ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Начало коренных реформ

2013

Новые правила ценообразования в сфере теплоснабжения в полном объеме вступят в силу в 2014 году, но реализация нового документа начнется уже в году текущем. Представители теплоэнергетических компаний возлагают большие надежды на Федеральную тарифную службу, но прогнозы рынка не слишком оптимистичны

Теплоснабжение — регулируемый сектор, который сегодня не может обеспечить компании доходность от владения энергоактивами. Региональные власти стараются устанавливать тарифы на низком уровне, рассчитывая, что недостающие средства компании получат за счет продажи электро­энергии на рынке. Но этого не происходит, поскольку «тепловая» надбавка в цене электроэнергии повышает ее стоимость и делает ТЭЦ неконкурентоспособной по сравнению с ГРЭС и тем более ГЭС. В результате самый эффективный, казалось бы, производитель — ТЭЦ (производящий одновременно тепло- и электроэнергию) оказывается наименее востребованным, что приводит к постепенной «котельнизации» рынка, которая в последующем может повлечь резкий рост тарифов.

Очевидно, что теплоэнергетике давно необходимы рыночные механизмы получения прибыли и привлечения инвестиций. В 2012 году были приняты основные подзаконные акты: «Основы ценообразования в области теплоснабжения» и «Правила оказания услуг по теплоснабжению», после чего системообразующий федеральный закон «О теплоснабжении» 2010 года наконец должен заработать. Но для этого требуется принять еще ряд документов, которые сейчас находятся в процессе утверждения: поправки в правила ценообразования, методические указания о расчете тарифов, приказы о правилах согласования решений разных регуляторов и т.д. Из-за отсутствия этих инструментов нет согласованности действий между регуляторами и энергокомпаниями. Сейчас производители тепловой энергии оценивают ситуацию крайне пессимистично и отмечают «узкие места» в уже принятых законопроектах. Прежде всего, в тарифной политике.

Дорогое тепло

Последние несколько десятилетий тарифы на тепло устанавливаются по принципу «затраты плюс», а главным ориентиром при их утверждении всегда было сдерживание роста цен для конечных потребителей. Результатом стало постоянное недофинансирование отрасли и сильный износ теплосетей. А потери в тепловых сетях ведут к новому росту тарифов для потребителей, которые все равно не перекрывают расходов генерирующих компаний. Выход был найден в переходе теплоснабжения на RAB-регулирование. В настоящее время планируется переход на долгосрочное регулирование, но и к нему пока есть претензии. «Один из главных недостатков документа (подразумевая переход на прогрессивную модель долгосрочного регулирования) — он фактически фиксирует текущую ситуацию, поскольку за основу берется существующий уровень, и от него рассчитываются долгосрочные тарифы. То есть в качестве начального тарифа принимаются ранее утвержденные ставки по методу “затраты плюс”», — объясняет представитель Сибирской генерирующей компании (СГК). Условно, если в одном и том же городе тариф на услуги у одной компании было три рубля, а у другой — один рубль, то это будет зафиксировано в качестве базовой величины. И при установлении долгосрочных тарифов по новой схеме наибольшую прибыль будут получать наименее эффективные компании.

«Разумнее было бы взять экономически обоснованную стандартную величину в пределах одного локального рынка и уже от нее отталкиваться при принятии тарифных решений на несколько лет вперед. Кроме того, правила оставляют возможность для пересмотра утвержденных тарифов, в то время как одно из основных условий прихода инвесторов — это стабильность и неизменность принятых регулятором решений», — отмечают в СГК.

Исходя из принципа формирования тарифа в текущих условиях, необходимо устранить норму, которая позволяет регулятору «вырезать» из тарифа экономию, достигнутую за счет инвестиций. Это приведет к тому, что весь полученный от модернизации экономический эффект в виде уменьшения затрат вырежут из тарифа в следующем году. Какой инвестор согласится прийти на таких условиях и вкладывать свои деньги? «Ни один из методов регулирования не позволит обеспечить безубыточность без существенного роста тарифа, что государством не допускается. Привлечь же инвестиции убыточные компании не в состоянии в силу превышения кредитным портфелем всех разумных пределов. В такой ситуации проблемным становится даже рефинансирование существующих кредитов, не говоря уже о привлечении средств для инвестиций. В теплоэнергетике нет и не может быть крупных инвестиций, окупающихся за один–три года», — констатирует директор по экономике ОАО «ТГК-14» Андрей Аблязов.

При правильном подходе к RAB, когда экономия от инвестиций будет источником покрытия расходов на модернизацию, новая схема регулирования позволит зафиксировать, а в ряде случаев и снизить тарифную нагрузку на жителей. А пока генерирующие компании отмечают недостаточность финансирования отрасли даже для текущего существования. По словам Андрея Аблязова, «проблема стоит крайне острая, кредитные ресурсы у компаний закончились; дальше электростанции ожидает либо банкротство, либо прямое вмешательство государства». Эксперт обосновывает свои доводы тем, что сегодняшний тариф на тепло, установленный регулятором, не покрывает всех расходов на производство, что приводит к неэффективности и снижению нагрузки ТЭЦ. В итоге генераторы работают «в минус».

Территориальные генерирующие компании связывают большие надежды с новой моделью оптового рынка электрической энергии и мощности. Модель пока разрабатывается на площадке НП «Совет рынка» и обсуждается в Минэнерго РФ. В ней должны быть устранены дискриминационные меры в отношении ТЭЦ, которые сложились на оптовом рынке. С принятием новой модели участники рынка должны получить выстроенный механизм ликвидации перекрестного субсидирования либо законной его компенсации. Но пока у генераторов крайне мало позитива в отношении сложившихся проблем. По мнению участников рынка Сибири, даже новые правила ценообразования в теплоснабжении не помогут увеличить поступления средств от продажи тепловой энергии. Основными причинами снижения выработки ТЭЦ являются общее падение спроса и высокая конкуренция на оптовом рынке электроэнергии со стороны АЭС и ГЭС, имеющих низкую себестоимость производства. «Чтобы устранить убыточность тепловых электростанций, сначала необходимо построить новые ТЭЦ и сети, поднять тариф до реально необходимого уровня и контролировать целевое использование средств. Все внесенные изменения не позволяют решить существующие проблемы с убытками теплоэнергетиков. Усложняется методика установления тарифов, но суть не меняется — рост тарифов ограничен предельными уровнями тарифов на основе прогноза Минэконом РФ. Для компаний, занимающих долю более 50% в своем субъекте, нет возможности увеличения тарифа «за счет других». Превышение же этого предельного уровня по инициативе субъекта маловероятно по политическим соображениям», — убежден Андрей Аблязов.

Проблема дебиторской задолженности

Сбор денег по уже установленным тарифам тоже превращается в проблему. Собственники ТЭС отмечают рост дебиторской задолженности тепловых электростанций. Но где происходит утечка средств между поставщиками и потребителями энергоресурсов? «Общий объем дебиторской задолженности перед генерирующими компаниями в стране оценивался по итогам 2011 года в 78 млрд рублей, а если брать всех поставщиков тепла — в 120 миллиардов рублей. Доля расходов населения только на теплоэнергию и горячее водоснабжение в регионах присутствия СГК составляет от трех до пяти процентов, что сравнимо с долей расходов домохозяйств на услуги связи, а в некоторых регионах и ниже нее. При этом общая задолженность перед телекоммуникационными компаниями оценивается экспертами в 16 миллиардов рублей, что в 4,5 раза меньше задолженности за тепло. То есть причины низкой платежной дисциплины лежат в нормативно-правовой, а не в экономической плоскости», — говорят в Сибирской генерирующей компании.

Существует статистика, что в среднем до 80% граждан добросовестно платят за коммунальные услуги. Но большая часть населения в результате оказывается в должниках. Генерирующие компании не могут напрямую работать с населением. Механизм прямых договоров требует от энергетиков слишком многих затрат для ведения сбытовой деятельности. Все расчеты ведутся с созданными в результате коммунальной реформы управляющими компаниями. И именно на их долю приходится подавляющая часть неплатежей. Неэффективная нормативная база и отсутствие работающих механизмов контроля создает условия, когда недобросовестные управляющие компании собирают деньги с населения, а затем банкротятся. Эти банкротства ощущает и конечный потребитель — тарифы на тепловую энергию повышаются для компенсации выпадающих доходов теплоснабжающей организации.

Существует различные механизмы решение данной проблемы. «У нас большинство потребителей на лицевых счетах. Нынешнее законодательство предполагает взаимодействие ресурсоснабжающей организации непосредственно с потребителями, а если уходить на схему «по стене дома» тогда мы потеряем огромное количество средств. Это связано с неспособностью УК нормально распределять тепловую энергию и эффективно собирать за нее деньги. Законодательство регулирует взаимодействие ресурсоснабжающих организаций и УК, но у нас сведено до минимума, потому что получается, мы ресурс доставляем до каждого потребителя, а УК просто обслуживают внутридомовые сети», — объясняет заместитель генерального директора ОАО «ТГК-14» по сбыту Юрий Дорфман.

Помимо этого, существует сложная процедура ввода ограничений для должников. Законодательство должно предусматривать ограничение услуги отопления, а не только горячего водоснабжения, как сейчас. По мнению ресурсоснабжающих компаний, сроки оплаты необходимо ужесточить, а введение предварительной оплаты услуг по аналогии с услугами связи сможет ускорить процесс ограничения или понуждения к оплате. «Существуют различные механизмы решения проблемы: переход на прямые договоры, расщепление платежей. Но главное — в жилищном секторе нужны условия, при которых жильцы смогут реально управлять своим домом. Генерирующие компании готовы рассматривать даже установление льготных тарифов на теплоэнергию для тех управляющих компаний, которые добросовестно выполняют свои обязанности по сбору и перечислению денежных средств.

Перспективы развития тепловой генерации

Главный вопрос развития тепловой генерации — как всегда, прозрачность. Пути решения проблем постепенно созревают, но когда и какие меры будут приняты регулятором, внятно ответить на этот вопрос пока не может никто. Генерирующие компании рассчитывают совместными усилиями найти компромиссные решения и прийти к новой модели тарифного регулирования, так как при нынешней системе ожидать увеличения поступления средств от продажи теплоэнергии не приходится. Энергетики ожидают более решительных мер по ликвидации перекрестного субсидирования. В существующих условиях из тарифа на тепловую энергию вырезается часть тарифа на электрическую мощность, которую генераторы должны принимать на убытки. В результате это приводит к неконкурентоспособности ТЭЦ на оптовом рынке электроэнергии и мощности. При отказе от перекрестного субсидирования у комбинированных тепло- и электрогененрирующих компаний появляются средства для возврата инвестиций. А при долгосрочном и прозрачном тарифе исключаются дополнительные риски для инвесторов в секторе теплоснабжения. То есть решить проблему тепловой генерации может только комплексный подход, который будет включать в себя корректировку модели оптового рынка электроэнергии, повышение прозрачности тарифного регулирования в теплоснабжающей деятельности.

«Для прихода инвесторов в отрасль нужна доходность инвестиций, сопоставимая с альтернативными возможностями размещения капитала при близком профиле риска, внедрение рыночных правил функционирования теплоснабжающих организаций. Но главное — начальная цена на теплоэнергию должна быть независимой от прошлых тарифных решений. Также необходимо обеспечение первоочередной загрузки наиболее эффективных генераторов, снижение механизмов «ручного управления» и господдержка проектов модернизации теплового сектора», — убеждены в СГК.          

Регулирования тарифов в теплоснабжении методом RAB

Cегодня существует два метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения: комбинированный и RAB (от англ. regulatory asset base — «доходность на инвестированный капитал). В основе комбинированного метода лежат методы индексации и «затраты плюс».

С 2014 года предполагается ввод дополнительных методов регулирования тарифов:

Метод индексации — такие тарифы устанавливаются на срок не менее пяти расчетных периодов регулирования или, при первом применении, — на срок не менее трех расчетных периодов регулирования. Прибыль в очередной расчетный период регулирования определяется равной произведению установленного нормативного уровня прибыли и необходимой валовой выручки в текущий расчетный период. Нормативный уровень прибыли не может превышать норму доходности, установленную для регулируемых организаций на соответствующий долгосрочный период, или норму доходности, установленную в качестве долгосрочного параметра регулирования.

Метод RAB (по согласованию с ФСТ России) — размер инвестированного капитала при первом применении метода RAB устанавливается на уровне, не превышающем предельный размер инвестированного капитала. Возврат инвестированного капитала определяется как сумма величины возврата инвестиций, осуществленных до перехода к RAB-регулированию и величины возврата инвестиций, осуществленных после перехода к RAB. Доход на инвестированный капитал определяется на основании размера инвестированного капитала, фактически осуществленных новых инвестиций и чистого оборотного капитала с учетом нормы доходности инвестированного капитала (норма доходности инвестированного капитала устанавливается РЭК).

Метод сравнения аналогов. Он основывается на анализе показателей деятельности регулируемых организаций, осуществляющих аналогичный регулируемый вид деятельности. Применение «средних» расходов при определении базового уровня расходов для организаций, чьи расходы оказались выше средних (с учетом коэффициентов сопоставимости) и определение для каждой организации индекса снижения расходов (от одного до 10%) из расчета отклонения удельных расходов регулируемой организации от значений, определенных как средние в выборке.          

«Эксперт Сибирь» №14 (370)

«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама