Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Общество

Faceбанк

2013

Интернет-банкинг становится все более сложным. Личный online-кабинет напоминает страницы из учебников о торговле на бирже — графики, котировки, сводки. Взрыв массового интереса к услуге, которого специалисты ожидают буквально со дня на день, заставит банки сделать интерфейс интуитивно понятным поколению гаджетов и социальных сетей

За последнее десятилетие взаимоотношения продвинутых пользователей Интернета с банками сильно изменились. В середине 2000 годов массовое развитие web заставило банки заняться поиском онлайн-решений, которые помогли бы им и клиентам перей­ти на новый уровень взаимодействия. Сегодня пользователям интернет-банкинга доступны многие операции, выполнение которых еще недавно требовало стояния в очередях в ближайшем отделении. «В настоящее время IT-сервисами банка пользуются практически все клиенты: оплачивают сотовую связь в банкоматах и терминалах банка, коммунальные услуги через сервис Сбербанк ОнЛ@йн. Многие уже оценили возможность быстро и под повышенную процентную ставку открыть вклад с использованием нашего интернет-сервиса. Более 78% операций клиенты проводят самостоятельно через сеть банкоматов, терминалов самообслуживания, Интернет или мобильный телефон без обращения к сотрудникам офиса Сбербанка», — описывает текущую ситуацию директор управления Банк XXI век Сибирского банка ОАО «Сбербанк России» Дмитрий Погребняк.

По оценкам генерального директора системы Handybank Дмитрия Гондусова, в прошлом году уровень проникновения услуг интернет-банкинга в России увеличился до девяти процентов, а количество пользователей превысило 10 миллионов человек. Уровень в десять процентов считается порогом, после которого наступит взрывной экспоненциальный рост. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» (см. «Безопасность по требованию» в «Эксперт» № 21 от 2013 года) отмечает рост функциональности интернет-систем банков второго эшелона, которые подтягивают уровень своих услуг до пионеров этого рынка. Но пока список лидеров остается практически неизменным: мультибанковская система Handybank (охватывает более 120 банков), «Интернет-банк» (Банк24.ру), «Альфа-клик» (Альфа-банк), eLife (финансовая группа «Лайф»), Faktura.ru. Кстати, eLife за год переместилась с девятого на четвертое место в рейтинге, что явно указывает на сильную подвижность рынка. Шанс предоставлять своим клиентам услуги на уровне топ-банков сейчас есть у любого игрока, причем не только федерального, но и регионального масштаба.

По мнению начальника управления развития банковских систем департамента информационных технологий банка «Связной» Дмитрия Жучкова, банковская инфраструктура в Сибири вполне способна выдержать всплеск интереса к интернет-технологиям. «Нельзя сказать, что есть особая специфика именно по регионам России. Скорее, специфика проявляется в особенностях конкретного населенного пункта (размеры и уровень технологического развития, средний возраст населения, наличие учебных и научных заведений и др.). Понятно, что, например, бабушки и дедушки в удаленном селе, скорее всего, будут пользоваться единственной услугой — снять деньги в банкомате. А вот в развитых городах перечень востребованных услуг расширяется. Среди особенностей именно Новосибирска можно отметить использование платежей с помощью федеральной системы «Город» (ФСГ). Возможность не просто оплатить разнообразные услуги, но и увидеть при этом свою текущую задолженность — одно из уникальных свойств этого сервиса. Услуги ФСГ доступны во многих регионах России, но Новосибирск занимает одно из лидирующих мест (в том числе и как историческая родина системы)», — говорит Жучков.

Дальнейшее развитие интернет-торговли, системы бесконтактных платежей представляет реальную угрозу традиционным деньгам. Уже сейчас клиенты наиболее продвинутых банков не привязаны к банкоматам и офисам обслуживания. И под этих клиентов онлайн- и оффлайн-магазины хотят подстроиться в первую очередь. Ведь обладатель карты не ограничен количеством наличности в кошельке, он способен на спонтанные крупные покупки. Поэтому платежными терминалами обзаводится все большее количество магазинов. А банки пытаются перевести все больше операций в Интернет. Открытие депозита, оформление кредита, совершение запроса овердрафта — все это возможно уже сейчас. Но что дальше?

«Для того чтобы банк нравился клиентам, он должен стать социальной сетью», — обозначает главный тренд развития онлайн-банкинга руководитель блока «Розничный бизнес» Альфа-Банка Алексей Коровин. Представить себе, как это будет выглядеть, можно уже сейчас. Один из ярких примеров — американский сервис Simple, пользователи которого в дополнение к карте получают мощное мобильное приложение с системами привязки платежей к месту, типу затрат, категоризацией. Прибавьте к этому возможность легко перекидывать деньги своим друзьям за совместный ужин, устанавливать цели для накопления, автоматически откладывать части расходов или доходов в «сейф». На самом деле, эти функции сегодня есть у ведущих игроков рынка, а завтра будут у всех остальных. Но ведь в мире современных гаджетов на первое место выходит не набор функций, а красота и интуитивность использования онлайн-приложений.       

Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Банковское дело» Новосибирского государственного университета экономики и управления Александра Гришанова

Александра Гришанова 031_expert-sibir_27.jpg
Александра Гришанова

— Зачем банкам нести затраты на дистанционное обслуживание? С какими основными проблемами они сталкиваются?

— Абсолютное большинство банков еще несколько лет назад обратило внимание на доходную составляющую, получаемую банком от ведения расчетных операций своих клиентов. Внедрение систем ДБО — одна из немногих возможностей превратить службу автоматизации из привычно убыточного в прибыльное подразделение банка.

В среде банковских автоматизаторов существуют два полярно противоположных мнения — одни считают, что система должна быть создана и поддерживаться собственной командой, другие — что разработкой и развитием программных продуктов должны заниматься компании, специализирующиеся в этих областях. Соответственно выделяют проблемы, связанные с поддержкой и развитием собственной системы «Клиент–Банк». Во-первых, это высокая стоимость создания, содержания и развития системы (здесь имеется в виду современная система, а не решение сиюминутной проблемы). Во-вторых, в собственные разработки сложно заложить возможность развития на долгосрочную перспективу — затраты на создание такой системы существенно увеличиваются. В-третьих, доработки собственных систем зачастую делаются после того, как от подразделений банка поступают запросы на какие-то изменения или повышение функциональности системы. В результате сотрудники автоматизации работают в постоянном цейтноте, что ведет к неизбежным ошибкам ввиду отсутствия времени и сил на достаточное тестирование. В-четвертых, любая домашняя система решает только те вопросы, которые поднимались в данном банке, ее функциональность и свобода от ошибок ограничиваются опытом определенного количества потребителей — сотрудников и клиентов этого банка.

Для банка выгоднее направлять усилия работников своих служб автоматизации на настройку готовых программных продуктов под свои условия и на перспективное развитие автоматизации. Вся рутинная разработка, а также ответственность за работоспособность и развитие системы должны лежать на сторонней фирме-разработчике.

— А как решается вопрос комплексности системы удаленного обслуживания банка?

— Есть разные варианты. Например, классический «Банк–Клиент», «Интернет–Клиент» и «Компьютерная телефония» работают с единой базой данных. Есть несколько плюсов такого решения. Не возникает проблем с несоответствием выписок, полученных клиентом через одновременно используемые им системы. Клиент может пользоваться одновременно всеми тремя подсистемами в зависимости от необходимости. Это не надуманная, а совершенно жизненная ситуация: например, «Банк–Клиент» устанавливается на компьютер бухгалтера, «Интернет–Клиент» лежит в сейфе у директора на случай командировки или какого-то аппаратного сбоя на компьютере бухгалтера, а «Компьютерная телефония» позволяет без включения компьютера и соединения с банком или интернет-провайдером узнать состояние счета и получить по факсу выписку и кредитные документы. Кроме того, у работников клиента нет необходимости в дополнительном обучении, так как системы однотипны. Наконец, отпадает необходимость сопряжения нескольких систем, каждая из которых в отдельности решает часть общей задачи. Снижаются трудозатраты и, как следствие, стоимость сопровождения системы. У банка, конечно, есть возможность переложить бремя дополнительных затрат на своих клиентов, но этим он только снизит привлекательность услуги и не получит ожидаемого дохода.          

Объем платежей клиентов кредитных организаций, поступивших в электронном виде
«Эксперт Сибирь» №27 (382)




    Реклама

    Solid Edge завоевывает внимание на рынке

    Новые инструменты Solid Edge ST10 выводят конструирование, численное моделирование и технологическую подготовку производства на новый уровень.

    Обновление от Canon – больше функций, меньше стоимость

    В линейке принтеров и МФУ i-SENSYS от Canon продукция для домашних, мелких и средних офисов стала доступнее, а один из лидеров рынка снова удивил новыми функциями


    Реклама