Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Здоровая конкуренция

2011

«Ингосстрах» откроет в Новосибирске свою клинику «Будь здоров». Это встряхнет рынок платной медицины в городе, но его основные игроки к приходу солидного конкурента готовы

ОСАО «Ингосстрах» до конца 2011 года планирует ввести в эксплуатацию  в Новосибирске собственную много­функциональную клинику «Будь здоров». Она станет одной из крупнейших в городе. Еще в 2008 году под размещение клиники за 180 млн рублей было приобретено пяти­этажное здание общей площадью почти 2,5 тыс. кв. м, расположенное на главной магистрали города — Красном проспекте (бывший офис «умершего» банка «Сибконтакт», спрятавшийся во дворах). Сейчас ведутся ремонтные работы. По словам директора новосибирского филиала ОСАО «Ингосстрах» Дмитрия Шевченко, еще около 200 млн рублей будет потрачено на приобретение современного оборудования.

Точный перечень услуг, которые будет оказывать «Будь здоров», пока не известен. Но в московском пресс-центре клиники сообщили, что все ее филиалы работают по единому стандарту. Сейчас медцентры страховщика функционируют в Москве, Санкт-Петер­бурге, Саратове и Краснодаре (в планах — освоение рынков Уфы и Казани). В них действует, как минимум 16 различных отделений, в том числе терапии, неврологии, хирургии гинекологии, маммо­логии, урологии, эндокринологии, офтальмологии. Известно, что кроме поликлинического отделения, «Будь здоров» в Новосибирске предложит посетителям стоматологические услуги и круглосуточную травматологию. Это важное преимущество: сегодня собственную «травму», кроме госучреждений системы здравоохранения, имеет только крупнейшая частная клиника Новосибирска — «Авиценна».

К созданию собственной сети медицинских учреждений «Ингосстрах» приступил еще в 2007 году, запланировав открыть 24 филиала на территории России. В Сибири клиники откроются в Новосибирске, Иркутске и Красноярске. Понятно, что появление «Будь здоров» в этих городах существенно повлияет на местные рынки платной медицины. Но революций не предвидится.

Конкурентов хватает

По данным министерства здравоохранения Новосибирской области, на территории региона сегодня работает более 1 140 медицинских кабинетов и частных центров, организованных 938 юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Из них 296 организаций предоставляют стоматологические услуги, 92 оказывают акушерско-гинеколо­гичес­кую помощь, а еще 40 частных клиник — стационарную. Многопрофильных медицинских центров в Новосибирске тоже несколько сотен. Но наиболее крупных — два десятка. В числе лидеров по числу пациентов: «Авиценна», Центр новых медицинских технологий СО РАН в Академгородке, а также клиники «Санитас», «Здравица», «Астра-мед» и «Смитра». Таким образом, клинике «Будь здоров» придется столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны уже зарекомендовавших себя игроков.

«Ингосстрах» это не пугает. А потому страховщик ставит перед собой достаточно амбициозные цели. По словам заместителя генерального директора компании Татьяны Кайгородовой, «Будь здоров» в Новосибирске сможет обслуживать от 36 до 40 тыс. пациентов в месяц. Нетрудно подсчитать, что это примерно 1,5 тыс. человек в день. Планы впечатляющие: таким потоком может сейчас похвастаться разве что крупная муниципальная поликлиника. Получается, «Будь здоров» намерена стать лидером местного рынка платных медицинских услуг. Для сравнения — «Авиценна», по собственным оценкам, ежедневно принимает порядка 800 пациентов.

Привлечь столь большое количество клиентов в «Ингосстрахе» рассчитывают за счет не только «своих» пациентов, то есть страхователей компании, но и клиентов других страховщиков и обычных посетителей, не имеющих полисов ДМС. Эта схема реализуется во всех филиалах сети. Медицинский центр, таким образом, будет работать как обычная частная клиника, клиентура материнской компании создаст лишь «гарантированный» поток посетителей. «Такого рода заведение должно работать в экономсегменте, — считает директор ГК «Медицинский центр «Здравица» Наталья Сухарева. — Потенциальных потребителей здесь достаточно. Многие пока ходят в поликлиники, но недовольны качеством услуг, а в частных клиниках для них дорого. Думаю, именно на них и нацелен такой центр. Ограничение здесь только территориальное. Рядом с клиникой такое количество пациентов не наберешь. Но поедут ли все эти люди в одно место?»

«Поделиться» пациентами с новой клиникой, кроме муниципальных поликлиник, скорее всего, придется и мелким частникам. Особенно тем, которые расположены в центральной части города и предлагают ограниченный перечень услуг. Крупные частные центры на этом фоне выглядят более уверенно. Даже несмотря на высокую стоимость обслуживания, они вряд ли проиграют в ценовой конкуренции и ощутят значительный отток пациентов. Многие из них изначально были ориентированы на клиентов с высоким достатком и потому давно исповедуют принцип: хорошая медицина не может быть дешевой. «Возможно, уйдут те клиенты, которым все же дорого обслуживаться у нас, но кто уже не хочет посещать государственные поликлиники, — говорит Наталья Сухарева. — На их место ожидаем других, более платежеспособных, которые сейчас просто не могут к нам попасть, так как при высокой загрузке клиник не успевают записаться на хорошее время. Обеспеченные люди чаще всего не готовы ждать».

Теоретически медцентры, ориентированные на дорогой сегмент, тоже могут потерять часть пациентов из тех, которые являются клиентами «Ингосстраха». Компания просто постепенно переведет их на обслуживание в свою клинику. С другой стороны, фактором, сдерживающим отток клиентов из уже давно и хорошо зарекомендовавших себя частных клиник, будет бренд медицинских учреждений. «Сегодня бренд лечебного учреждения играет огромную роль, он создается ни один год, многие пациенты привыкли и доверяют конкретным клинике и врачу и вряд ли готовы будут расстаться с ними», — отмечает директор медицинского центра «Авиценна» Ирэна Цыцорина. Но даже массовый отток клиентов не опасен для крупных центров. Как подчеркивает Цыцорина, сегодня доля «застрахованных» в общем количестве пациентов не является определяющей для судьбы клиники. Директор клиники «Смитра» Петр Смиренко, например, говоря об их количестве, называет цифру 10%.

Все за десятку!

Еще одно конкурентное преимущество «Будь здоров» — низкая стоимость полиса ДМС. Как отмечает Дмитрий Шевченко, заплатив в год около 10 тыс. рублей, клиент будет иметь возможность обратиться в клинику «Будь здоров» неограниченное количество раз по неограниченному количеству услуг. «Учитывая, что «Ингосстрах» — это крупнейшая страховая компания федерального уровня и один из лидеров отечественного страхового рынка, привлечь такое количество пациентов с помощью полисов ДМС кажется вполне достижимой задачей», — говорит главный врач медицинского центра «Реафан» Екатерина Бурштейн.

Однако не все руководители частных медцентров города уверены, что «Ингосстрах» действительно сможет так сильно играть с ценами. «Десять тысяч рублей за полис рискового страхования — реальная цена для базового обслуживания и консультативного приема специалистов, — говорит Петр Смиренко. — Но нужно еще понять, что конкретно входит в такой полис ДМС, какие именно анализы и диагностические исследования включены в эту сумму». «В настоящее время существуют полисы ДМС, которые позволяют получать медицинские услуги без ограничений. Оценить то, насколько данная услуга будет востребована, и то, как она отразится на других участниках рынка, возможно только после того, как клиника откроется и реально начнет работать», — добавляет Екатерина Бурштейн.

В связи с этим, уверены действующие игроки рынка, клинике «Будь здоров» будет сложно быстро достичь своих амбициозных целей. «Посещаемость на уровне тысячи человек в день реальна, но не сразу, для этого еще нужно будет поработать, — отмечает Наталья Сухарева. — Многое будет зависеть от того, сможет ли «Ингосстрах» предложить адекватное качество медицинских услуг, которое, кроме оборудования, зависит от врачей и качества управления таким большим центром». С ней согласна и Ирэна Цыцорина: «Такой центр, конечно же, будет постепенно набирать обороты, но вряд ли в ближайшее время начнет работать на полную мощность. Оценить успешность проекта можно будет даже не через три, а может, через пять лет».

На пользу страховщику пойдет следующий фактор: рынок частной медицины — растущий. Финансовый кризис, конечно, его стороной не обошел (как отмечают сами участники рынка, сократился средний чек), тем не менее сектор показал свою сравнительную устойчивость и не подвергся значительному сокращению. По данным УК «ФИНАМ Менеджмент», в Новосибирской области в 2009 году рост рынка платных медицинских услуг составил в сопоставимых ценах почти 2%. То есть имел место даже не спад, а лишь существенное сокращение темпов роста (в 2008 году прирост составил почти 20%). Согласно данным Росстата, по итогам 2010 года объем рынка в регионе вырос в сопоставимых ценах на 0,9% (номинальный рост — около 6%) и составил около 5 млрд рублей (против 4,77 млрд в кризисном сезоне).

Об устойчивости рынка свидетельствует еще один факт. Как отмечают в областном минздраве, закрытий частных многопрофильных центров за последние три года в регионе не отмечалось. «На наш взгляд, в 2011 году основным трендом станет дальнейшее восстановление рынка, — отмечает аналитик УК «ФИНАМ Менеджмент» Максим Клягин. — Нельзя исключать, что темпы роста при этом будут несколько выше. Этот сектор остается весьма привлекательной сферой для инвестиций». В долгосрочной перспективе потенциал клиники «Будь здоров» выглядит не менее радужно. Именно ДМС на протяжении последних лет являлось одним из основных драйверов динамичного роста рынка платных медицинских услуг. Таким образом, «страховые клиники» имеют все шансы стать хорошей альтернативой традиционной государственной медицине. Дополнительный импульс их развитию может придать реформа ОМС, предполагающая возможность подключения к системе обязательного страхования и частных клиник. Так что, вкладываясь в медицину, «Ингосстрах» делает правильный шаг.

Страховая медицина

Собственная клиника крупного страховщика федерального уровня — случай уникальный только для Новосибирска. «Ингосстрах» идет проторенной дорожкой. Лидер рынка — «Росгосстрах» — имеет собственные лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) в Твери и Сыктывкаре. Сетью клиник в Перми, Кирове, Ярославле, Нижнем Новгороде, Саратове и Самаре давно обзавелась и группа «АльфаСтрахование». «Для страховщиков это в определенной степени даже профильный актив, — оценивает ситуацию аналитик УК «ФИНАМ Менеджмент» Максим Клягин. — Наличие собственной сети клиник в структуре страховой группы может рассматриваться как положительный фактор, в том числе открывающий определенные возможности для достижения эффекта синергии».

Прежде всего собственные медцентры позволяют страховщикам следить за качеством обслуживания пациентов. Стимулируют страховщиков и финансовые причины. С началом кризиса наблюдалось сокращение рынка ДМС особенно за счет сжатия корпоративных заказов. На этом фоне сочетание ДМС с собственной клинической базой дает крупным страховым компаниям возможность сэкономить и заработать сразу на двух услугах.

Другой финансовый мотив — противоречие в интересах страховых компаний и клиник. Первые стремятся оптимизировать расходы по страховым выплатам, вторые — оказать максимальное количество услуг по полисам ДМС. По словам страховщиков, в некоторых частных медцентрах фиксируются случаи «раскручивания» застрахованных, назначение дополнительных и не всегда оправданных процедур. Собственное ЛПУ сводит эти риски на нет. К тому же, отмечают в «Ингосстрахе», наличие своей клиники позволит взять ценовую составляющую под контроль и добиться более высокого качества оказываемых поликлинических услуг.

«Эксперт Сибирь» №13-14 (292)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама