Выровнять рынок

Повестка дня
Москва, 10.02.2014
«Эксперт Сибирь» №7 (406)

Министерство энергетики РФ опуб­ликовало проект постановления федерального правительства, согласно которому с 1 апреля 2014 года по 31 декабря 2015 года половина мощности ГЭС, расположенных во второй ценовой зоне оптового рынка (Сибирь), будет продаваться на рыночных условиях. А мощность ГЭС, введенных после 1 января 2012 года (прежде всего, понятно, речь идет о Богучанской ГЭС в Красноярском крае) и вовсе может продаваться по прямым договорам. Это предложение, еще даже без окончательной подписи премьер-министра, стало предметом дискуссии между гидроэнергетиками и собственниками крупных тепловых станций.

Истоки этой реформы следует искать еще в 2009–2011 годах. Тогда из-за аварии на Саяно-Шушенской ГЭС правительство РФ было вынуждено искусственно сдерживать тарифы на электроэнергию для конечных потребителей в объединенной энергосистеме (ОЭС) Сибири. В результате 100% мощности сибирских ГЭС продавались по жестко установленным тарифам. «В результате четвертый год подряд сибирские ГЭС продают мощность по существенно более низкой цене, чем остальные генераторы в ОЭС Сибири. Так, в 2013 году сибирские ГЭС могли бы дополнительно получить более 20 млрд руб­лей от продажи мощности по рыночной цене. Из этих 20 млрд руб­лей на долю «РусГидро» приходится 5,5 млрд руб­лей», — говорится в сообщении «Рус­Гидро», опубликованном в качестве отзыва на предложение Минэнерго.

Однако есть и другая сторона — собственники тепловой генерации, прежде всего, компания «Э.Он Россия» (входит в немецкий холдинг E.On). Холдингу принадлежит одна из крупнейших в Сибири ГРЭС — Березовская (город Шарыпово Красноярского края), ныне модернизированная до мощности 1,6 ГВт. Согласно письму компании в Минэнерго РФ,
в E.on считают, что последствием возвращения рыночных механизмов в продажу гидроэнергетики станет «перераспределение отраслевой выручки в сторону ГЭС и вытеснение тепловой генерации с рынка Сибири».

«В Сибири избыток мощностей, которые необходимо задействовать с наибольшей эффективностью, именно в рыночной логике. Около половины электроэнергии Сибири вырабатывается гидроэлектростанциями, они служат еще и регуляторами энергосистемы (компенсируя, в частности, неконтролируемые отклонения Казахстана). И наличие высокой доли гидрогенерации обеспечивает более низкие цены для потребителей (по сравнению с Европейской частью страны). Кроме того, ГЭС участвуют с ценопринимающими заявками как на электроэнергию, так и на мощность, обеспечивая на рынке торможение цен, предлагаемых тепловой генерацией, — перечисляет свои доводы исполняющий обязанности генерального директора ОАО «ЕвроСибЭнерго» Вячеслав Соломин. — В этих условиях конкуренция тепловой и гидрогенерации должна вестись в равных экономических условиях, строиться на сокращении издержек и повышении внутренней эффективности, а не на искусственном регулировании наиболее эффективного производителя. Ведь у ГЭС по сравнению с ТЭС нет возможности получать выручку от продажи тепла».

Следует добавить, что о поддержке предложения Минэнерго РФ ранее уже высказывался «РУСАЛ», ссылаясь на то, что при нынешней плохой конъюнктуре мировых цен на алюминий только рыночные условия продажи электроэнергии сибирских ГЭС могут обеспечить рентабельность производства на ряде алюминиевых заводов компании, спасая их от банкротства.

К тому же, как уже посчитали в «Рус­Гидро», две крупнейшие гидрогенерирующие компании Сибири не заработают на исполнении этого решения сверхприбыли. «Дополнительный максимальный доход от продажи мощности после снижения тарифной нормы на 50% в 2014 году для ГЭС «РусГидро» составит один миллиард руб­лей в год, для «Евросибэнерго» — три миллиарда руб­лей в год. Хотя данные показатели являются предварительными и могут измениться», — говорится в сообщении компании.

Для сравнения: с 2015 года после ввода нового энергоблока Березовской ГРЭС мощностью 800 МВт «Э.Он Россия» увеличит свою ежегодную выручку на 14 млрд руб­лей за счет механизма возврата инвестиций, предусмотренного ДПМ. То есть один энергоблок принесет компании в разы больше, чем дополнительный доход, который получат «РусГидро» и «Евросиб­энерго» в 2014 году при снижении тарифных ограничений от продажи мощности.

«Но до финального решения Правительства говорить об экономическом эффекте для генераторов пока рано. Кроме того, при возврате к рыночному регулированию необходимо учесть интересы всех категорий потребителей, прежде всего населения. В данном случае объемы регулируемых договоров и порядок установления тарифов для населения соответствующими органами (ФСТ) не изменяются. Государство в силу действующей модели рынка мощности и принимаемых поправок в любом случае сохраняет контроль над ценовой ситуацией на рынке электроэнергии», — заключает Вячеслав Соломин.

У партнеров

    Реклама