Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей

Съедобная косметика

2014
  • Основатель:

    Ольга Медведева

  • Сфера деятельности:

    Производство косметики

    • Стартовые вложения:

      15 000 000 рублей

    • Срок окупаемости:

      2 года

В 2013 году доля натуральной косметики на мировом рынке составила 10,6% от общего числа косметических средств, и эта цифра продолжает расти. Около пяти лет назад бум на органичность и натуральность захлестнул и Россию. Однако, как показывает практика, надписи на косметических средствах типа «100% organic» или «Изготовлено с использованием натуральных веществ» часто оказываются не более чем маркетинговым ходом. Принципиально другой подход к индустрии красоты — через научно доказанную эффективность — применяет томская компания косметики Benoate.

В 2009 году студентка Томского гос­университета Ольга Медведева училась на последнем курсе биологического института и активно занималась генетическими исследованиями. На одном из научных конкурсов — УМНИКе — она познакомилась с командой ученых, которые разработали новый способ абстрагирования биологически активных веществ. Формулировка звучала абстрактно и малопонятно, пока технологии не нашли практическое применение — в косметике. Проект Ольги Медведевой стал одним из первых предприятий в Томске, созданных по федеральному закону 217. Суть его такова: ученые-предприниматели находят финансирование, а университет предоставляет интеллектуальную собственность, эквивалентную затраченным средствам.

Из научной идеи — в бизнес

Ученые-биологи из ТГУ создали средство, которое эффективно очищает кожу, но при этом не нарушает ее естественных защитных функций.

Биодоступные вещества — те, которые могут проникнуть внутрь и насытить кожу изнутри. В нашем косметическом средстве содержатся флавоноиды, углеводы, витамины, сахара и прочие полезные для кожи вещества», — рассказывает Ольга Медведева.

Сначала томские разработчики хотели продать технологии крупному концерну, но потом решили рискнуть и сделать собственную косметическую марку, которую назвали Benoate. Стартовый капитал сложился из гранта фонда Ивана Бортника — шесть миллионов руб­лей на четыре года — частных инвестиций и денег бизнес-ангелов. 15 миллионов ушли на НИОКР, улучшение потребительских свойств продукта, зарплату научным работникам, сырье и оборудование. К тому же нужно было с нуля выстроить технологическую линию.

 «Параллельно шла работа по позиционированию на рынке, маркетингу, изготовлению и дизайну коробок и вообще всей той оболочки, которая нужна потребителю, — вспоминает Ольга. — Хотя бизнес b2b сделать проще, мы изначально были настроены на b2c».

Не крем, не пенка, не лосьон

Полученное томскими учеными средство получилось непохожим ни на один существующий вид косметики — это не крем, не пенка, не гель, не скраб и не мыло. Тогда сотрудники Benoate придумали свое название — базитель — объясняя, что их продукт является базой для красоты.

Сейчас компания Benoate выпускает девять видов базителя: отдельно для лица, тела и многофункцио­нальную линейку для кожи и волос. В состав средства входят экстракты можжевельника, пихты и глицерина.

По словам Ольги, ежедневное применение базителя позволяет полностью обновить клетки кожи за два месяца. Сама директор косметической фирмы пользуется собственным продуктом уже около трех лет, начиная с первых его опытных образцов.

«Все химически вредные вещества, которые накапливались в нашей коже, начинают вымываться. Первое время использования может даже немножко пугать, так как появляется шелушение, могут усилиться микровоспаления. Это тот естественный процесс, при котором кожа начинает дышать. Шелушение проходит примерно через неделю, и дальше средство начинает благоприятно влиять на кожу. Ей уже не хочется крем с консервантами. Я ничего не имею против них, но меня пугает та ситуация, что в креме консерванты препятствуют развитию вредных веществ — микроорганизмов плесени и так далее. Когда они попадают на кожу, они точно так же убивают все то полезное, что у нас на коже живет, — грибки и бактерии — и ничего хорошего от этого не будет».

Косметика с запахом масла

На коробочке с инновационным продуктом — базителем — стоят пометки: не вызывает аллергии. Benoate позиционирует себя как органическая косметика.

«Мы отказались от синтетических веществ. Всем набил оскомину лаурил сульфат, вещество, которое используют во всех шампунях: он вредный, накапливается в печени, сетчатке, вызывает рак. Сами производители говорят: «Если быстро использовать, то это безопасно». Но если вы его ежедневно применяете, когда моете руки, он все равно проникает. Мы же изначально используем растительные масла и растительные экстракты».

К сырью у Benoate особые требования. Компания заключила контракт с несколькими поставщиками, которые предоставляют аптекам травы для лекарственных сборов. «Российское законодательство предполагает оценку сырья по трем параметрам: это наличие свинца, ртути и мышьяка — они должны быть менее 0,5 мг на кг. Наши сборщики делают оценку этих веществ в лаборатории, и этот сертификат является для нас показателем того, что сырье нам подходит. Все остальное в нашей стране не контролируется, но мы для себя, когда нам поступает сырье, прежде чем сделать закупку, делаем оценку. Чаще всего у нас проверенные поставщики, и они просто знают, что мы не возьмем, если там будет что-то еще».

Дикие травы поставщики собирают для Benoate на опушках и в лесополосах, следят, чтобы над территорией не проходили воздушные коридоры самолетов, а вблизи — автомобильные трассы и железнодорожные пути. Некоторые ингредиенты — например, можжевельник, — компания закупает за рубежом, в Македонии, ну а хвою пихты, крапиву, хвощ собирают в западно-сибирском регионе.

«Багульник берем в Новосибирской области — там настолько глухие болота, что туда пришлось ехать 300 километров по проселочным дорогам. Багульник золотой для нас, но зато мы уверены в том, что он хороший».

Производители инновационной томской косметики отказались не только от синтетики, но и от консервантов. Правда, ради этого пришлось пожертвовать внешним видом продукта: шарик косметического средства завернут в прозрачную ПВХ-пленку, которую используют для хранения пищевых продуктов и донорской крови.

«Мы придумали особую герметичную упаковку, это позволяет средству храниться год и более, сейчас проводим исследования, чтобы увеличить срок годности за счет упаковки. Она обеспечивает сохранность, так как там отсутствует кислород, вредный для всех биологически активных веществ. Когда упаковку открыли, три месяца с ней ничего не будет», — констатирует Ольга, по словам которой косметический продукт от Benoate можно есть: его очень любят грызть домашние животные.

Натуральный обман

Кажется, что Benoate подходит под определение «органическая косметика» по всем параметрам. Правда, на самом деле такого понятия в российском законодательстве не существует.

 «Если в составе средства есть хоть капля натурального экстракта, то можно писать, что оно натуральное, органическое и прочее. Существует ряд стандартов, которые призваны отличить недобросовестных производителей от тех, кто действительно хочет своим потребителям дать качественный продукт. Суть их такова: содержание органических веществ должно быть не менее 95 процентов, консерванты должны быть только такие-то, растительное сырье должно быть из возобновляемых источников. Есть требования к производству — что там ничего не вредит нашей окружающей среде. Если ряд этих требований соблюдается, то считается, что это органическая косметика», — говорит Ольга Медведева.

Воспользовавшись размытостью определений, многие косметические марки присвоили себе статус «натуральности», тем самым подорвав доверие потребителя. Одной надписью Organic сейчас никого не привлечешь, решили сотрудники компании Benoate и сделали ставку на научно доказанную эффективность. «Не каждый показатель можно оценить инструментальными тестами и научными исследованиями. То, что в нашем средстве находятся биологически активные вещества, мы подтвердили в пробирке. Но оценить, например, антицеллюлитный эффект невозможно. Нет такого стандарта, метода, который бы показывал, что за неделю ваша кожа на два процента подтянулась. Поэтому здесь идут в ход эти потребительские тесты — «лично мне помогло, ей не помогло, третий остался вообще не у дел», — объясняет предпринимательница.

Калькулятор

Компания Benoate производит около 50 кг косметики в месяц (при максимально возможных 500 кг), средний чек составляет 500–1 000 руб­лей. Чистая прибыль — 300 тыс. в месяц, большой процент прибыли приносят контракты с предприятиями, которые продают своим сотрудникам товар без фирменной упаковки по сниженной цене. В Benoate работают 10 человек: научные сотрудники, управляющие, директор, бухгалтер, специалист по связям с общественностью и маркетолог в одном лице, технолог и лаборанты. Средняя заработная плата — 12 тысяч руб­лей в месяц: многие сотрудники работают по совместительству. Компания планирует выйти на самоокупаемость за счет увеличения объема продаж за 1,5–2 года.

Планы

Сейчас продукцию Benoate покупают жители России и Украины (основные продажи — через сайт). «Аптеки не очень хотят брать новый продукт, потому что так выстроена система менеджмента в аптеке, что кассир в то же время является продавцом-консультантом. То есть он вынужден оставлять кассу, идти к полке и рассказывать. И, конечно, это лишняя работа, которую не хочется делать», — рассказывает Ольга Медведева.

Открывать собственную точку продажи компания пока не собирается из-за небольшого ассортимента (всего 20 видов средств), а с супермаркетами связь еще не налажена, так как окончательный вид продукта появился только в мае 2014 года.

С января Benoate запускает новую серию ухода для кожи, которая представляет собой не базовый, а «люксовый» вариант: в состав средств будут входить вещества-афродизиаки. В отдаленных планах — создание лечебной линейки, которая позволила бы бороться с вредными бактериями и грибками на коже человека. «Это очень сложный путь, почти непреодолимый, еще сложнее того, что мы выбрали, — говорит Ольга. — Разработка одного лекарственного средства занимает до 15 лет».

«Эксперт Сибирь» №50 (436)



    Реклама

    «Мы научились быть конкурентными…»

    Андрей Рязанов, Генеральный директор Завода электротехнической арматуры


    Реклама