Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Интервью

Первый томский межвузовский

2012

За восемь лет работы студенческий бизнес-инкубатор «Дружба» выпустил 30 успешных компаний

Студенческий бизнес-инкубатор (СБИ) «Дружба» был создан как структурное подразделение Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). В 2004 году такая форма привлечения студентов к инновационному предпринимательству казалась едва ли не экзотикой. Однако с каждым годом не только в вузовских, но и в деловых кругах, не чуждых инноваций, крепло осознание того, что СБИ — структура не просто нужная, но остро необходимая. Инновациям надо учить, особенно студентов. Поняв это, вслед за ТУСУРом собственные бизнес-инкубаторы стали создавать остальные вузы Томска. А «Дружба» так и осталась — первым и межвузовским.

— Что значит межвузовский? Межвузовский значит то, что нашими услугами могут пользоваться все вузы Томска, — рассуждает директор СБИ Антон Титков. — Наш инкубатор был создан в 2004 году, и он был первым в России учреждением подобного рода, созданным при университете. И в то время мы, безусловно, были единой площадкой для всех университетов. Несмотря на то что во многих вузах сейчас уже созданы свои инкубаторы, мы по-прежнему поддерживаем проекты студентов из других университетов. Например, из Томского государственного (ТГУ) и Томского политехнического (ТПУ). К нам могут приходить команды из любых университетов. За восемь лет нашей работы через бизнес-инкубатор прошло более 110 проектов и более тысячи участников, было создано более 30 успешных компаний, которые работают на региональном уровне, федеральном и даже мировом. Например, компания «ТомскСофт» — это один из наших первых резидентов, — имеет более 80 млн пользователей по всему миру. Компания Sectar — тоже один из ярких примеров. Они стали резидентами «Сколково». Вообще, многие наши резиденты одновременно являются резидентами томской особой экономической зоны (ОЭЗ) и «Сколково».

— Основной вопрос любого инновационного предпринимательства — от стартапов и выше — это привлечение инвестиций. Как эта проблема решается в СБИ?

— Каждый год мы привлекаем в проекты наших резидентов более двух миллионов долларов инвестиций. Инвестиции идут в первую очередь из государственных институтов развития, сейчас набирает обороты частный венчурный бизнес, поэтому частные деньги появляются тоже. Могу привести яркий пример. В нынешнем году наш резидент компания «Маркет в городе» привлекла два миллиона евро инвестиций из Голландии. Любой проект, конечно, должен дорасти до такого уровня. «Маркет в городе» — это, наверное, один из уникальных случаев, когда за одиннадцать месяцев ребята сделали очень большой рывок вперед. Они пришли к нам с первоначальной идеей, прототипом и меньше чем за год создали полноценный продукт. И не просто создали — вывели его на рынок, привлекли деньги и сейчас получают первый транш для запуска своего продукта в пяти регионах России.

— Что нужно иметь, чтобы стать резидентом бизнес-инкубатора?

— В первую очередь идею и команду. Мы достаточно лояльно относимся к входящим к нам проектам, поэтому слово «студенческий» играет здесь не последнюю роль. Ребята приходят к нам с еще не готовым бизнес-планом, с не готовой компанией, приходят со своей научно-технической идеей в сфере IT и радиоэлектроники в широком смысле этих слов. Могут прийти с командой, в которой есть только два студента, но у которых огромный потенциал коммерциализации разработки. Правда, слово «инновационный» многих молодых людей отталкивает. Некоторые думают, что их разработка не инновационная, они не подойдут на роль резидента бизнес-инкубатора. На самом деле это не так. Мы приглашаем всех. К нам приходят из ТУСУРа, из ТПУ, ТГУ. У нас есть своя специализация — ИТ и радио­электроника, — поэтому мы умеем работать и знаем, как работать с такими проектами. Очень многие заблуждаются, когда думают, что бизнес-инкубатор — это площадь. Это не площадь и не дешевая аренда на самом деле. Это среда. Когда человек попадает в бизнес-инкубатор, он находится среди таких же, как он. Это очень важно, потому что здесь идет интенсивный обмен знаниями.

— Компания Sectar со своей технологией дополненной реальности нашла в Томской области применение своему продукту?

— Конечно, нашла. Но проект еще в стадии становления, в стадии роста. Проект длительный, он не делается за месяц или за год. Сейчас ребята сделали разработку для Томской домостроительной компании (ТДСК). Работают, чтобы внедрить в школах города свой продукт. В общем, еще многое предстоит сделать, и путь впереди долгий.

— Есть какие-то ограничения на прием в бизнес инкубатор?

— Безусловно, мы не можем принять всех, и у нас есть свои ограничения. Как правило, мы принимаем около 30 инкубируемых проектов. Конкурс обычно составляет 4-5 проектов на место. Но шансы есть у всех желающих, и мы стараемся их увеличить. Например, кроме инкубирования у нас есть программа прединкубации. В ее рамках проходят различные мероприятия, направленные на то, чтобы проекты приходили к нам уже подготовленными. Мы рассказываем, что такое инновационный бизнес, венчур, команда. Многие проекты, как правило, не уделяют большого внимания экономике и не имеют экономического обоснования. Все это мы рассказываем, советуем. То есть, по сути, ведем образовательную деятельность, потому что зачастую студенты не знают, что предприятие — это еще и текучка. Это бухгалтерия, юридические моменты. А так как это инновационный бизнес, то здесь есть такие вещи, как защита интеллектуальной собственности, привлечение инвестиций и так далее Это очень сложные моменты. Чтобы привлечь большие деньги, надо правильно упаковать проект. Для этого в СБИ работает консалтинг, которым обеспечены наши резиденты. Они получают доступ к нашей партнерской сети. Дальше мы совместно с нашим партнером бизнес-акселератором «Энергия» делаем программу акселерации, чтобы проекты за два месяца проделали огромный пласт работы, который они делают обычно за три года.

— А чего сегодня не хватает бизнес-инкубатору?

— Не хватает на самом деле многого. В первую очередь понимания, куда наши проекты должны идти дальше. Сейчас мы делаем дорожную карту от стадии идеи до выхода на глобальный рынок. Каждый проект должен осознавать, в какой точке карты он находится и какие пути у него есть. Мы объединяем многие площадки, работаем с Северском, с томской ОЭЗ для того, чтобы проекты понимали, куда идти дальше, как развиваться.           

«Эксперт Сибирь» №44 (352)

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама