Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Интервью

Еще не бизнес, уже не игрушка

2008

Компании, спонсирующие спорт, всерьез озаботились построением эффективных систем управления финансируемыми активами. Цель одна — прямое воздействие на спортивные результаты

Профессиональный спорт все больше финансируетcя отечественным бизнесом. В этом плане хоккей не сильно отличается от многих других игровых видов спорта: конкуренция в российском чемпионате возрастает, вместе с ней повышаются запросы игроков и тренеров, вследствие чего увеличиваются бюджеты клубов. Растущие потребности удовлетворяются за счет вливаний компаний из самых различных сфер. В этом тренде дотирующих уже не устраивает роль простых спонсоров без каких-либо гарантий результата. Со временем приходит понимание, что гораздо правильней не выступать в качестве простого наблюдателя, выделяя немалые средства, а напрямую управлять процессом и воздействовать на исход игр.

Недавно мы получили очередное подтверждение того, что процесс перехода спорта на более высокий организационный уровень идет полным ходом. На состоявшемся 5 мая брифинге, посвященном назначению нового главного тренера хоккейной команды «Сибирь», объявлено о создании некоммерческого партнерства «Новосибирский профессиональный хоккейный клуб «Сибирь». Учредителями нового юридического лица с равными долями выступили администрация Новосибирской области, ЗАО «Сибирский антрацит» и ОАО «Новосибирскэнерго». Попечительский совет клуба возглавил губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский, а его членами стали Дмитрий Босов, Михаил Абызов и Дмитрий Шатохин. Учредители объявили о подписании двухлетнего контракта с новым главным тренером клуба Андреем Хомутовым и о назначении генерального менеджера клуба — Александра Канцурова. Одним из важнейших событий стал сформированный трехлетний бюджет, ближайший год которого расписан по месяцам. Также было отмечено, что его размер (сумма не раскрывается) существенно больше прежнего.

Вообще слухи о том, что хоккейный клуб «Сибирь» сменит хозяина, ходили больше месяца. Основным претендентом тогда называлось ЗАО «Сибирский антрацит». И неслучайно. Компания давно выступала в роли спонсора команды, председатель совета директоров Дмитрий Шатохин состоял в попечительском совете клуба, а наименование организации было написано на свитерах игроков.

Около полугода назад Дмитрий Шатохин не скрывал, что пытается понять, можно ли отстроить хоккей как бизнес, хотя бы до уровня, не требующего дотаций (см. «Антрацитовые будни», «Э-С», № 48 (190) за 24–30 декабря 2007 г.). Видимо, в связи с последними событиями такое понимание у него появилось.

— Дмитрий Владимирович, так является ли российский хоккей бизнесом?

— Мы разобрались, что представляет из себя хоккей. Бизнеса в этом нет никакого. Бизнес в моем понимании — то, что приносит прибыль, и хоккей к этому явно не имеет отношения. Из самого названия новой структуры понятно, что она требует немалых финансовых вложений.

— А что изменилось? Можно было бы и дальше давать деньги и не требовать отдачи?

— Можно, но нас интересует результат. А для того чтобы его получить, нужно стоять во главе процесса и управлять им: ставить задачи, выделять имеющиеся ресурсы тем людям, с которых можно спросить. Я входил в попечительский совет прежнего клуба, у меня, как у любого члена совета, было определенное количество информации. Я мог сказать, что доволен или недоволен итогом. Но рычагов влияния на жизнедеятельность клуба не было ни у одного из членов совета. Не бывает нормального результата у процесса, который непонятно как, какими суммами и по каким принципам финансируется.

— Чем принципиально будет отличаться новый хоккейный клуб от старого?

— Мы организовали новое некоммерческое партнерство, которое полностью отвечает всем требованиям созданной Континентальной хоккейной лиги. А самое главное: у него есть четкие и понятные учредители, с определенными источниками финансирования.

Сейчас, если посмотреть на персональный состав попечительского совета, видно, что в нем состоят люди, обладающие необходимыми финансовыми возможностями, умеющие принимать решения и отвечать за них. Каждый сознает свою ответственность, как и то, что хоккей — это проект не одного года. Состав совета не константа, он может быть увеличен. Но попасть туда могут только люди, которые внесут достаточно весомый вклад в развитие сибирского хоккея, и не только денежный. Лишних в нем не будет. Вместе мы строим клуб с позиций управленческой команды. Изменять с хоккейной стороны его будет новый тренер Андрей Хомутов, который, по моему мнению, является лучшей кандидатурой. Первым делом мы разделили полномочия между учредителями, генеральным менеджером и тренером. Учредители определяют политику, ставят задачи, утверждают бюджет и график платежей, контролируют расходы денежных средств, назначают и освобождают от должности генерального менеджера, который назначен на три года, и согласовывают кандидатуры главного тренера. Ответственность за спортивный результат лежит на генеральном менеджере и тренере, и вмешиваться в их работу, ориентированную на его достижение, мы не намерены. Мы в состоянии только помочь своими ресурсами.

Основная цель — с учетом нашего опыта максимально эффективно построить систему управления финансовыми потоками клуба, но не как бизнес-процесс  для извлечения прибыли, а как проект, работающий максимально эффективно. То есть главное — не получение дохода, а достижение спортивного результата. Да и не только спортивного. Мы хотим усилить позиционирование самого бренда хоккейный клуб «Сибирь»,  а вместе с тем Новосибирска и области.

  Фото: пресс-служба ХК «Сибирь»
Фото: пресс-служба ХК «Сибирь»

— Что стало с прежним юридическим лицом? Кому-то ведь принадлежал бренд, символика, ледовый дворец?

— Никаких социальных прав ни на один нематериальный актив не было. Дворец не принадлежал прежнему некоммерческому партнерству, а находился в аренде. На самом деле, на протяжении последних 10 лет периодически некоммерческие партнерства перерегистрировались. Непосредственно у хоккейного клуба «Сибирь» как такового собственника не существовало. Поэтому я и сказал на пресс-конференции: для того чтобы что-то купить, нужно знать, что ты приобретаешь. Но покупать было нечего.

— Насколько тяжелым было решение о выделении денежных средств на столь длительный период?

— Решение войти в состав учредителей далось нелегко и не было спонтанным. Но в нем присутствует и взвешенная и эмоциональная составляющая. Соучредители клуба прекрасно понимают, что придется привлечь очень серьезные финансовые ресурсы в течение трех лет. Это долгий проект и, конечно, мы не можем гарантировать быстрый результат, потому что это еще в том числе спорт, а не производственный показатель. По этой причине договоренность базируется на минимальном сроке в три года. Мы выбрали такой срок потому, что предполагаем естественные изменения регламента лиги через это время. Для того чтобы чувствовать себя комфортно, учредители определили гарантированное количество вложений. Генеральному менеджеру клуба и главному тренеру не придется по ходу сезона срочно искать дополнительные ресурсы для решения финансовых проблем. В то же время это не догма. Если не будет хватать бюджета, мы будем рассматривать этот вопрос. Но тот бюджет, который есть сейчас, намного больше, чем прошлогодний. И можно быть уверенным, что он позволяет выполнить задачу в сезоне 2008–2009. Несомненно, будет максимально использоваться привлечение спонсорских ресурсов. Кроме того, мы рассматриваем вопрос извлечения других доходов. Все, что так или иначе относится к хоккею, будет работать на него и приносить прибыль. Это можно назвать бизнесом, но дополнительно полученные средства будут идти на пополнение бюджета клуба. Сейчас у нас есть понимание того, как это будет происходить.

— А эмоциональная составляющая в чем?

— Я прекрасно помню, как в 1972 году — я был тогда первоклассником, мне впервые разрешили смотреть ночные трансляции матчей суперсерии Канада–СССР. Один из учредителей клуба, Дмитрий Борисович Босов, профессионально занимался хоккеем и сейчас находит время для тренировок на льду. Хоккей — одна из тем, которые просто нравятся. Год назад мы были на чемпионате мира. Потом стали чаще посещать игры «Сибири». Огромное впечатление на нас произвел очередной матч новосибирской команды, когда после серии проигрышей она потерпела очередное поражение. Но после матча болельщики все равно продолжали поддерживать команду и провожали ее стоя. Это дорогого стоит.

«Эксперт Сибирь» №20 (208)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама