Курьерами могут быть все

Специальный проект
Москва, 30.05.2016
«Эксперт Сибирь» №22-23 (476)
Основным вызовом для компаний, работающих в сфере электронной торговли, стало повышение эффективности логистики. Новое требование рынка — возможность получить товар через 60 минут после заказа

Локомотивом рынка экспресс-доставки в России продолжает оставаться интернет-торговля. Несмотря на то, что в последние два года в секторе e-commerce и, следовательно, на рынке экспресс-доставки произошло существенное сокращение объемов, в целом сегмент показывает рост. По итогам 2015 года объем рынка экспресс-доставки в денежном выражении превысил показатели 2014 года и составил более 55,6 млрд руб­лей. В текущем году, по прогнозам экспертов, рост составит около семи процентов. Однако сохранять положительную динамику удается непросто. Значительное давление на логистические компании оказывают не только негативные макроэкономические факторы, но и появившееся давление со стороны торговых интернет-площадок, которые вынуждены подстраиваться под изменившиеся потребности покупателей.

Оптимизация затрат, увеличение скорости доставки в регионы и повышение уровня сервиса — основные направления, которым будет уделяться повышенное внимание логистическими компаниями в 2016 году. К такому выводу пришли представители логистических компаний и интернет-магазинов в ходе панельной дискуссии конференции «ESIB-2016».

Этот тезис во многом определил ход дискуссии, логисты активно презентовали свои возможности в покрытии территорий (в географии присутствия), сроках и ценах доставки и в тех изменениях, которые они проводят.

По общему мнению участников рынка экспресс-доставки, самым большим возмутителем спокойствия в последние два года является «Почта России». Проснувшийся гигант активно вступил в борьбу за свою долю пирога. В компании признают, что поздно включились в гонку и что города-миллионники они, по сути, потеряли. Но даже при этом раскладе у «Почты России» есть ряд «козырей», которые признаются всеми участниками рынка. Компания имеет 38 тыс отделений для физических лиц, это все пункты выдачи заказов, это самый колоссальный ресурс. Если нужно доставить «куда-то», куда никто не может, все приходят к «Почте России». Компания активно модернизируется, внедряя online-сервисы как для бизнеса, так и для физических лиц.

«50 процентов посылочного бизнеса e-commerce внутри страны — это «Почта России», — говорит руководитель отдела продаж e-commerce, блок посылочного бизнеса и экспресс-доставки «Почта России» Василий Жайворонок. — По итогам 2015 года поднялись на 12 процентов по сравнению с 2014 годом, а в 2016 еще вырастем. Наша цель — вернуть доверие и объемы в крупных городах».

Несмотря на возможности роста внутри российского рынка, некоторые крупные игроки делают ставку на «Китайское направление». По словам коммерческого директора компании СДЭК Сергея Егорова, «каждое наше российское подразделение через год с момента открытия выходит на среднегодовую выручку 5 млн долларов, китайские подразделения уже через два месяца выходят на выручку 10 млн долларов». Только за прошедший год компания СДЭК открыла в Китае 15 отделений.

Логистика уходит в регионы…

Тренд на рынке экспресс-доставки, по мнению экспертов, задают компании, которые раньше, чем конкуренты, предлагают что-либо уникальное для рынка. Так, пару лет назад был отмечен рост количества покупателей интернет-магазинов, которые стали отдавать предпочтение пунктам выдачи заказов вместо доставки «до двери». Курьерские службы начали массово открывать ПВЗ — (пунк­ты выдачи заказов), после этого был этап, когда осваивали доставку nextday (на следующий день). Сейчас все игроки в городах-миллионниках стараются отработать доставку sameday (в этот же день). Таким образом, компании, повторяя решения друг друга, сохраняют динамику развития рынка логистики. И все же, по общему мнению участников конференции, потенциал роста в крупных городах исчерпан. «Когда мы в свое время сделали для Москвы доставку nextday и sameday, это, конечно, увеличило лояльность клиентов, но значимых финансовых результатов не принесло», — рассказывает коммерческий директор компании «СДЕК» Сергей Егоров.

По итогам 2015 года наибольший прирост в е-commerce дали города с населением от 100 000 человек, порядка 34%. Логистические компании идут вслед за интернет-площадками в регионы и, по мнению Василия Жайворонка, кто научится в регионы возить быстро и дешево, тот и будет лидером на рынке логистики. Развитие в регионы — это новый вызов для логистических компаний: на дороге в России, как говорят представители интернет-ритейла, можно потратить все. Несмотря на то, что представители логистических компаний потрясали цифрами открытых пунктов доставки, вокруг крупных городов по-прежнему остается много так называемых «слепых зон». Сибирский регион в данном случае — показательный пример, здесь и между большими городами расстояния очень значительные, и малые города порой находятся совсем в стороне от основных транспортных путей. «Очень много маленьких поселений, где крайне низкий трафик по заказам. Доставку из крупного города в маленький берут единицы, — делится Василий Жайворонок. — Чем меньше население, тем дороже логистика».

Рынок плотный, но ниши есть

Однако, по мнению участников рынка, ценовая конкуренция уже в ближайшее время себя исчерпает, да и сроки доставки практически у всех уже выровнялись. Основным инструментом оптимизации станет дальнейшее развитие online-сервисов и запуск платформенных решений. Уже у всех серьезных игроков, как говорится, masthave — сайты с возможностью подключения как по API, так и через «личный кабинет», мобильное приложение, которое позволяет отслеживать движение своего отправления. «Чем лучше работает IT-составляющая и чем меньше оффлайновых процессов, тем лучше все работает», — уверен директор по регио­нальному развитию в России и СНГ компании Bringo Андрей Заворин.

В то время как крупные игроки логистического рынка заняты оптимизацией и улучшением сервиса за счет online-решений, появляется возможность для выхода совершенно уникальных продуктов в сегменте экспресс-доставки. «Это, как правило, технологические решения, которые не имеют прямого контакта с заказчиком (с физическим лицом) и даже с курьером, и в этом направлении сейчас идут многие компании. Все эти платформенные решения значительно оптимизируют затратную часть», — считает генеральный директор LLC eSolutions Евгений Щепелин.

Доставить за 60 минут

Однако основной переворот на рынке логистики может произойти после внедрения высокотехнологичных решений по внутригородской экспресс-доставке. Основная борьба развернется за сверхскоростную доставку. Так, компания Bringo заявила о начале вывода в регионы своей мобильной платформы, которая позволит осуществлять доставку буквально за час. Уже открыты филиалы компании во Владивостоке и Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге, на очереди — Казань, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону. В планах компании — до конца года «запуститься» во всех крупных российских городах.

По мнению Андрея Заворина, сейчас, когда технологии стремительно развиваются и человечество становится в буквальном и переносном смысле мобильным, меняются основы организации бизнеса. «Идет активное проникновение принципов долевой экономики. Мы перестали владеть, мы стали пользоваться. Раньше понятия «владеть» и «пользоваться» были едины (хочешь заниматься логистикой «Дальний Восток — Москва», нужно купить фуру), но с недавнего времени многие уже (в том числе и транспортные компании) пользуются этими фурами, но не владеют ими».

Исходя из этой логики, по мнению представителя Bringo, не нужно иметь курьеров в штате компании и даже в штате курьерской компании, потому что априори курьером может стать любой желающий. В краудсорсинговых моделях исполнители и пользователи — это одни и те же люди. Как наиболее яркий пример этого сервиса — такси, такие как Gett и UBER. Сервисы, подобные Bringo, — это сервисы высококонкурентных рынков. «Мы, по сути marketplace курьерской доставки, Bringo позволяет объединить все курьерские службы и свободных исполнителей, сделав предметом обмена ресурс курьерского рабочего времени, — делится Андрей Заворин. — Мы помогаем курьерским службам разбираться с их извечными бедами, так называемыми «хвостами» и недовезенными товарами. На нынешний день Bringo — единственная краудсорсинговая компания, способная взаимодействовать как с физическими лицами, так и с крупнейшими логистическими компаниями благодаря созданной IT-инфраструктуре, ее стабильности и качеству»,— резюмирует представитель Bringo.

Рынок услуг под воздействием новых технологий проходит сейчас колоссальную трансформацию. Темп жизни вырос в разы, и все чаще от покупателей online-товаров и услуг приходят запросы по доставке «немедленно». В крупнейших логистических компаниях на смене 40–50 курьеров, которые должны закрыть весь город. Но у них у всех плановая логистика, объясняет Андрей Заворин. И немногие из них, по его словам, справляются с доставкой день в день.

На примере такси подобные платформенные решения действительно значительно трансформируют рынок: еще пару лет назад 30 минут было нормой ожидания такси, сейчас — уже пять минут. Добиться подобного эффекта в сфере курьерской доставки ставит перед собой цель руководство компании Bringo. «В Москве мы уже ее достигли, скорость доставки — 90 минут, теперь выходим в регионы с еще более «быстрым продуктом» — доставка за 60 минут, — рассказывает Андрей Заворин. — На уровень «немедленно», по нашим расчетам, в городах-миллионниках мы можем выйти за три месяца».

Несмотря на высокую плотность игроков на логистическом рынке, по мнению участников обсуждения, возможности для развития есть и даже платформенные решения не закроют всех потребностей клиента по доставке. Единственный нюанс: все, что остается, — это уже индивидуальные решения, иная ниша для развития других платформ, а это, в свою очередь, совсем другие сервисы, другая логистика и другие вложения. 

У партнеров

    Реклама