Былое и Дума

Москва, 26.11.2007
«Эксперт Юг» №4 (4)
«Южные» депутаты оценили работу уходящего российского парламента

Российская Госдума четвёртого созыва создала Инвестиционный фонд, Российский венчурный фонд, несколько госкорпораций и Общественную палату, сделала государственный бюджет трёхлетним. Она же «монетизировала» льготы, вызвав протестную волну по всей стране, фактически отменила губернаторские выборы, приняла весьма спорный закон об экстремизме, а на последнем заседании проголосовала за «долгожданный» закон, по которому страна будет готовиться к Олимпиаде в Сочи... О достижениях и провалах в работе думцев образца 2003–2007 годов и значении принятых ими законов для юга России сегодня рассуждают депутаты, избиравшиеся от регионов ЮФО.

Михаил Емельянов, депутат Госдумы РФ второго-четвёртого созывов (Ростовская область, «Справедливая Россия»)

Работа Думы четвертого созыва была довольно противоречивой — с одной стороны, при наличии стабильного большинства законы принимались менее компромиссные, а значит — более чёткие. С другой стороны, из-за того же пресловутого большинства парламент, по сути, утратил контроль над теми проектами решений, которые приходили из исполнительной власти, из правительства. То есть парламент достаточно некритично относился к этим проектам, в результате зачастую практически без сопротивления штамповались решения, в которых преследовались некие частные либо корпоративные интересы, выдававшиеся за интересы страны. Примером может служить тот же закон об Олимпиаде в Сочи — в том виде, в котором он пришёл из правительства. В нём очень явно были видны «уши» тех, кто хотел бы получить более лёгкий доступ к площадкам под застройку, к землям, сегодня находящимся в собственности граждан. Законопроект был драконовским и, по сути, предполагал неправовые решения — причём в масштабах не только Сочи, но и всей России. Вариант, принятый Думой, на мой взгляд, остался достаточно жёстким, хотя в ходе борьбы вокруг этого проекта его удалось привести в определённые рамки, несколько смягчить. Но теперь надо следить за применением этого закона — вполне вероятно, что тем депутатам, которые придут в следующую Думу, придётся его корректировать.

Достаточно спорным был закон о монетизации льгот. Правда, на юге России, во всяком случае в Ростовской области, оказался применён его несколько смягчённый вариант — губернатор быстро понял опасность и постарался теми средствами, которые у него были, смягчить этот удар. Хотя сейчас, по прошествии нескольких лет, изъяны закона очевидны — прежде всего в части лекарственного обеспечения. По сути, создана система, которая может управляться только в «ручном режиме». Механизма автоматической работы этого закона нет. Только когда высокопоставленный чиновник лично контролирует процесс и лично «нагибает» подчинённых, тогда система работает и в аптеках есть лекарства по доступным для льготников ценам. Как только административное давление ослабевает, моментально лекарств нет и цены запредельные. То есть очевидно, что в этом месте оказался очень серьёзный прокол.

Для юга России, на мой взгляд, наибольшее значение имели законы, касающиеся борьбы с терроризмом и экстремизмом. Амнистии боевиков, которые проводились, например в Чеченской Республике, помогли если не стабилизировать ситуацию на Северном Кавказе, то хотя бы прекратить открытые боевые действия. Разумеется, в том же законе об экстремизме есть спорные моменты, но в целом он имеет положительное значение.

Алевтина Апарина, депутат Государственной думы первого-четвёртого созывов (Волгоградская область, КПРФ)

  Фото: Анна Радченко
Фото: Анна Радченко

Работа четвёртой Государственной думы, к сожалению, оставила больше негативных впечатлений, чем положительных. В первую очередь это была монополия одной партии, одной фракции, а монополия всегда плохо заканчивается — поэтому в работе этого состава Государственной думы так много «брака». Подумайте сами — все 29 профильных комитетов Госдумы возглавляли члены одной фракции! Хотя, на мой взгляд, в профессиональном плане далеко не все они «дотягивали» до уровня председателя комитета.

Складывается впечатление, что депутаты больше всего заботились о себе. Разве это прилично — самим себе вручать ордена и медали? Даже на последнем заседании выдали награды — тем, кому прежде «недодали»! Я много раз выступала по этому поводу и говорила: «Брежнев может отдыхать!».

Во-вторых, этот созыв Думы был абсолютно лишён самокритичности. Я ни разу не слышала, чтобы депутаты, приняв довольно спорные законы и впоследствии «получив по ушам» от общества многочисленными протестными акциями, хоть раз признавали свои ошибки. А ведь это даже не ошибки, а преступления. Сейчас говорят, что закон о монетизации льгот — это ошибка министра Зурабова. А при чём тут Зурабов? Тут вся система виновата. Дума фактически опозорила себя принятием ряда кодексов — Лесного, Водного... Это просто распродажа наших природных ресурсов. Провал пенсионной и административной реформы — это тоже, к сожалению, результаты работы Госдумы четвёртого созыва. Депутаты наглядно продемонстрировали и свою заботу о богатых, фактически амнистировав неправомерные сделки — срок давности по ним сокращён с десяти до трех лет...

Успехом Думы и своих коллег по фракции считаю то, что мы не допустили изменения вида Знамени Победы, не пустили на территорию России солдат НАТО, что противоречило бы российской Конституции, заставили принять социальные законы, которые позволили улучшить жизнь отдельных категорий граждан. Считаю, что следующей Государственной думе нужно очень серьёзно поработать, чтобы восстановить могущество нашей державы, её честь и достоинство.

Владимир Катальников, депутат Госдумы РФ второго-четвёртого созывов (Ростовская область, «Единая Россия»)

  Фото: Фёдор Ларин
Фото: Фёдор Ларин

В 2000 году мне посчастливилось быть доверенным лицом президента — и я могу напомнить, что тогда он заявлял о кратко­срочных и среднесрочных планах на свой президентский срок. Сегодня можно констатировать, что задачи, которые он ставил тогда, в частности, перед законодательным органом, выполнены. Я работал и в Думе третьего созыва и могу отметить, что тогда в парламенте из-за отсутствия консолидации политических сил было зачастую просто невозможно принимать законы, которые должны были обеспечивать законодательную базу для президентских идей и планов. Дума четвёртого созыва, на мой взгляд, сработала гораздо более эффективно — именно благодаря наличию в этой Думе единой консолидированной силы. И теперь уже можно говорить о законодательном сопровождении более долгосрочных планов, озвученных президентом Путиным.

Что касается решений, непосредственно относящихся к субъектам Южного округа, то ещё в Думе прошлого созыва мы приняли программу «Юг России», предполагающую финансирование субъектов ЮФО, и сегодня эта программа стабильно работает. Большинство субъектов ЮФО — дотационные, и в каждый региональный бюджет при формировании межбюджетных отношений необходимо привносить серьёзные суммы, которые измеряются десятками миллиардов рублей. Совместные усилия депутатов и исполнительной власти южных регионов позволяли и позволяют договариваться с федеральным центром и решать эти вопросы. Что, в свою очередь, даёт возможность серьёзно помогать муниципалитетам — дотациями, субвенциями на решение очень острых вопросов, которые сейчас стоят перед ними. Сегодня для регулирования этих процессов полностью сформирована законодательная база — это целый перечень документов, действие которых распространяется и на Россию в целом, и на ЮФО.

На последнем заседании Госдумы принят так называемый Олимпийский закон, который будет регулировать подготовку к зимней Олимпиаде 2014 года. Пока что этот закон носит рамочный характер — на его основе будут созданы нормативно-правовые документы федеральной исполнительной власти и, наверняка, региональные нормативные документы — в Краснодарском крае, где всё это и будет развиваться. До 2014 года закон может претерпевать изменения — если в нём обнаруживаются изъяны, то у нас достаточно времени, чтобы откорректировать те или иные его показатели — как текстовые, так и цифровые. Конечно, наиболее сложный вопрос — механизм изъятия земель под строительство олимпийских объектов. Но в законе прописана отсылочная норма, на основании которой будут изданы дополнительные нормативно-правовые документы. Президент жёстко сказал: «Не вздумайте обижать людей, все должны быть удовлетворены при решении тех или иных спорных вопросов». Значит, так и должно быть.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №4 (4) 26 ноября 2007
    Виноделие
    Содержание:
    Надо собраться

    Чтобы воплотить в жизнь как минимум двойной потенциал роста, в ближайшие пять-семь лет виноделам Южного округа надо решить три задачи: увеличить площади виноградников, технически перевооружить заводы и грамотно выстроить маркетинговые коммуникации

    Реклама