ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Государственная алкогольная корпорация

2007

Реформирование алкогольной отрасли вызвало уже несколько кризисов на рынке. Это лучший фундамент для образования еще одной государственной монополии

Внедрение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) продолжается в России вот уже почти два года. Окончательный срок ее ввода в строй, к счастью для производителей ликеро-водочной продукции, вновь перенесли — с 1 февраля на 1 ноября 2007 года. Но главное следствие внедрения ЕГАИС для региональных алкогольных рынков уже налицо — это активизация процессов укрупнения. Слабые местные производители стремятся вступить в альянс с более сильными, а московские структуры начинают скупать банкротящиеся или находящиеся в предбанкротном состоянии активы. Окончательным итогом реформ алкогольной отрасли станет формирование на рынке нескольких крупных производителей. Крупнейшим из которых, вполне возможно, станет государство.

Хорошее дело ЕГАИС не назовут

Система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции берет свое начало в 2005 году. Смысл ее заключается в тотальном контроле над производством и оборотом спирта и алкогольной продукции. На каждом спиртовом комбинате или ликеро-водочном заводе, а также складах оптовых торговцев должно быть установлено оборудование, которое обрабатывает информацию и передает ее в региональный центр управления и контроля ЕГАИС. Региональные центры формируют свои базы данных и отсылают их в Федеральный центр управления и контроля ЕГАИС, который создает единую общероссийскую базу данных, а также ведет реестр лицензий на производство алкоголя и учет федеральных специальных марок. Конечный пункт, в котором должна собираться вся информация, — Федеральная налоговая служба, которая ответственна за сбор акцизов. Именно контроль за сбором налогов и увеличение налоговых поступлений являлись изначальной целью ввода ЕГАИС.

На 1 февраля 2007 года внедрение счетчиков ЕГАИС было перенесено летом 2006 года, когда после первой попытки запуска система начала работать с огромным количеством сбоев. Вслед за кризисом, связанным с новым порядком уплаты акцизов и недостатком новых акцизных марок, который случился в начале 2006 года и вызвал остановку большинства алкогольных производств, наступил новый кризис. Система, призванная увеличить контроль за собираемостью акцизов, привела к тому, что продавцы не могли выслать, а покупатели — получить электронные накладные, без которых движение алкоголя на рынке согласно принципам работы ЕГАИС невозможно. Кроме проблем социально-экономических в виде снижения поступлений акцизов в федеральный бюджет и увеличения оборота нелегального и контрафактного алкоголя 2006 год дал и чисто экономический эффект для самой алкогольной отрасли. Состоял он в изменениях, которые произошли на региональном алкогольном рынке, — небольшие производители начали уходить, уступая место более крупным.

«Кризис 1 февраля», о котором уже давно начали активно говорить и писать эксперты, уполномоченные министерства и ведомства решили избежать, перенеся срок окончательного ввода в действия ЕГАИС на 1 ноября 2007 года. Уверенности в том, что к этой дате примут десятки необходимых подзаконных актов, а ЕГАИС будет не только установлена на всех предприятиях и во всех оптовых компаниях, но еще и начнет стабильно работать, нет. Зато есть уверенность в том, что ввод в действие системы переживут далеко не все местные производители спирта и алкоголя.

Кризис алкогольного жанра

Деятельность местных ликеро-водочных производителей фактически уже давно один сплошной кризис. Вслед за временами постперестроечными, когда алкоголь постоянно был в дефиците и произведенная продукция уходила со склада как будто сама собой, наступили совсем другие времена. В России сформировались крупные производственные компании, способные поставлять продукцию по всей стране. Если раньше единственной проблемой «водочников» было произвести продукт в необходимых количествах, то с момента появления на рынке федеральных компаний для них началось время борьбы за выживание. Секреты построения дистрибуции и тайны партизанского маркетинга, который, по уверениям консультантов, помогает небольшим местным предприятиям выживать на рынке, были доступны, а главное, интересны, далеко не всем. Попытки договорится с местной властью и поставить административные барьеры на пути привозного алкоголя не дали необходимого эффекта. В результате вот уже почти десять лет многие региональные спиртовые и алкогольные предприятия находятся в кризисном или предбанкротном состоянии. Объем загрузки производственных мощностей спиртовых комбинатов региона в 20–30% считается очень хорошим показателем. Борьба за их спасение постоянно стоит в списке задач местных властей.

Треволнения, которые принес производителям алкоголя 2006 год, ознаменовали последний этап формирования рынка. На сегодняшний день все еще продолжается отсев небольших предприятий, которые не смогли пережить введение нового порядка выдачи акцизных марок. С 1 января 2006 года минимальный размер уставного капитала производителя спирта и вина должен составлять не менее 10 млн рублей, а производителя водки — 50 млн рублей. Небольшие спиртзаводы раньше пытались увеличить свою рентабельность за счет розлива и продажи водки. Благо больших затрат для этого не требуется. Но в начале 2006 года большинство из них вынуждены были эту деятельность прекратить. Некоторым пришлось и вовсе остановить работу, потому что еще одним условием получения марок и лицензий на производство спирта и алкоголя стало отсутствие долгов перед бюджетом. Порог в 50 млн рублей смогли пережить и не все производители алкоголя.

Остаться в живых

Множество сибирских алкогольных предприятий попросту встали. В Новосибирской области остановили работу практически все основные производители — ОАО «ВИНАП», ОАО «КАОЛВИ», ОАО «Спирт». На всех трех предприятиях была запущена процедура банкротства. Сохранить производство удалось только ООО «Витта» (владелец торговой марки «Сибирский бальзам»).

В Омской области простаивал один из крупнейших производителей алкоголя в Сибири — «Омсквинпром», а два производителя ликеро-водочной продукции («Лазурит» и «Кристалл») ушли с рынка. В Томской области в процессе банкротства находится спиртзавод «Экстрасиб». В Красноярском крае из трех крупных предприятий («Ярич», «Красноярский ликеро-водочный завод» и «Минал») работало только ОАО «Ярич».

Более стабильной оказалась ситуация в Кузбассе. Все крупные производители («Мариинский ликеро-водочный завод», «Новокузнецкий ликеро-водочный завод», «Мариинский спиртовой комбинат» и «Сибирская водочная компания») остались на плаву, а некоторые даже нарастили мощности. Причины этого успеха кроются не только в протекционистской политике местных властей (любой сибирский производитель алкоголя подтвердит, насколько сложно пробиться на алкогольный рынок Кузбасса), но и в повышенном внимании к дистрибуции и маркетингу, которого так не хватает многим другим производителям.

Интересная и показательная ситуация сложилась на Алтае. В начале 2006 года в Алтайском крае работал только ОАО «Иткульский спиртзавод». К осени 2006 года в процедуре банкротства находились два предприятия — ОАО «Барнаульский ликеро-водочный завод» и ОАО «Змеиногорский ликеро-водочный завод». В связи с такой тяжелой ситуацией стартовали процессы объединения. Змеиногорское предприятие, например, начало процесс слияния с другим производителем — «Бийским спиртзаводом». А «Иткульский спиртзавод» приобрел ОАО «Каменский ликеро-водочный завод».

Большой алкоголь

Кризис региональных алкогольных производств стимулировал и еще один процесс — приход в регион крупных московских холдингов. Банкротство местных предприятий делает их удобными объектами для покупки и освобождает рынок для федеральных брендов.

Пока в Сибири насчитывается всего три крупных московских проекта. Строительство нового ликеро-водочного завода «Сибирский» ведет в Новосибирске один из крупнейших в России производителей — группа компаний «Русский алкоголь». Срок запуска — июль этого года, а мощность пять миллионов дал в год.

Еще два проекта — это приобретения московскими производителями сибирских. В декабре 2006 года стало известно о покупке группой «Синергия» «Мариинского ликеро-водочного завода» (объем производства ликеро-водочных изделий по данным группы 0,7 млн дал в 2006 году). В начале февраля появилась информация о том, что другой крупный холдинг — «Алкогольные заводы Гросс» — приобрел иркутский ликеро-водочный завод «Байкальский кедр» (объем производства 30–40 тыс. дал в месяц).

Приход московских инвесторов на сибирский алкогольный рынок означает крупные вложения в расширение производств и масштабные затраты в продвижение продукции. Местным производителям придется столкнуться с еще более жесткой конкуренцией.

Чтобы представить, к чему это приведет в будущем, можно посмотреть на соседний рынок — пивной. Всего несколько лет понадобилось федеральным производителям пива для того, чтобы поделить между собой российский рынок. Сейчас на их бренды приходится до 70% российского рынка, а небольшим местным производствам остались только нишевые продукты, такие, как «живое» пиво.

Лакомый актив

Мотивация государства, которое активизирует процесс укрупнения алкогольных производителей, вполне понятна — чиновникам иметь дело с десятком крупных компаний гораздо легче, чем с сотнями мелких производств. Но и отдавать алкогольный рынок регионов полностью на откуп корпорациям никто не собирается. Тем более что в активе государства есть очень сильный козырь — ФГУП «Росспиртпром», который управляет пакетами акций, принадлежащих государству, более чем в ста ликеро-водочных и спиртовых заводах по всей России, в том числе и в Сибири. По сути именно государство является крупнейшим собственником алкогольных активов в России.

На фоне, без преувеличения, «черного» для производителей водки 2006 года, ФГУП, которое в этом же году получило нового генерального директора Игоря Чуяна, начало проявлять повышенное внимание к своим региональным активам. В Новосибирской области это, например, выразилось во внимании к проблемным заводам. На куйбышевском ОАО «Спирт» (Росспиртпрому принадлежит 51% акций) был назначен новый генеральный директор, представляющий интересы ФГУП, а ОАО «КАОЛВИ» (у «Росспиртпрома» также контрольный пакет акций) планируется сделать филиалом другого производителя — ОАО «Шуйская водка» (Ивановская область). В конце ноября у «Росспиртпрома» стартовал новый проект — производство «народной водки». Идеология его проста — делать качественную водку по доступной цене, а мотивация — борьба с некачественным алкоголем. При должных усилиях первым и главным результатом этой инициативы, уже названной национальным водочным проектом, станет появление в среднеценовом сегменте водочного рынка еще одного сильного бренда, способного составить конкуренцию как федеральным лидерам, так и продукции местных производителей. В Сибири производство «народной водки» уже стартует на красноярском «Яриче» (у ФГУП «Росспиртпром» — 51% акций).

2007 год станет решающим для алкогольной отрасли России и ее регионов. Ландшафт нового рыка уже формируется — концентрация наибольшей доли рынка крепкого алкоголя в руках нескольких крупных производителей федерального масштаба. Одним из таких производителей, а возможно, и крупнейшим из них, станет государство. При этом государство сможет контролировать рынок не только с помощью налогового администрирования, но и через мощную государственную алкогольную корпорацию, которой уже сейчас принадлежит большинство региональных производителей спиртового сырья.

«Эксперт Сибирь» №7 (149)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама