«Енисей» повернули на запад

Дорога федерального значения М-54 «Енисей», проложенная от Красноярска через Туву до границы с Монголией, в скором времени изменит свое направление — от Кызыла повернет на запад. Это позволит Туве улучшить состояние собственных транспортных артерий за счет средств федерального бюджета

Туву, без преувеличения, можно назвать «республикой на колесах». Поскольку железных дорог здесь вообще нет, а авиация и речной транспорт особой роли в перевозках не играют, именно автомобильные дороги являются связующим звеном во всей транспортной инфраструктуре республики. А основной дорожной артерией Тувы является федеральная дорога М-54 «Енисей». При этом, несмотря на всю важность автотранспортного сообщения, состояние дорог в регионе оставляет желать лучшего. Большая часть трасс была проложена по тувинским степям и горным серпантинам еще до начала 1970-х. С тех пор они практически не «капиталились». Максимум, на что хватало средств республиканского бюджета, — на скорую руку провести текущий ремонт особо запущенных участков.

В 2006 году М-54, начинающаяся в Красноярском крае, а на южном окончании упирающаяся в Туве в госграницу (переход Цаган-Тологой), была передана на федеральный баланс. Под обслуживание ее тувинского участка — от красноярского села Танзыбея до границы с Монголией — создали федеральное казенное учреждение Упрдор М-54 «Енисей». Наследство ФКУ досталось незавидное. И полотно, и мосты, и пропускные сооружения на этом участке не соответствовали стандартам, действующим для дорог такой категории. Асфальт заканчивался на 1 024 километре, а за сотню километров до госграницы М-54 превращалась в обыкновенную грунтовку. Дорожникам нужно было в кратчайшие сроки привести трассу в должное состояние. Для этого был разработан весьма масштабный и финансово затратный проект реконструкции (источники в Упрдоре точных цифр не приводят, но утверждают, что речь идет о миллиардах рублей). К его реализации подрядчик — ФКУ ООО «Восток» — приступил в 2009 году. Для начала необходимо было «одеть» в асфальт участок от Эрзина до 1 035 километра, полностью реконструировать дорожные сооружения, в соответствии с новыми требованиями сгладить слишком крутые подъемы и спуски, а также избавиться от резких поворотов. Год спустя на участке «Эрзин» были сданы первые километры дорожного полотна. В 2011 году подрядчик отчитался еще за десять километров. В середине 2012 года работы велись уже на участке с 1 035 по 1 048 километр. В некоторых местах полотно пришлось поднимать до высоты более двадцати метров.

Сдача участка состоялась в сентябре минувшего года — в асфальт дорога была одета до 1 048 километра, то есть до самого южного райцентра Тувы. Любопытно, но только после этого власти республики стали активно лоббировать поворот М-54 от Кызыла на запад. Решение было утверждено в конце февраля 2013 года. И хотя протокольного решения по этому вопросу еще нет, и в Упрдоре, и в Миндортрансе Тувы соглашаются, что это лишь формальность и «де-факто» дорога уже изменила направление.

Теперь уже отремонтированный участок М-54 от Кызыла до Эрзина будет лишен статуса федерального значения и передан в ведение местного «Туваавтодора», а «Енисей» побежит от Кызыла на запад, через Чадан, до второго пограничного перехода Хандагайты — Боршо, который находится на 200 км западнее Цаган-Тологоя. В результате М-54 «поглотит» большую часть региональной дороги А-162 (от Кызыла до Чадана), и А-163 — на всем ее протяжении от Чадана до госграницы. Поскольку участок от Кызыла до Цаган-Тологоя будет снят с федерального баланса, длина дороги М-54 формально увеличится лишь на 31 километр (на самом же деле, в ведение Упрдора перейдет более двух сотен километров). И в этом — главный бонус, заработанный властями Тувы. Федеральная трасса будет получать стабильное финансирование из государственного, а не скудного республиканского бюджета. По новым стандартам, на содержание километра федеральной дороги третьей категории должно выделяться не менее 600 тыс. рублей в год

На самом деле интенсивность транспортного потока на этом отрезке А-162 давно уже значительно превышает мощность движения на участке Кызыл–Эрзин. Так что дорога, по которой, кстати, Тувинская горнорудная компания возит уголь со своего Чаданского месторождения, по статусу в реальности давно уже превратилась в федеральную. К тому же до поворота М-54 связывала собой лишь пять муниципальных образований Тувы. Теперь же на нее «подсядут» целых девять районов республики, в которых суммарно проживает свыше 70% ее населения.

Еще один аргумент «за»: выход дороги на пропускной пограничный пункт Хандагайты–Боршо открывает новые горизонты во внешнеэкономических связях с Монголией — как для региона, так и для всей страны. И дело не только в том, что этот переход оборудован современными таможенными терминалами. Монгольская сторона активно развивает транспортный коридор B1, который выходит на небольшой монгольский город Хофт. В последнем сходятся три крупных автомагистрали: из Улан-Батора (через Улангом), из Урумчи (Западный Китай), а также трансконтинентальная трасса Европа–Западный Китай (Белоруссия–Россия, Татарстан–Казахстан–Монголия). К российской границе от Хофта ведет только один путь — на Боршо. Таким образом, решение о повороте М-54 прорубает для России еще одно «окно» в Азию. По оценке ученых Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, это обстоятельство открывает для переработчиков Красноярского края, Хакасии и Томской области прямой выход на мощную базу сельскохозяйственного сырья Монголии и провинций Западного Китая. В этом свете новый вариант концовки М-54 выглядит проектом, перспективным не только для Тувы, но и для Сибири. В связи с этим, правда, придется пересматривать недавно заключенное концессионное соглашение между правительством Тувы и консорциумом «Тувинские дороги», дочерней структурой Evraz Group. По этому соглашению дорогу А-162 намечалось передать в управление консорциуму на двадцать лет. Но процедура передачи дороги еще не начиналась, а потому условия соглашения могут быть пересмотрены без ущерба для обеих сторон.

У партнеров

    Реклама