«В улучшении нуждаются социальные условия»

Спецвыпуск
Москва, 22.09.2014
«Эксперт Сибирь» №39-40 (429)
Заведующий кафедрой экономической политики и международных экономических отношений Технического университета в Кайзерслаутерне (ФРГ) Михаэль фон Хауффа о сходствах и отличиях немецких и российских индустриальных парковых проектов

— Доктор фон Хауфф, как давно в ФРГ существуют промышленные парки?

— Старейшим промышленным паркам Германии примерно 150 лет. Именно столько лет, например, промпарку Хехст (Hchst) во Франкфурте. У немецких промышленных парков давние традиции. Промпарки имели большое значение для немецкого «экономического чуда». Их преимущество заключается в том, что в одном месте сосредоточено множество предприятий, которые получают прекрасные возможности для сотрудничества.

— Как сложилась парадигма устойчивого развития промышленных и технопарков?

— В 2002 году в Германии принята Стратегия устойчивости. В ней содержался призыв разрабатывать стратегии устойчивости для различных областей. В период с 2007-го по 2010 год я совместно с коллегами руководил федеральным проектом, в котором содержалась концепция «Устойчивый промышленный парк» (бизнес-парк с размещением сервисных, и промышленных предприятий).

— В чем особенность германских промпарков устойчивого развития?

— Сегодня немецким предприятиям приходится соответствовать высоким экологическим стандартам и внедрять их в практику. На них возложены определенные социальные обязательства. Заинтересованные лица все пристальнее следят за тем, как компании исполняют свои обязательства. Большое преимущество концепции «Устойчивый промышленный парк/бизнес-парк» заключено в том, что реализация этих требований не является задачей отдельного предприятия. Здесь компании могут использовать различные формы кооперации. Если крупные предприятия в состоянии самостоятельно справляться с экологическими и социальными задачами, то мелким и средним данная концепция дает совершенно новые возможности.

— Что вы думаете о практике развития индустриальных парков в России?

— Мне известно, что производство в российских промпарках, как правило, связано с большой нагрузкой на окружающую среду. В улучшении нуждаются и социальные условия для работников (например, зеленые зоны в промпарках, энергетические установки, общая логистическая система), что может иметь также экономический положительный эффект для предприятий.

— В чем различие между промышленным парком в Германии и России?

— В Германии растет интерес к концепции «устойчивого промышленного парка». Наряду с предприятиями, объединенными в промпарке, заинтересованность проявляют и коммуны (органы муниципального самоуправления), стремящиеся к тому, чтобы привлекать максимальное число компаний в свои промышленные парки. Как следствие, между коммунами усиливается состязательность: сегодня приходится предлагать предприятиям нечто особенное, чтобы они делали свой выбор в пользу промпарка того или иного города. Я полагаю, что в этом смысле имеются различия между промышленными парками в России и Германии.

— Какие формы поддержки промышленности доказали свою эффективность в Германии и в мире? Насколько они отличаются от тех, что есть в России?

— В Германии практикуются различные формы поддержки промышленности. Существуют формы прямого стимулирования, такие как субсидирование или же снижение налогового бремени. Однако сегодня в Германии общепризнано то, что формы опосредованной поддержки создают для предприятий больше стимулов. Сюда, например, можно отнести растущее сотрудничество между промышленными компаниями и университетами в области научных исследований.

Еще одно направление опосредованной поддержки промышленности — организация привлекательных экономических зон в виде промышленных парков. В отдельных муниципалитетах также имеются специалисты, в задачу которых входит консультирование промышленных предприятий. В результате между городами усиливается конкуренция за создание наиболее привлекательного промпарка. Помимо этого существует множество экологических программ, которые способствуют повышению энергоэффективности и ресурсоэффективности. По этим вопросам предприятия получают бесплатные консультации, что позволяет им сокращать расходы.

У партнеров

    Реклама