К вагонам добавят уголь

Русский бизнес
Москва, 09.09.2013
«Эксперт Сибирь» №35 (387)
НПК «Уралвагонзавод» может стать новым крупным интегратором в угольной отрасли. Первой покупкой стала УК «Заречная», однако диверсификация бизнеса может увязнуть в корпоративном конфликте

НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) через своего железнодорожного оператора — ООО «УВЗ-Логистик» (50% принадлежит корпорации) — покупает угольную компанию «Заречная» вместе с входящими в ее структуру машиностроительными заводами в России и Германии, а также долей в порту в Латвии. Сделка позволит УВЗ серьезно продвинуться на пути преобразования в многопрофильный холдинг, а собственнику «Заречной» — российскому бизнесмену украинского происхождения Виктору Нусенкису — выйти из проблемного актива, законность владения которым он доказывает в судах с прошлого года.

О сделке между УВЗ и «Заречной» на прошлой неделе сообщила газета «Коммерсант». По данным издания, ООО «УВЗ-Логистик» уже заключило с Нусенкисом предварительный договор о покупке УК «Заречная», а также Юргинского машиностроительного завода (Кемеровская область) с его дочерним предприятием Esser в Германии. Гендиректор «УВЗ-Логистик» Дмитрий Еремеев сообщил газете, что закрыть сделку планируется через полтора месяца, после получения одобрения от ФАС России. Стоимость покупки и источники финансирования стороны не раскрывают; сообщается лишь, что у Нусенкиса будет пятилетний опцион на выкуп 25% бизнеса. «В утвержденной стратегии «УВЗ-Логистик» изначально была поставлена цель инвестировать не только в приобретение подвижного состава, но и в активы, которые обеспечат грузовую базу, а также, например, в портовую инфраструктуру. К тому же порядка 60–70% в стоимости угля приходится на транспортную составляющую, поэтому приобретение «Заречной» позволит нам серьезно оптимизировать его стоимость и продавать уголь на наиболее выгодных условиях», — рассказал Еремеев в интервью «Коммерсанту».

Интересы железнодорожного оператора и его мажоритарного собственника в общем и целом понятны: сделка позволит УВЗ обеспечить дополнительный сбыт до 10 тыс. вагонов в год, что на нестабильном рынке — неплохой объем. А оператору — нарастить собственный парк вагонов, обеспеченных стабильными объемами грузов. Сейчас у компании 12 тыс. вагонов в собственности и финансовом лизинге. Но к 2017 году оператор намерен управлять 30–65 тыс. вагонов (в зависимости от конъюнктуры рынка). «Сделка выглядит вполне позитивной для УВЗ, так как, во-первых, это позволит войти в перспективный рынок угля, во-вторых, существенно оптимизировать издержки, связанные с транспортировкой или поставками вагонов, наконец, в-третьих, все это вместе позволит головному предприятию группы чувствовать устойчивость (прежде всего, в вопросе производства и сбыта вагонов и других средств транспортировки грузов) в случае, например, падения внутреннего спроса», — отмечает аналитик финансовой компании Aforex Нарек Авакян.

Однако этим набор бонусов, которые получает УВЗ, не ограничивается. УК «Заречная» — пусть и не самый крупный, но сильный игрок угольного рынка. Компания входит в пятерку крупнейших российских производителей и экспортеров энергетического угля и является одним из стабильно развивающихся угледобывающих объединений Кузбасса. В составе холдинга — семь угледобывающих (четыре действующих и три строящиеся шахты) и ряд вспомогательных предприятий, а также обогатительная фабрика «Спутник». Компания также владеет трейдером CCZ Trade S.A. и 50-процентной долей в латышском угольном терминале Baltic Coal Terminal (шесть миллионов тонн в год с перспективой расширения до 10,5 млн тонн). Объем добычи по итогам 2012 года составил 9,8 млн энергетического тонн, более 90% готового продукта экспортируется (среди потребителей — коксохимические, энергетические и другие производства более чем в 12 странах мира, в том числе в Испании, Великобритании, Нидерландах и др.). Подтвержденные ресурсы по JORC — 417 млн тонн угля, потенциальные ресурсы — 1,08 млрд тонн.

Но пока что компания работает с убытком. Так, консолидированная выручка в 2012 году превысила 26 млрд рублей, а убыток — 702 млн рублей. У холдинга также высока долговая нагрузка перед банками (ее точный размер неизвестен). По словам Дмитрия Еремеева, этот вопрос теперь будет решать новый собственник (переговоры с банками, добавил он, уже начались). При этом вывести угольную компанию на безубыточность «УВЗ-Логистик» рассчитывает уже к середине будущего года, в том числе — за счет кардинального изменения схемы поставок угля (теперь — не только на Запад, но и в порты Дальнего Востока; планируется также нарастить объемы поставок на внутренний рынок).

 016_expert-sibir_35_2.jpg

Неплохие перспективы открываются и перед Юрмашем, который производит горно-шахтное оборудование, грузовую и спецтехнику и, кстати, работает с прибылью (хоть и всего 2,3 млн рублей при выручке по итогам прошлого года в 5,1 млрд рублей). По словам Дмитрия Еремеева, актив для железнодорожного оператора непрофильный, но у него «большие перспективы интеграции в структуру УВЗ — он производит горно-шахтное оборудование, на которое есть большой спрос. Кроме того, компетенции завода в тяжелом машиностроении могут быть расширены за счет модернизации мощностей, также предприятие может выполнять оборонные заказы». Известно, что УВЗ уже давно не занят исключительно производством вагоном и военной техникой; в 2011 году корпорация стала собственником челябинского завода «ЧТЗ-Уралтрак». Свой интерес УВЗ не скрывает и в отношении предприятий концерна «Тракторные заводы» (сейчас принадлежит ВЭБу), и в отношении пермского гиганта — «Мотовилихинских заводов». Небольшой Юрмаш, конечно, погоды для УВЗ не сделает, но и лишним точно не станет.

Единственная проблема объявленной сделки — корпоративный конфликт, в котором с конца прошлого года пребывает УК «Заречная». Лента новостей на сайте компании пестрит сообщениями о выигранных судах. В конце декабря 2012 года экс-генпрокурор Украины Геннадий Васильев впервые публично заявил, что претендует на 50% в бизнесе Виктора Нусенкиса. 22 ноября арбитражный суд Кемеровской области на основании заявления Васильева принял решение наложить обеспечительные меры (запрет совершения распорядительных действий) в отношении ряда компаний, собственником которых является Нусенкис. В мае этого года эту меру отменил Седьмой арбитражный суд, а в июле его решение утвердил Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Тюмени. На стороне Нусенкиса в феврале выступал и губернатор Кузбасса Аман Тулеев, заявивший о «рейдерском захвате» «Заречной» Васильевым, и о том, что арест долей российского собственника угольной компании — «это странное решение», «может привести к остановке всех предприятий угольной компании». Суд Тулеев просил «защищать интересы шахтеров, а не рейдеров», подчеркнув, что «администрация Кемеровской области будет принципиально отстаивать интересы шахтеров и не допустит беспредела в Кузбассе».

Однако в августе мандат на управление 65% акций МПО «Кузбасс», которое ранее владело активами УК «Заречная» (были переведены на ООО «Интерконсалтинг» Нусенкиса) Васильев передал инвестиционному подразделению «Альфа-групп» — компании A1. Газете «Коммерсант» там уже заявили, что «Интерконсалтинг» не имеет права отчуждать спорные активы и свои доли, «любые сделки с указанными активами являются незаконными и будут оспариваться в установленном законом порядке», а «возможные приобретатели спорных активов будут преследоваться как недобросовестные». Впрочем, Дмитрий Еремеев заявил, что сделке ничто не препятствует, поскольку «господин Нусенкис является полноправным собственником «Заречной» и имеет право продать компанию». «Пока у нас нет прав вести переговоры с А1, более того, и у нее пока нет вопросов к нам. Поэтому пока мы не приступали к переговорам, но готовы к ним, если для этого будут какие-либо судебные предпосылки», — добавил топ-менеджер. Но, учитывая жесткость, обычно проявляемую структурами Альфа-групп в отношении спорных активов, покупка «Заречной» рискует обернуться для УВЗ непростой юридической процедурой. «С учетом того что у нынешнего владельца «Заречной» ведутся постоянные судебные тяжбы и есть вопрос проблемной задолженности, цена за данный актив может составить до 0,5 млрд долларов. Для покупателя главный риск в сделке кроется в возможных судебных исках как к новому владельцу со стороны предыдущих контрагентов и партнеров. Это может серьезно подорвать доверие не только к самой «Заречной» как к надежному поставщику угля, но и к группе УВЗ в целом, поскольку такие моменты всегда неприятны и для инвесторов, и для покупателей», — прогнозирует Нарек Авакян.

Кстати, еще весной сообщалось, что «Заречная» создаст с УВЗ совместное предприятие «Русская промышленная корпорация». Однако в итоге переговоры закончились сделкой купли-продажи. Дмитрий Еремеев объяснил такой итог тем, что стратегическая цель «УВЗ-Логистик» — создание компании «с полным циклом грузоперевозки». «Мы планируем увеличить добычу угля на «Заречной» до 20–30 млн тонн в год... Пока мы смотрим рынок и ведем переговоры с потенциальными партнерами по этому проекту, рассматривается и возможность покупки других угольных компаний», — сообщил Еремеев газете «Коммерсант». Вполне возможно, что в ближайшее время в Кузбассе появится новый крупный игрок в лице УВЗ, под контроль которого перейдут мелкие и средние добывающие компании. На нестабильном угольном рынке с падающими ценами и рентабельностью для некоторых добывающих предприятий продажа может оказаться самым выгодным способом «соскочить».       

У партнеров

    Реклама