Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Общество

Мобильная кофейня

2013
Фото: Виталий Волобуев

Сфера деятельности: общественное питание

Объем инвестиций: 1 500 000 рублей

Чуть больше года назад в Новосибирске появилась первая кофейня на колесах. Она ориентирована на спешащих пешеходов, у которых нет желания пить кофе в заведениях общепита. Компания называется «Перекати кофе». Автомобиль с установленным в него оборудованием для производства кофе не требуют больших издержек и дают абсолютную мобильность и гибкость в выборе «места дислокации» передвижной кофейни. «Мы открылись в июне 2012 года и стали первыми за Уралом, кто реализовал проект мобильного кафе. Тогда эта тема была новой для России. В то время лишь в некоторых городах в европейской части страны можно было купить кофе, сваренный в автомобиле. Например, в Ростове-на-Дону. А вот в Москву формат пришел одновременно с нами. Правда, есть весомые отличия. У нас автомобиль оборудован профессиональной итальянской кофемашиной, работает бариста, а у москвичей — полупрофессиональной, где продавец, чтобы продать кофе, просто нажимает на кнопочки», — рассказывает Кирилл Колодезный.

«Поиграли в инженеров»

Идею мобильного кафе молодые предприниматели Кирилл Колодезный и Александр Напорчук подсмотрели в Киеве, где на этом рынке работает сразу несколько компаний, а кофемобили стоят в центре чуть ли не на каждом углу. Естественно, кофе продается только на вынос. «Этот формат нам понравился. Он необычный и при этом максимально ориентирован на горожан. Есть возможность, проходя мимо мобильной кофейни, быстро и недорого купить горячий свежесваренный кофе. Ведь традиционная кофейня — это заведение прямого общественного питания, где есть кухня и зал для гостей. Там нужно ждать, пока тебе сварят кофе. К тому же инфраструктура хорошей кофейни стоит немалых денег, что сказывается на среднем чеке», — объясняет Кирилл.

Кирилл Колодезный, 26; образование -  НГУЭУ 020_expert-sibir_36_1.jpg
Кирилл Колодезный, 26; образование - НГУЭУ

Первоначальные инвестиции предпринимателей пошли на покупку итальянского автомобиля марки Fiat Doblo, оборудования для приготовления эспрессо и фонд оплаты труда. «Для нас это было совершено новое дело. Сами разбирались, как установить и запитать кофейное оборудование в автомобиль. В общем, поиграли в инженеров. И у нас получилось», — вспоминает Кирилл Колодезный. За минувший год автомобиль «Перекати кофе» успел постоять в разных частях города. Последнее время его можно увидеть у часовни во имя святителя и чудо­творца Николая в самом центре Новосибирска. Здесь на выбор пешеходам предлагаются латте, капучино, американо и эспрессо объемом 300 и 400 мл, стоимостью 60 и 90 рублей соответственно. Только кофе. Никаких десертов. Городская пыль и колебания температуры воздуха сделали бы продажу тортиков и пирожных проблематичной.

Сегодня мобильная кофейня работает в двух форматах. В будние дни — стоит в центре, в выходные — нередко эксплуатируется в форме кейтеринга, обслуживая выездные корпоративы и участвуя по приглашению мэрии в городских мероприятиях, таких, как День города.

Микрокофейня для БЦ

Мобильная кофейня — бизнес сезонный, он процветает, пока на улице тепло. Зимой бариста физически не сможет сварить кофе (руки замерзнут), а гости — ждать, пока напиток приготовят, рискуя обморозить ноги. Да и пить кофе на улице в мороз — удовольствие сомнительное. Сезонный фактор в работе мобильной кофейни и любовь предпринимателей к этому напитку побудили собственников «Перекати кофе» задуматься о стационарных точках. За год было открыто пять микрокофеен площадью от двух до четырех квадратных метров — в БЦ «Петербург», в НГТУ (2 корпус), административных зданиях СибНИИпроектцемент, типографии «Советская Сибирь» и на пр. Карла Маркса, 30. Микрокофейня выглядит как маленькая кухня. Гостями стационарных точек становятся арендаторы и посетители бизнес-центров, в которых они и расположены. Много постоянных клиентов.

Александр Напорчук, 26; образование -  НГУЭУ 020_expert-sibir_36_2.jpg
Александр Напорчук, 26; образование - НГУЭУ

При определении мест открытия микрокофеен предприниматели руководствовались трафиком, наличием и качеством альтернативного предложения и спросом на свой продукт. «Мы не хотели делать общепит в чистом виде. Мы стремились создать определенную атмосферу. А формирует ее позитивный и умелый бариста, который легко находит общий язык с гостями, и, собственно, наш продукт, — один из лучших по качеству кофе в городе, на уровне Traveler's Coffee и «Чашки кофе», — говорит Александр Напорчук. «Кофе мы обжариваем сами и контролируем качество приготовления напитка на всем пути от поставщика зерна до потребителя. Ведь во время приготовления кофе легко испортить. Чуть пережарил или не так сформировал таблетку кофемашины — и эспрессо уже невкусный. Персонал бариста мы также обучаем самостоятельно», — добавляет его бизнес-партнер Кирилл Колодезный.

Молодые и бедные

Типичным клиентом мобильной кофейни Кирилл и Александр видят молодого человека 19–25 лет. Это студент старших курсов вуза или выпускник-менеджер. Для первого проблематично выложить за кофе в традиционной кофейне больше 100 рублей, а у другого нет на кофейни времени — нужно делать карьеру. «Также мы интересны публике среднего возраста, побывавшей за границей и способной отличить нормальный эспрессо от бурды, которую готовят из дешевого зерна», — подчеркивает Александр.

Ориентируясь на молодого гостя, предприниматели предпочитают продвигать свои кофейни исключительно через социальные сети. По их мнению, прямая реклама из телевизора или билборда себя изжила и уже не работает. «Гораздо интересней добиваться такого «вирусного» эффекта, когда народ начинает о тебе рассказывать, постить у себя в аккаунтах. Так информация разносится гораздо быстрее», — констатирует Александр Напорчук.

 020_expert-sibir_36_3.jpg Фото: Виталий Волобуев
Фото: Виталий Волобуев

Конкуренция

По словам собственников компании «Перекати кофе», рынок близок к насыщению, но при этом конкуренция пока характерна только для центральной части города, где у людей уже сформирована культура потребления свежесваренного кофе. «Что же касается отдаленных районов — Ленинского, Кировского, Дзержинского или Первомайского, — то там мы кофеен практически не видим. И игроки этого рынка пойдут именно туда, — убежден Александр. — Об этом говорит и наш опыт. Какое-то время назад наша мобильная кофейня стояла на площади Карла Маркса. И вот к нашему бариста подходит молодой человек, на вид гопник, и спрашивает: «А че тут у вас, пиво?» Ему бариста говорит: «Друг, давай я тебе сделаю бесплатно кофе в подарок». Тот попробовал и был приятно удивлен, говорит, что в жизни такого не пил. Даже попросил, чтобы бариста сделал кофе и для его мамы. Тот объяснил, что настоящий кофе «живет» всего несколько минут, а потом теряет свои уникальные качества. Так что простые представители городских окраин еще плохо знают наш продукт. Это потенциальные покупатели».

За год существования бизнеса «Перекати кофе», в Новосибирске появился как минимум один мобильный конкурент — компания «КофеКап». Во многих бизнес-центрах есть точки по продаже свежеприготовленного эспрессо. Типичные кофейни Кирилл и Александр своими конкурентами не считают. «Мы видим в них некое партнерство. Мы понимаем, что вместе мы поднимаем уровень потребления кофе в городе. Человек, который хочет быстро и недорого купить кофе, возьмет его у нас, если захочет спокойно посидеть в заведении, пойдет в кофейню и там закажет напиток. Поэтому с точки зрения конкуренции у нас и у них гость разный», — убежден Кирилл Колодезный.

 020_expert-sibir_36_4.jpg Фото: Виталий Волобуев
Фото: Виталий Волобуев

Калькулятор

Ежедневно услугами кофемобиля пользуются от 80 до 150 горожан, примерно вдвое меньше берут кофе в микрокофейнях в бизнес-центрах. Средний чек — 75 рублей. В компании работают 15 человек, фонд оплаты труда — около 250 тыс. в месяц. В зависимости от трафика покупателей на одной точке работают один–два бариста. Торговая наценка — около 300 процентов. Аренда в БЦ — 600–800 рублей за квадратный метр. «Бизнес вполне рентабельный, учитывая такой большой интерес к нему со стороны предпринимателей», — объясняет Александр Напорчук. Окупаемость кофемобиля — полтора–два года, микрокофейни — около одного года.

 021_expert-sibir_36_2.jpg Фото: Виталий Волобуев
Фото: Виталий Волобуев

Планы

В ближайшее время Кирилл и Александр намерены привнести на новосибирский рынок два новых кофейных формата, а также открыть пару микрокофеен и купить еще один кофемобиль. «Нам нравится этот формат. Он интересный и прибыльный», — считает Кирилл. Развитие будет происходить за счет собственных средств предпринимателей. По мнению Кирилла Колодезного,  направление кофе на вынос сейчас находится на пике роста и в ближайшие шесть–восемь месяцев наступит стагнация. Выиграет на рынке тот, кто сможет заработать любовь и доверие потребителей.

«Эксперт Сибирь» №36 (388)



    Реклама



    Реклама