Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Без мартеновских печей

2015

Западно-Сибирский металлургический комбинат (ЗСМК) моложе НКМК почти на три десятилетия. Логично, что большая металлургия в Новокузнецке в итоге сохранилась именно на его площадке, расположенной в 25 км от центра города с учетом розы ветров и санитарно-защитной зоны. Две доменные печи там проходят всего лишь третью кампанию (так называют 15-летний период, в течение которого печь работает без остановок — до капитального ремонта), а первая, запущенная еще в 1964 году, сейчас является самой современной. Да и сам комбинат исторически был современным и технологичным предприятием — здесь, к примеру, никогда не было мартеновских печей, а мощности еще в советские годы запускались на основе АСУ. В прошлом году комбинат, несмотря на сокращение спроса на сталь по всему миру, произвел 6 млн тонн чугуна и выплавил более 6,84 млн тонн стали — рекорд, в последний раз установленный лишь по итогам далекого 1990 года. В составе объединенного «Евраз ЗСМК» это предприятие сейчас называют площадкой строительного проката, имея в виду, что основной вид производимой здесь продукции — арматура, проволока, швеллеры, уголки и т.п., всего около ста наименований.

Комбинат работает по классической и самой распространенной ныне в черной металлургии замкнутой схеме, с использованием кислородно-конвертерного метода получения стали. Собственная аглофабрика производит агломерат (в сутки Запсиб «съедает» порядка 450–500 вагонов железорудного концентрата, из которого и готовится агломерат — по сути, оксид железа), который по конвейеру поступает в доменный цех, где в трех печах (их суммарный объем 8 тыс. кубометров) переплавляется в чугун. «Жидкий чугун — это полупродукт, его можно и в чушках продавать. Мы так тоже делаем, но немного. Основная масса чугуна — либо в ковшах, либо в миксерах — идет в два конвертерных цеха, где с помощью кислорода конвертируется в сталь. Дальше ее превращают либо в слиток, который потом будет обжат в блюминге и в итоге станет заготовкой, либо направляют в машину непрерывного литья заготовок. А уже оттуда заготовки идут на прокат, и там мы получаем конечную продукцию», — на пальцах объясняет технический директор ОАО «Евраз ЗСМК» Аркадий Амелин. Кислородно-конвертерные цеха оснащены тремя конвертерами емкостью по 160 тонн каждый и двумя — по 350 тонн. В них чугун смешивают с уже расплавленным металлоломом: эти гигантские ковши сначала раскачиваются, перемешивая ингредиенты, а потом накрываются крышкой и с шипением и грохотом становятся сосудом для химической реакции, итог которой — сталь необходимых марок.

Чтобы получить чугун, доменным печам необходимо топливо, в основном кокс, который производится здесь же, на площадке строительного проката «Евраз ЗСМК», на шести коксовых батареях. Недостатков у кокса хватает — и воздух он загрязняет, и стоит непомерно дорого. Однако «разжечь» домны совсем без твердого топлива невозможно, зато можно максимально снизить долю кокса в тонне чугуна. Например, с помощью природного газа (он уже подключен к печам), который стоит дешевле. Но лучше всего — с помощью так называемого пылеугольного топлива (ПУТ). «Мир сейчас процентов на сорок перешел на ПУТ, новые доменные печи без таких установок даже не строятся, — рассказывает Аркадий Амелин. — Германия, к примеру, сократив производство кокса чуть ли не вполовину, увеличила производство стали — все за счет ПУТ. По большому счету, это тот же самый кокс, но дробленый, измельченный. Нидерланды сегодня вдувают 220 килограммов ПУТ на тонну чугуна, американцы, по-моему, — 90 килограммов на тонну». «Преимущества этой технологии очевидны, — добавляет управляющий комбинатом Алексей Юрьев. — Прежде всего можно будет использовать энергетические марки углей, которые стоят дешевле коксующихся. Расход кокса в итоге сокращается на 20 процентов, кроме того, можно будет полностью исключить из структуры топливной составляющей природный газ. В итоге эта технология позволяет снизить себестоимость на 10 процентов в целом по доменной плавке, это будет наша победа в структуре себестоимости». Сегодня на тонну чугуна на Запсибе уходит около 443 кг кокса, при запуске установки ПУТ его количество сократится до 390 кг на тонну. «Замена не прямая, но все равно это очень выгодно — кокса ведь будет сгорать меньше. И экологический эффект — опять-таки, потому что кокса меньше. Просто за счет сокращения выбросов», — рассказывает главный специалист по технологии доменного цеха Валерий Щипицын.

Строительство установки ПУТ началось в 2011 году, сегодня этот крупнейший на площадке ЗСМК инвестпроект, стоимость которого превысила 7 млрд руб­лей, завершается — недалеко от цехов доменного производства выросли современные разноцветные корпуса этой установки. Аналогичную технологию Evraz Group уже внедрила на своем комбинате в Нижнем Тагиле, теперь те же специалисты работают в Новокузнецке. Вдувать ПУТ в доменные печи начнут в третьем квартале этого года.

Подобные затраты оправданны, ведь главное для «Евраз ЗСМК» — снижение себестоимости продукции. Деваться комбинату некуда: предприятие расположено в Кузбассе, равноудалено от портов и сильно зависит от железной дороги.

«Комбинат был спроектирован полностью под железнодорожный транспорт, но мы сегодня развиваем и автодоставку продукции. Это дешевле, чем в вагонах: каждый месяц мы зарабатываем за счет автодоставки около 30 миллионов руб­лей», — рассказывает Юрьев. Сегодня с комбината ежемесячно уходит до тысячи тридцатитонных фур, задача — довести их количество до 1,2 тыс. Серьезные инвестиции идут и в энергосбережение. За счет замены изношенных светильников на новые уровень освещенности в подразделениях «Евраз ЗСМК» в среднем вырос до 65%, а сэкономить удалось более 25 млн руб­лей (в целом эта программа рассчитана на пять лет). Запуск турбины на паровоздуходувной станции позволил сэкономить около 10 млн руб­лей на закупках электроэнергии. В перспективе еще одну турбину планируется построить на базе коксохима, где также образуются излишки пара.

«Цены на собственную электроэнергию получаются в два — два с половиной раза ниже, чем на покупную», — признает Алексей Юрьев.

«Наше географическое положение, которое является преимуществом «Евраз ЗСМК» внутри страны, становится недостатком, если сравнивать с производителями Китая, Японии, Кореи и даже Индии и США. Страны Азии постоянно наращивают производство стали, поддерживая достаточно большое предложение на рынке, что в свою очередь оказывает значительное влияние на цены. В этих условиях основные наши конкурентные преимущества — работа с клиентами и снижение издержек производства. Будем осваивать новые виды сталей и новые типоразмеры сортового проката по требованиям потребителя, повышать качество продукции комбината», — говорит о главных целях Юрьев.

Основные драйверы роста в компании видят внутри страны, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке, где государство планирует реализовать новые крупные инфраструктурные проекты. «Очень вероятно, что внешняя конъюнктура в 2014 году не улучшится, а если и улучшится, то ненамного, — продолжает Алексей Юрьев. — Главная беда мирового рынка металлов — перепроизводство. Металлурги Китая продолжают наращивать производство очень высокими темпами, и мало верится, что в 2014 году их активность снизится. Некоторые надежды на улучшение внутреннего спроса дает начало нового витка реализации масштабных госпроектов — БАМ, чемпионат мира по футболу, ЦКАД, несколько магистральных нефте- и газопроводов. Все эти проекты потребуют значительного количества листового и сортового проката, что позволит сталепрокатным комбинатам увеличить продажи на внутреннем рынке».

Одновременно «Евраз ЗСМК» вкладывает значительные средства в охрану окружающей среды. Только в прошлом году на природоохранные мероприятия было направлено более 171 млн руб­лей, всего же на экологические программы до 2018 года планируется потратить до 2 млрд руб­лей. «Главная наша задача — уложиться в предельно допустимые выбросы и сбросы, если говорить о воде и воздухе», — говорит Алексей Юрьев. Но он скромничает.

«Модель, к которой мы идем: в городе воздух должен быть чистый, речка должна быть чистая, берега должны быть зеленые, асфальт должен быть ровный, люди должны ходить с улыбками до белых зубов. Новокузнецк должен остаться индустриальным городом, но качество индустрии должно стать другим», — считает мэр Новокузнецка Сергей Кузнецов. Идеология горожан действительно поменялась, а потому советским индустриальным гигантам приходится так или иначе это учитывать. К примеру, областные власти не первый год требуют закрыть цементный завод, дымящий прямо в центре города. Идет ликвидация и первой промплощадки на НкАЗе, самой старой и давно не отвечающей экологическим стандартам. Кстати, ПУТ — показательный пример, когда инвестиции в себестоимость идут параллельно с решением экологических задач. Черная металлургия — очевидно «грязное» производство, но стремиться к золотой середине между ожиданиями горожан и возможностями промышленности стоит.

«Эксперт Сибирь» №5 (439)

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама