийных малиновых пиджаков. Надо заметить, далеко не у всех первый опыт частого бизнеса сложился удачно. Каждый кооператор-предприниматель действовал на свой страх и риск, и нельзя забывать, что время первых кооперативов — это и время разгула рэкета и чиновничьего произвола. Тем не менее, торговля не останавливалась ни на минуту.

Все продавали все. Пиво, медный провод и пластиковые банки с отбеливателем доставали из частного гаража, приспособленного под склад, чтобы сгрузить на машину, забрать деньги и тут же загрузить с подъехавшего грузовика в этот же гараж сигареты, шоколадки «Сникерс» и женские колготки.

«Каждый здравомыслящий бизнесмен, который начинал работать в конце 1980-х, обязательно проходил «кооперативную» стадию, — утверждает Владимир Женов. — И очень немногие на ней останавливались. Хотя было на моей памяти и немало случаев полных поражений кооператоров. Все-таки бизнес есть бизнес. Хотелось бы, чтобы и сегодня начинающие предприниматели отдавали себе отчет в том, что бизнес — это не открытая всем гладкая столбовая дорога».

Впоследствии кооператорское движение эволюционировало и развивалось как необходимая составляющая свойственного тому времени этапа развития экономики. Видимо, выполнив свою функцию, кооператорское движение постепенно сошло на нет, уступив дорогу другим, более совершенным формам бизнеса. «Честно говоря, мне жаль, что сегодня кооперативы незаслуженно преданы забвению, — размышляет Владимир Женов. — В Западной Европе они существуют и эффективно функционируют как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Тот же Райффайзенбанк по существу является суммой частных финансовых кооперативов. Так что я склонен полагать, что для кооперативов в России еще наступит золотой век».

В декабре 1990 года с принятием Закона «О предприятии и предпринимательской деятельности» кооператоры в России официально стали предпринимателями. Началось развитие акционерных обществ, товариществ и других форм собственности предприятий.

Но это была лишь констатация свершившегося факта. После долгих лет тотального дефицита страна с радостью испробовала вкус польских ликеров, греческого бренди и сигарет с ментолом невнятного происхождения. И этот вкус ей понравился.

«Эксперт Сибирь» №7 (149)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама