Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Развязали транспортный узел

2016

Первая очередь транспортно-логистического узла разгрузит дороги и загрузит фабрики

Первая очередь транспортного узла — грузовая станция и железнодорожная ветка от Бейского угольного разреза к южному ходу Транссиба — открылась в Хакасии в конце июля. Событие было обставлено торжественно: глава республики Виктор Зимин, генеральный директор компании En+ Group Максим Соков и заместитель начальника Красноярской железной дороги (оператор проекта) Дмитрий Василиади сказали несколько приветственных слов и ударом рынды отправили в путь с новой станции «Углесборочная» первый состав.

Бейский уголь как точка роста

Бейское угольное месторождение — крупнейшее на территории Хакасии, его запасы оцениваются в 4 млрд тонн угля. Несмотря на то, что запасы были разведаны еще в начале ХХ века, полноценная разработка их началась только с девяностых. Первые попытки наладить промышленную добычу угля предпринимались еще сто лет назад, с момента открытия на Бейском месторож­дении были заложены две шахты, но в пятидесятые годы была свернута масштабная геологоразведка, а в шестидесятые добыча остановлена совсем. Одним из основных препятствий к освоению месторождения назвали «неблагоприятные транспортные условия».

Уже в новейший период истории власти республики вернулись к идее полномасштабного освоения этой территории. Выгода очевидна: регион получает новые рабочие места и дополнительную налогооблагаемую базу. Месторождение было разделено на семь пригодных к разработке участков, которые выставили на конкурс. Так, два года назад дочернее подразделение компании «Востсибуголь», которая входит в структуру En+ Group, выиграло конкурс на освоение Кирбинского участка.

Особенность Бейского месторождения в том, что угленосные пласты здесь залегают неглубоко, разработку можно вести открытым способом, а это делает местный высококалорийный уголь весьма привлекательным по цене. За исключением одного обстоятельства: транспортировка продукции возможна только автомобильным транспортом, а это сказывается и на себестоимости угля, и на экологической ситуации в районе.

Покупатели на бейский уголь есть: это и российские предприятия, и партнеры из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Даже несмотря на непростую ситуацию на рынке, местный уголь востребован, и, по прогнозам правительства республики, спрос на него будет расти. Остается маленький «пустяк»: как доставить продукцию покупателю?

Задача — привлечь инвесторов

По расчетам специалистов En+, приступить к отработке Востсибуголь должен уже к 2017 году. А ведь кроме Кирбинского участка в разработке у коллег по отрасли находится Майрыхский, и уже ведется добыча на Аршановском. Значит, транспортная проблема скоро встанет в полный рост.

Надо сказать, власти Хакасии возлагают большие надежды на развитие Бейского месторождения. Угледобыча — одна из основных статей экономики региона, сейчас в республике работают пять крупных компаний, а объем добычи каменного угля по итогам 2015 года составил почти 17 миллионов тонн (в денежном выражении — почти 31 миллиард руб­лей). Это на 13% больше, чем годом ранее. В абсолютных цифрах прирост составляет более двух миллионов тонн угля. Нетрудно посчитать, как увеличится эта цифра, если все операторы, получившие лицензию на разработку участков Бейского месторождения, выйдут на расчетные показатели.

Одна из главных задач для правительства республики — в кратчайшие сроки разработать и принять программу развития угольной промышленности до 2030 года, увязав ее с генеральными схемами развития других отраслей (в первую очередь — топливно-энергетического комплекса региона). Поэтому в Хакасии хорошо понимают: решение транспортной проблемы необходимо не только для обеспечения работы действующих компаний, но и в качестве задела на будущее. Бейское месторождение — привлекательный объект для инвестиций, а отлаженная логистика — дополнительный аргумент для потенциальных партнеров. Дело за малым — построить. А для этого надо найти деньги. В качестве ключевого партнера и инвестора выступила En+ Group.

«En+ является одним из крупнейших инвесторов в экономику Хакасии, — объяснил свою позицию генеральный директор Максим Соков. — Компании группы уже инвестировали в строительство Хакасского алюминиевого завода, Абаканской солнечной электростанции, Сорского ферромолибденового завода и других промышленных и социально значимых предприятий. Создание нового транспортного узла даст дополнительный импульс развитию экономики и промышленному производству в республике».

По традиции движение по магистрали открыли ударом рынды: (слева направо) заместитель начальника Красноярской железной дороги Дмитрий Василиади, глава Республики Хакасия Виктор Зимин, генеральный директор компании En+ Group Максим Соков 24-02.jpg
По традиции движение по магистрали открыли ударом рынды: (слева направо) заместитель начальника Красноярской железной дороги Дмитрий Василиади, глава Республики Хакасия Виктор Зимин, генеральный директор компании En+ Group Максим Соков

Строительство в рекордный срок

Правильный выбор партнера и степень его заинтересованности в развитии транспортной инфраструктуры республики показывает скорость реализации — от идеи до воплощения.

Проект освоения Бейского каменно­угольного месторождения, ключевую роль в котором играл транспортный узел, был представлен на Красноярском экономическом форуме в феврале 2016 года. И уже через пять месяцев после обсуждения проекта первый состав отправился в путь по новой железнодорожной ветке. Можно уверенно говорить: срок — рекордный.

«Мы практически единственный регион в Сибири, в котором объемы грузоперевозок не только не упали, но и выросли на 20 процентов, — отчитался на круглом столе, посвященном проекту, глава Хакасии Виктор Зимин. — Я помню, как еще несколько лет назад мы радовались переходу рубежа в 10 миллионов тонн добычи угля в год. Через пять–семь лет объемы удвоятся».

16 километров железнодорожного полотна, проложенного от месторождения к ближайшей станции южного хода Транссибирской магистрали, — это только первый этап реализации проекта транспортно-логистического узла. Пропускная способность новой ветки сейчас — 3 млн тонн в год. Разумеется, речь идет не только об угле, но и других грузах. Руководство Красноярской железной дороги, которая, собственно, и выполняет перевозку, не сомневается: новый путь будет востребован и у других предприятий. Инфраструктура этого участка в принципе позволяет нарастить объем перевозок до 12 миллионов тонн в год.

Следующие этапы предполагают строительство более 10 км железнодорожных путей до станций «Углесборочная» и «Бейские Копи» и сооружение промышленной железнодорожной станции «Камышта-2», чтобы разгрузить существующую станцию «Камышта», через которую идут и пассажирские перевозки. Чтобы обеспечить нормальный грузооборот, на «Камыште-2» запланировано строительство 15 километров железнодорожных путей.

Полностью проект транспортно-логистического узла должен быть завершен к 2020 году, он обеспечит возможность перевозки до 20 миллионов тонн различных грузов в год. Есть планы и на более далекое будущее: после 2020 года. Компания рассматривает возможность вложиться в возведение нового железнодорожного моста через реку Абакан с выходом на станцию «Хоных». Вложения в следующий этап строительства транспортного узла составят порядка 1,5 млрд руб­лей, на сооружение моста и дальнейшее развитие инфраструктуры потребуется еще около 5 млрд руб­лей.

Беречь дороги и людей

«Я 15 лет занимался строительством и помню, сколько нам тогда, при наличии всех ресурсов и специализированных предприятий, требовалось времени на ввод подобного объекта, — рассказывал на открытии нового транспортного узла Виктор Зимин. — Нынешний день можно смело назвать историческим, я благодарю Министерство путей сообщения и наших партнеров — компании En+ Group и РЖД — за то, что приняли решение войти в этот проект и что сдержали слово даже в нелегкое для страны кризисное время. Нас критиковали, в нас сомневались, но мы не побоялись, не струсили, и я с гордостью заявляю, что дело сделано! Это большой проект не только для Хакасии, но и для всей страны!»

Новая железнодорожная ветка — это новые рабочие места: в частности, на предприятиях En+ Group количество работников вырастет на 10%. В целом же проект развития Бейского месторождения, по прогнозам правительства Хакасии, позволит трудоустроить более тысячи человек. Но кроме экономического эффекта транспортно-логистический узел дает еще и экологический. Раньше вывоз угля шел только автомобильным транспортом. Сейчас один железнодорожный состав может перевезти столько же, сколько 150 крупнотоннажных грузовиков. (Например, объем первой партии угля, вывезенной по железной дороге с Аршановского месторождения, составил 600 тысяч тонн.) Это означает, что тяжелый автотранспорт уйдет с проселочных дорог, и это позволит дольше сохранять качество асфальтового покрытия. Кстати, уже в ближайшее время должна начаться реконструкция автодороги к Бейскому месторождению — это была единственная транспортная артерия, связывающая его с железной дорогой, и ее состояние по понятным причинам не блестящее.

Второй важный фактор: меньше грузовиков — меньше выхлопов. Виктор Зимин не скрывает: жители района были не слишком рады возобновлению разработки месторождения именно из-за резко выросшего количества тяжелого транспорта. По самым грубым расчетам, существующие автомобильные перевозки угля по дорогам Хакасии генерируют более 12,5 тысяч тонн СО2 в год, что эквивалентно сжиганию более 5 тыс. тонн угля. Запуск первой очереди транспортно-логистического узла снизит объемы «выхлопа» примерно на треть.

Есть и иной экологический эффект: развитая инфраструктура позволит вынести обогатительные фабрики из городов и открыть их на Бейском месторождении. По прогнозу правительства Хакасии это, кроме прочего, еще пять–семь тысяч дополнительных рабочих мест. И, разумеется, новые налоги: выпуск обогащенного угля в республике растет, но пока не такими темпами, как хотелось бы — на несколько процентов в год. С введением в строй транспортно-логистического узла эта часть угольной отрасли получит дополнительные возможности для роста.

«Инфраструктура — это кровеносная система», — образно описал генеральный директор En+ Group Максим Соков значение нового объекта для промышленности региона, подтвердив, что компания заинтересована в дальнейшем развитии и от заявленных планов не откажется.

Фото: Марина Ионаускайте

«Эксперт Сибирь» №34 (480)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама