За ценой не постоим

Русский бизнес
Москва, 04.10.2010
«Эксперт Сибирь» №38-39 (281)
Борьба против повышения стоимости продуктов питания становится похожей на PR-акцию, в то время как стоящее за ней государство остается основным локомотивом роста цен

Все природные катаклизмы минувшего лета вылились в активную борьбу государства с ростом цен на продукты питания. За ценами на прилавках уже выразили желание следить и партия «Единая Россия», и общественные организации по защите прав потребителей. Активно разоблачает заговорщиков в оптовом звене Федеральная антимонопольная служба (ФАС), а в регионах создаются комиссии по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных товаров.

Цены действительно растут, но в целом в рамках прошлогоднего тренда. По России за восемь месяцев 2010 года продовольственные товары подорожали на 6,64%, при росте в аналогичном периоде прошлого года в 6,62%. Инфляция за этот же период в стране составила около 6%. Примерно такая же ситуация по Сибирскому федеральному округу (СФО) — 6,26% против 6,11% годом ранее. Правда, гораздо более резко выросли в цене отдельные продукты — гречка, куриные яйца, говядина… Последнее время месячный рост цен на некоторые продукты питания составил более 30%, что формально позволяло государству по новому закону о торговле заморозить их.

Но пока в ходу другие инициативы. На рассмотрении в Госдуме находится законопроект о предельной торговой наценке на социально значимые продукты. Их список тоже должно разработать правительство. Наценка, по замыслу авторов документа, не должна превышать 15% от самой высокой оптовой цены. Очевидно, что это ударит в первую очередь по малому и среднему бизнесу в опте. Причем торгующему преимущественно дешевыми товарами, наценка на которые не даст возможности «прокормить» бизнес. С другой стороны, подорожание многих продуктов питания имеет вполне объективные причины, которые далеко не всегда заключаются в сговорах и накрутке цен. Зачастую на рынке сказываются сезонность и растущие тарифы естественных монополий, находящихся под контролем государства.

Дорогие прилавки

Широко освещаемая СМИ акция, направленная на борьбу с ростом цен, началась в июле. Проверкам подверглись все участники рынка продовольствия: поставщики сырья, производители, оптовое звено и торговые сети. Проведенный 21–22 августа фондом «Общественное мнение» опрос зафиксировал, что 80% россиян отметили рост цен на продовольствие. По данным аналогичных исследований за июль–август увеличились доли россиян, отметивших удорожание круп и макаронных изделий в шесть раз, сахара — в два раза, хлеба — в 3,5 раза. При этом Сибирь стала лидером по недовольству населения ростом цен на сахар (58%).

Сложно спорить, в некоторых случаях рост цен действительно был достаточно серьезным. Более того, он продолжается до сих пор. Например, о двукратном росте цен на гречку не говорил только ленивый.

На все эти тенденции можно смотреть по-разному. С одной стороны, многим из происходящих процессов есть вполне разум­ные объяснения. Например, цены на говядину растут в том числе и потому, что осенью государство традиционно закупает большие объемы мяса в госрезерв. К тому же повышение стоимости мяса — мировая тенденция. С другой — во многих отраслях оптовое звено действительно злоупотребляет своим сложившимся положением.

По новому закону о торговле государство может ограничивать на 90 дней стоимость определенного списка базовых продовольственных товаров в случае их подорожания на 30% и более в течение месяца в определенном субъекте федерации. Но пока профильные ведомства придерживаются позиции невмешательства в ситуацию, хотя возможности такие были и в случае с гречкой и куриными яйцами. «По нашему богатому опыту регулирование цен почти всегда приводит к дефициту и очередям, а это хуже, чем в отдельные дни колебания цен. Лучше их сглаживать правильной политикой, а не регулированием», — подчеркнул позицию власти помощник Президента РФ Аркадий Дворкович. В этом духе пока государство и действует. Проводятся формальные мероприятия, направленные на выяснение недобросовестных практик, нарушающих закон о конкуренции, которые находятся в компетенции ФАС и прочих контролеров. «В принципе, наверное, можно говорить о том, что активность контролирующих органов, действительно, несколько сбивает темпы роста цен», — выражает осторож­ный оптимизм аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

Резать по-живому

Розничная торговля пока достаточно спокойно реагирует на активность государства в сфере регулирования цен на продовольствие. Так спокойно она отреагировала и на переход на новый закон о торговле. «Рентабельность у сетей действительно снизилась, но незначительно», — говорит директор центрального офиса закупок «АШАН Россия» Эмин Рустамов.

Сложившаяся ситуация с ростом цен тоже существенного влияния на доходы отрасли не окажет, считают эксперты. «Конечно, рост цен может оказать определенное давление и на показатели рентабельности предприятий розничной торговли, но их маржа, в общем-то, существенно, видимо, не пострадает», — говорит Максим Клягин. Темпы роста цен ускоряются, но не носят критического характера. Рост затрат будет перекладываться на других участников цепочки, в том числе на потребителей. Кроме того, растущие инфляционные ожидания разгоняют продажи, что также положительно отразится на конечном финансовом результате сетей.

В конце сентября стало известно о внесении в Госдуму законопроекта об ограничении торговой наценки на социально-значимые продукты питания до 15%. По словам одного из разработчиков документа спикера Совета Федерации РФ Сергея Миронова, законопроект «предусматривает, что правительство определяет перечень социально значимых продуктов и устанавливает для них предел максимальной наценки в 15 процентов от самой высокой оптовой цены на них». Подобная мера уже обсуждалась в ходе подготовки закона о торговле и тогда понимания не нашла. Что будет сейчас, пока неясно. Но очевидно, что бьет поправка в первую очередь по мелким оптовым компаниям в регионах. По оценке еще одного разработчика законопроекта, депутата Госдумы Антона Белякова, сейчас розничные наценки на продукты питания могут доходить до 100%, а в среднем они составляют 40–50%, тогда как в странах ЕС этот показатель достигает максимум 25%.

К тому же эффективность таких мер совершенно неочевидна. Схемы обхода возможны как в виде банальных договоренностей сетей со своими поставщиками о концентрации наценок в розничном звене с последующим разделом прибыли, так и с помощью фирм-однодневок, указывают эксперты. В последнем случае сети просто пропускают закупаемые товары через несколько компаний-прокладок, каждая из которых будет перепродавать товар следующей с надбавкой не выше 15%. Или, как рассказал в интервью федеральным СМИ председатель экспертного совета общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Никита Кричевский, использовать возможности импорта. «Сегодня в крупных городах до 75 процентов продовольственных товаров — импорт. Импортные составляющие есть и в колбасе, и в рыбе, и в курятине (если брать корма). Даже упаковка продуктов, тех же тортов, например, импортная. Что мешает нашим горе-производителям и переработчикам искусственно увеличить закупочные цены на импорт? Ничего. Заключил договор с собственным оффшором по более высокой цене, и сверхприбыль в кармане. Как вы догадываетесь, оплачивать сладкую жизнь коммерсантов снова придется всем нам», — говорит эксперт.

Выбор пути

На самом деле есть вполне рыночные пути недопущения роста цен. И предприниматели о них говорят, но они расходятся с политикой, избранной правительством. Речь, например, идет о тарифах естественных монополий, которые сегодня занимают в затратах производителей продуктов питания до 35–40%, являясь основным затратным разделом наравне с фондом оплаты труда. Дошло до того, что в себестоимости булки хлеба цена муки составляет только 15%. Очевидно, впрочем, что ни о каком снижении тарифной политики речь не идет, поскольку это угрожает инвестиционным программам монополий и многочисленным долгосрочным программам их развития.

Очевидно и то, что может помочь и инфраструктурная перестройка экономики. Сегодня на многие рынки — например молочный, мясной — серьезное влияние оказывают сезонные колебания, приводящие к существенным ценовым скачкам. Но перестройка требует инвестиционных вливаний в экономику. И вливаний не маленьких. Наконец, это просто сложнее, чем стоять с дубиной над головой у оптовиков и розничных продавцов.

В правительстве же продолжают идти по проверенному пути, который скорее напоминает PR-акцию, чем лечение болезни. Первый вице-премьер Виктор Зубков назначен главным по мониторингу цен на продукты. Он будет руководить соответствующей комиссией: она должна выработать ценовые ориентиры, которые обеспечат разумную рентабельность участникам цепочки «от поля до прилавка» и сформировать подходы для обеспечения «справедливого, экономически обоснованного ценообразования». Еще одна мера, о которой сегодня говорят в правительстве — это обнуление ввозных таможенных пошлин на гречку, картофель, капусту. А ФАС продолжит бороться со спекулянтами. С июля текущего года антимонопольщики возбудили около 130 дел по подозрению в необоснованном повышении цен. И среди главных обвиняемых продолжают оставаться торговые сети.

Выгодный клубень

Томская область в 2010 году планирует поставить российским регионам от 8 до 12 тыс. тонн картофеля. «Это не окончательные цифры, работа по организации поставок продолжается. Для нашей области это очень приличный показатель», — отметил начальник департамента потребительского рынка администрации Томской области Александр Таловский,  добавив, что местными организациями уже заключены соглашения на поставку картофеля за пределы области на общую сумму более 100 млн рублей. Если учесть, что в прошлом году было вывезено всего 400  тонн картофеля (это было связано с плохим урожаем), а до этого (в 2006–2008 годы) «экспортировалось» максимум 4–5 тыс. тонн, показатели этого года действительно впечатляют.

Томский картофель уже поставляется в Москву и Московскую область, Татарстан, Башкортостан, Мордовию, Удмуртию, Астраханскую, Мурманскую, Самарскую, Нижегородскую, Владимирскую, Челябинскую и Свердловскую области, а также в Краснодарский край. В регионе работают три основных заготовительных организации — Томская продовольственная компания (ТПК, крупнейшая в области компании по заготовке дикоросов и сельхозпродукции), Томский облпотребсоюз и «Агроинвест». По словам директора ТПК Александра Ларионова, причиной всплеска картофельного «экспорта» стала очень хорошая ценовая конъюнктура на этот овощ, сложившаяся в текущем сезоне. Работать с ним стало просто выгодно. ТПК ведет закупку картофеля у населения через сеть своих заготовителей, цены растут. «Мы начали закупать с 5–6 рублей за килограмм, сейчас это 8–9 рублей по районам, кто привозит в Томск сам — покупаем по 10 рублей. До середины октября цена еще вырастет, а потом снова упадет до  7–8 рублей», — сообщил Александр Ларионов.

Но вывоз за пределы области сдерживает транспортная проблема. Как посетовал директор ТПК,  заказы набраны на 10 тыс. тонн, но пока прием заявок приостановлен. «Ограничились, потому что не можем больше вывезти. Мы имеем потребность на загрузку 10 фур в сутки, а реально больше двух–трех, редко когда четырех фур не грузим, потому что нет этих фур», — сообщил Александр Ларионов. При сложившейся ситуации с транспортом ТПК сможет вывезти за пределы региона не более 15 тыс. тонн картофеля. Проблема усугубляется тем, что после 15 октября овощ можно будет вывозить лишь в утепленных вагонах и по железной дороге. «Это дороже, но, если цена в европейской части России на картофель еще вырастет, будет смысл этим заниматься и дальше», — отметил глава ТПК.

Пока, по данным председателя Томского облпотребсоюза Александра Савенко, цены не покрывают затраты на логистику: Мордовия и Удмуртия готовы покупать картофель по 12 рублей за килограмм, Татарстан — по 18. «Нам невыгодно везти по такой цене. Мы готовы принимать представителей других регионов и продавать картофель по 11–12 рублей в Томске», — говорит Александр Савенко. Сегодня же, по словам Александра Таловского, надо решить две задачи: «во-первых, все, кто потребляет картофель, прежде всего учреждения социальной сферы, должны быть им обеспечены до нового урожая, во-вторых, нужно закупить как можно больше картофеля у крестьянина по выгодной для него цене и больше отправить его за пределы области».

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №38-39 (281) 4 октября 2010
    Туризм
    Содержание:
    Реклама