Время новых технологий

Русский бизнес
Москва, 30.06.2014
«Эксперт Сибирь» №27 (424)
Современные ИТ-технологии определяют новый тип ключевых потребителей: это крупные компании, использующие инновационные решения, уверены эксперты Orange Business Services

Orange Business Services (юридическое лицо — ООО «Эквант») — международный сервис-провайдер. Компания ведет свою историю в России с 1958 года, когда распоряжением Совета Министров СССР было создано российское отделение Международного общества авиационной связи «СИТА» (SITA) для обеспечения связи с аэропортами иностранных государств. Регио­нальные представительства компании открыты в 36 крупнейших городах страны. Сеть компании в России протяженностью 8 500 км охватывает расстояния от Москвы до Владивостока, в активах компании — 30 собственных дата-центров, пять телепортов в Москве, Рязани, Новосибирске, Иркутске, Хабаровске, более тысячи спутниковых подключений. Этой инфраструктурой пользуются 20 тысяч клиентов (напрямую и через агентов), которых обслуживают более тысячи человек. В интервью «Эксперту-Сибирь» глава представительства Orange в Новосибирске Евгений Фоменко рассказал, куда движется российский ИКТ-рынок и кто останется на нем через несколько лет.

Компьютер и автомобиль

— Что сейчас происходит на вашем рынке?

— Как нацио­нальный оператор и международная компания, мы работаем не только в России, но и на развивающихся рынках. Мы отмечаем, что простые сервисы, такие как телефон, Интернет, локальные сети, уже стали всем понятны в связи с проникновением этих услуг в различные сферы бизнеса.

Сейчас у некоторых компаний формируется спрос на инновационные услуги. Например, на так называемые решения объединенных коммуникаций, видеоконференции, облачные сервисы, управляемые сервисы. При этом компаниям важно видеть собеседника, объединять возможности разных точек присутствия в режиме реального времени, обмениваться слайдами, презентациями спикеров и так далее. Это удобно и прогрессивно.

Почему это особенно интересно для Сибири? Прежде всего, в силу географической удаленности городов региона друг от друга. Например, мы не всегда можем себе позволить командировку даже из Новосибирска в Красноярск. Это не всегда выгодно с точки зрения временных и финансовых затрат. Быстрее и проще увидеть собеседника, обменяться документами в режиме онлайн, обсудить их с коллегами других регионов и стран и принять решения для бизнеса.

— А потребители понимают эти тенденции?

— Конечно, мои слова о тенденциях звучат просто для профессионалов рынка. Но для небольшой компании, которая делает свои первые шаги в той или иной отрасли, все далеко не так очевидно. Многие представители малого и среднего бизнеса решают эти проблемы собственными силами. Но чем сложнее становится ИТ-мир, тем больше он предъявляет требований к уровню информатизации компаний. В результате с каждым годом становится все более экономически нецелесо­образно покупать большие платформы, решения, обучать сотрудников. Куда проще обратиться к профессионалам, которые могут предложить готовые решения или сделать индивидуальный эскиз проекта.

Хороший пример: история автомобилестроения. В самом начале машина была устроена просто. Ее мог обслужить сам водитель: грубо говоря, вставить шнур, провернуть ручку и поехать. Сейчас мы открываем капот, смотрим туда изумленными глазами и понимаем, что ничего не понимаем. С другой стороны, какое-то обслуживание за нормальные деньги мы получим во всем мире. Подобно этому все больше компаний предпочитают передать на обслуживание купленное оборудование специализированных компаний, это позволяет избежать инвестиций на содержание дополнительного штата ИТ-специалистов и их обучение, сертификацию. Для повышения эффективности предприятий заказчики передают непрофильные функции на аутсорсинг, востребованными стали так называемые управляемые услуги (Managed Services) — настройка, поддержка и управление оборудованием.

Еще один пример. Когда мы приезжаем в другую страну, то арендуем там машину и ездим на ней куда хотим. Нам не­обязательно покупать в каждой стране по машине, а также знать, как устроена вся логистика и технологии обслуживания этих автомобилей. Мы являемся покупателями конечного продукта, и не более того. На таких примерах у меня всегда получается доступно объяснить, почему для бизнеса важно учитывать современные тенденции ИТ-рынка. В противном случае бизнес будет терпеть все большие финансовые издержки. Потому что ИТ-инфраструктура стоит все дороже, для ее обслуживания необходимы все более квалифицированные специалисты. Куда проще взять услугу как часть сервиса вместе со специалистами, которые имеют нужный опыт и соответствующую сертификацию.

— Какое из названных направлений показывает наибольшую динамику роста в России?

— Безусловно, это «облачные» технологии. По нашим данным, рынок «облаков» в совокупности с сопутствующими услугами — проектирование, дизайн и прочее — в России на сегодня показывает рост более 40 процентов в год. Это технология, которая понятна и доступна пользователям. Допустим, бизнес не хочет инвестировать значительные ресурсы в оборудование и программное обеспечение. Да, он может купить все эти услуги на «облачных» платформах, предоставляемых в крупном Центре обработки данных, и получить высококлассное обслуживание. То есть ИТ-услуги становятся более мобильными. Бизнес растет? Постепенно заказывайте дополнительные ресурсы на виртуальных серверах. Бизнес не хочет вкладывать инвестиции в оборудование? Берите его в аренду удаленно. Бизнес хочет понять, насколько, с точки зрения профессионалов, верно работает его ИТ-система? Сделайте аудит силами ИТ-интегратора. Таким образом, последний становится для заказчика глобальным партнером в сопровождении его идей.

Перестановка мест слагаемых

— Каковы ваши прогнозы о дальнейшем развитии рынка?

— Мы не ждем снижения темпов роста рынка в ближайшие два–три года. Мы видим, что в Европе или США этот рынок растет, и нет никаких причин думать, что Россия пойдет по своему пути.

— Ждать ли нам прихода новых игроков?

— Это вопрос компетенций и инвестиций. На современном рынке ключевой вопрос сохранения позиций той или иной компании — знания в области новых продуктов и услуг и возможность развития на их основе новых сервисов. Компаний, которые могут делать это качественно, априори не должно быть много. Таким образом, я не могу прогнозировать количество игроков на рынке. Скорее, компетенции и оборудование будут все более усложняться, и в зависимости от того, как на эти тенденции отреагируют игроки, между ними начнется перераспределение долей. Выход на этот рынок с новой мощной ИТ-командой и телеком-инфраструктурой представляется практически нереальным. Конечно, не нужно забывать о слияниях и поглощениях, в ходе которых большие компании укрепляют свои позиции путем создания альянсов. Поскольку потребителям выгодно иметь дело с тем, кто имеет полный объем отраслевых компетенций.

— Например, у вас какое основное преимущество?

— Мы единственный международный оператор на территории России и стран СНГ, имеющий все необходимые лицензии для предоставления услуг связи, которые дают нам право создавать и собственную сеть телекоммуникаций, — наши международные конкуренты аналогичные услуги вынуждены предлагать через посредничество российских операторов. Кроме того, мы один из немногих интеграторов, который работает на собственной инфраструктуре.

— Как вы оцениваете сибирский рынок для продвижения отраслевых услуг?

— Будем откровенны: рынок в Сибири достаточно мал, и он представлен, как правило, малыми и средними предприятиями. Мы же работаем с крупными российскими и международными компаниями. Кроме того, центры принятия решений на уровне крупных клиентов, как правило, находятся в Москве. В самой Сибири мы смотрим, как эффективно обслуживать клиентов, как интегрировать местные и столичные сети и так далее.

Тем не менее, прогресс очевиден. Еще лет десять назад мы в России были уверены, что лучше всего хранить данные на сервере. В то же время в Европе уже давно используют «облака», аналогичная тенденция охватывает российский рынок. Сейчас в России основная идея — это грамотное и эффективное привлечение инвестиций на период работы по конкретному бизнес-проекту. И «облака», аренда оборудования и программного обеспечения здесь подходит как нельзя кстати.

— В свою очередь, какие города в Сибири вы могли бы назвать самыми продвинутыми в области современных ИТ-решений?

— Лидером, без сомнения, является Новосибирск, поскольку в этом городе сосредоточено огромное количество макрорегио­нальных центров и компаний. Кроме того, налицо и позитивная динамика в развитии местного бизнеса. По сути, это центр деловой жизни Сибири. Как-то ранжировать остальные города достаточно сложно. Омск, Красноярск, Барнаул, Томск — все они уникальны. Тем не менее, я бы выделил Красноярск и Иркутск — это города, где мы видим значительный потенциал развития.

— Сейчас ваша магистральная сеть протянута до Екатеринбурга. Будет ли она развиваться на восток?

— С одной стороны, собственная магистральная сеть — это насущная потребность бизнеса. Все «облачные» вычисления априори требуют увеличения объемов передачи данных. Сейчас от Москвы до Екатеринбурга по нашим сетям передаются сотни терабайт данных. И чтобы предлагать рынку некие ресурсы или услуги, необходимо, чтобы это было обеспечено современными наземными коммуникациями по всей России. В этом смысле магистральные сети, конечно, необходимо развивать.

С другой стороны, развитие сетей тесно связано с плотностью населения и бизнеса. Если мы говорим о полноценных магистральных каналах, то нужно смотреть, как это оправдывается с точки зрения экономики. Там, где это целесообразно, мы вкладываемся в строительство. Если речь идет о перспективе на несколько лет, то мы закладываем такую стройку в бизнес-план и начинаем предлагать эту перспективную услугу клиентам.

Пока нам выгодно в Сибири использовать сети других магистральных операторов. Кроме того, не нужно забывать, что помимо этого канала используется связь через спутниковые узловые станции. И за этим тоже есть будущее. В Сибири и на Дальнем Востоке мы эксплуатируем порядка одной тысячи спутниковых включений, которые «поднимаем» на космические борты. Их обслуживают узловые станции в Новосибирске, Иркутске, Хабаровске и Рязани.

— Вы уже говорили об отставании России от Европы. В самой России можно говорить о технологическом отставании периферии от Москвы?

— В прошлом году бизнес Orange вырос на рынке Западной Сибири с центром в Новосибирске на 30 процентов по отношению к позапрошлому году. Это уверенный финансовый показатель, который иллюстрирует бурную деловую активность в городе. Здесь есть развитие, поэтому такие показатели. И поэтому это один из приоритетных городов для нашего бизнеса в России.

— Какие у вас планы развития в регионах?

— Они связаны с теми продуктами, которые мы упоминали. Учитывая наши знания, умения и навыки, мы собираемся преподнести эти технологии для широкого круга потенциальных потребителей. У нас разработан маркетинговый план продвижения в регионах, в том числе мы планируем мероприятия в Новосибирске и других городах, на которых мы рассказываем о новых возможностях для бизнеса. Кроме того, будет развиваться наземная и космическая инфраструктура компании, позволяющая организовывать подключения клиентов на удаленных территориях. Мы выступаем не только как оператор, но и как поставщик телекоммуникационных решений, интегратор и предоставляем нашим заказчикам гарантированно высокий уровень SLA (Service Level Agreement).               

У партнеров

    Реклама