Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Могло быть ниже

, 2009

Лизинг во всей полноте ощутил бремя кризиса. В итоге место в рейтинге лизинговых компаний, работающих на юге России, зависело прежде всего от их умения сократить масштабы падения. Однако в ЮФО динамика всё же заметно лучше среднероссийской

Большинство лизинговых компаний в прошедшем полугодии были гораздо в большей степени заняты перезаключением ранее заключённых договоров, чем поиском новых клиентов и заключением новых сделок. Причин тому несколько, но все они, как со стороны спроса, так и со стороны предложения, обусловлены влиянием кризиса. Со стороны спроса — это нехватка финансовых ресурсов не только для приобретения новых машин или оборудования в лизинг, но и для осуществления лизинговых платежей по уже имеющимся договорам. Со стороны предложения опять-таки — сокращение источников финансирования. Ситуация на фондовом рынке никак не способствовала размещению лизинговыми компаниями новых облигационных займов. Получить кредит в банках в первом полугодии оказалось не легче: кредитные организации ужесточили требования к заёмщикам, а лизинговые компании зачастую были отнесены к категории высокорисковых. Со своей стороны, лизинговые компании ответили ужесточением требований к клиентам и удорожанием своих услуг, чем сократили ряды потенциальных лизингополучателей. В результате объём нового бизнеса за первое полугодие 2009 года на Юге, по нашим оценкам, составил около 8,5 млрд рублей (с учётом оценки показателей нового бизнеса компаний, работающих в ЮФО, но не заполнивших анкеты для участия в рейтинге). Это в три раза меньше уровня шести первых месяцев 2008 года (см. график). Конечно, такие итоги деятельности не могли не сказаться на желании компаний принять участие в рейтинге — далеко не все готовы открыто раскрывать свои показатели вообще, а тем более, негативную динамику. Тем ценнее та информация, которую 28 лизинговых компаний всё-таки о себе сообщили (см. таблицу). Для сравнения: в первом полугодии 2008 года рейтинг включал данные о 51 игроке этого рынка на Юге. Произошедшие изменения отразились и на положении компаний в рейтинге. Мало кому удалось сохранить своё место. Подъём на более высокие строки в рейтинге был обеспечен не наращиванием объёмов нового бизнеса, а минимизацией его сокращения.

ЮФО не так уж низко пал

В Южном округе падение за шесть месяцев 2009 года весьма существенно, но в целом российский рынок лизинга, по данным Рейтингового агентства «Эксперт РА», упал ещё больше, в 4,8 раза: с 430 до 90,1 млрд рублей. Не столь масштабное сокращение нового бизнеса в ЮФО отчасти объясняется невысокой его развитостью. «Рынок ЮФО, показавший в начале кризиса бо́льшую устойчивость, чем в других округах, сейчас испытывает те же трудности, что и все остальные, — уточняет заместитель директора департамента продаж по региону ЮГ компании CARCADE Лизинг Ольга Галицкая. — Более того, в I квартале 2009 года падение рынка по объёму нового бизнеса по сравнению с IV кварталом 2008 года в ЮФО было самым большим, что связано с сельскохозяйственной направленностью региона».

В крайне нестабильной и зачастую панической рыночной ситуации наиболее успешными и жизнеспособными оказались те лизинговые компании, которые особо близки к источникам финансирования. Лидером устойчивости выступает ОАО «Росагролизинг», 99,99% акций которого принадлежат государству. С 2008 года «Росагролизинг» является исполнителем госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы по обеспечению регионов России племенным скотом, животноводческим оборудованием и сельхозтехникой в комплексе. Следующими по степени устойчивости идут дочерние структуры банков.

Между крупным и малым

По сути, лизинговые компании при выставлении новых требований к клиентам работают по схеме, похожей на используемую банками. При определении финансовой устойчивости клиента отраслевая принадлежность имеет особую значимость. Дефицит финансирования в кризис касается практически всех экономических агентов. Но крупный бизнес по природе своей более устойчив, чем малый. Поэтому и риски у крупных предприятий при прочих равных условиях меньше, даже в период кризиса.

1

«В настоящий момент происходит укрупнение лизинговых договоров, — считает проект-менеджер “Сибирской лизинговой компании” по ЮФО Андрей Тарасенко. — Связано это с диверсификацией лизингового портфеля, то есть сейчас компании охотно кредитуют те секторы рынка, которые наиболее рентабельны. Образно говоря, сегодня стоимость денег несравненно выше, так что лизинговые компании очень сильно рискуют, выдавая финансирование мелким и средним компаниям, поскольку в настоящее время в различных секторах экономики происходит фильтрация компаний. Малый и средний бизнес не всегда могут потянуть лизинг, и поэтому лизинговые компании не стремятся их кредитовать; отсюда и определённая стагнация в этом секторе».

Участники рынка по-разному оценивают риски работы с представителями малого, среднего и крупного бизнеса. Стратегии развития ряда игроков рынка нередко непосредственно связаны с тем или иным сегментом, что отражается и на структуре клиентской базы, и на её подверженности изменениям в период кризиса. «Для нашей компании структура спроса не изменилась, — констатирует генеральный директор ООО “Элемент Лизинг” Джеймс Горхэм.  Наибольшую долю в общем количестве обращений занимают обращения со стороны малого бизнеса». В других компаниях отмечают активизацию спроса со стороны малых предприятий: «Увеличился спрос со стороны компаний мелкого и среднего бизнеса, в связи с сокращением их банковского финансирования», — говорит начальник отдела лизинга ООО «Петроэнерголизинг» Валерия Федотова. В ГК «Интерлизинг» наращивать объём нового бизнеса на Юге планируют за счёт крупного и среднего бизнеса,  сообщает руководитель Южного Дивизиона группы Алексей Кореньков. У средних и крупных клиентов в кризисный период были проблемы, но всё же иного порядка, чем у малых предприятий. «В первом полугодии у крупного и среднего бизнеса наблюдались сложности с финансированием и дебиторской задолженностью, — говорит начальник инвестиционной службы ООО “Адмирал-Лизинг” Роман Трубачёв. — Что же касается малого бизнеса, падение его инвестиционной активности нашло отражение в снижении спроса на лизинговые услуги».

Лёгкая оттепель

Начавшееся в III квартале текущего года оживление в экономике повлияло и на рынок финансовой аренды. Лизинговые компании стали рассматривать больше заявок, чем в первом и втором квартале, и, постучав трижды по дереву, начали говорить о том, что и сделки появились. Компании, которым, несмотря на сложную экономическую ситуацию, удавалось и в начале года заключать контракты, сегодня отмечают рост их количества. Тем не менее, до выхода на докризисные показатели ещё очень далеко. «Позитивная тенденция наметилась в поведении кредитных организаций по отношению к лизинговым компаниям: сегодня лизингодатели, имеющие хорошую репутацию и положительные финансовые результаты, могут рассчитывать на получение кредита, — говорит финансовый директор CARCADE Лизинг Алексей Смирнов.  В апреле текущего года мы получили в Сбербанке кредит с лимитом в миллиард рублей. Это знаковое событие в целом для рынка, своего рода подтверждение того, что есть лизинговые компании, которые даже в условиях тяжёлого финансового кризиса оказались кредитоспособны и показывают хорошие финансовые результаты. В том числе благодаря этой сделке, Сбербанк и другие крупные банки не закрыли финансирование лизинговых компаний». В то же время цена заёмных средств остаётся  достаточно высокой, что отражается на удорожании услуг лизинговых компаний. «Для банка лизингодатель — финансовый посредник, чья деятельность сопряжена с большим количеством рисков, — продолжает Алексей Смирнов. — Высокие риски — высокие процентные ставки, а, следовательно, и дорогой лизинговый продукт».

Структурные сдвиги

Если рассматривать структуру сделок по сегментам, то, исключая показатели структур «Росагролизинга», наиболее популярным на Юге был автолизинг. Многие лизингодатели делают ставку на этот сегмент и в посткризисный период. Помимо роста платёжеспособного спроса, с этими предметами лизинга легче работать в первую очередь самим лизингодателям. «Автолизинг по-прежнему остаётся одним из наиболее привлекательных сегментов, что обусловлено высокой ликвидностью предметов лизинга данной категории, а значит и меньшими рисками при финансировании проектов по приобретению автомобилей, — рассуждает о причинах роста спроса на автолизинг Ольга Галицкая. — Реализовать автомобиль на вторичном рынке гораздо проще, чем сложное оборудование или спецтехнику». Если указанные причины востребованности автолизинга характерны для всей России, то на Юге они подкреплены особыми показателями. «На сегодняшний день степень изношенности автопарка южных городов выше, чем в среднем по стране, и перед многими компаниями остро стоит проблема покупки нового автомобиля», — продолжает г-жа Галицкая.

По данным Росстата на начало 2008 года (более свежие данные отсутствуют), степень износа основных фондов во многих сферах на Юге выше среднероссийского уровня. Например, в строительстве этот показатель составляет по ЮФО 46,8%, а в целом по РФ — 36,1%; в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды — 49,3 и 45,5% соответственно. Отчасти поэтому помимо автолизинга перспективным сегментом в посткризисный период с высокой степенью вероятности станет строительная техника. Поддержку спроса на эти предметы лизинга создаёт и начавшаяся стадия олимпийского строительства в Сочи. Реализация национальных проектов в АПК будет способствовать росту количества сделок в сегменте сельскохозяйственной техники. Здесь доминирующим лизингодателем останутся структуры государственной компании «Рос­агролизинг». Неплохие перспективы и у сегмента дорожно-строительной техники, что связано опять-таки с бюджетным финансированием через федеральные программы.

В некоторых лизинговых компаниях говорят о востребованности и других сегментов, точечно выделяя перспективные ниши в посткризисном будущем. «На наш взгляд, потенциально интересными являются компании, ориентированные на высокотехнологичное развитие в сфере ЖКХ и производства, транспортные компании, высокорентабельные ФГУПы, МУПы, — комментирует  Роман Трубачёв. — В данный момент мы наблюдаем спрос в этих сегментах рынка и ожидаем его развития в будущем».

Все эти тенденции влияют на и без того успевшую измениться расстановку сил на южном рынке лизинга. О планах агрессивной региональной экспансии практически не слышно, некоторые компании не исключают приостановления деятельности офисов и филиалов на отдельных территориях. Кризис, проверяя на прочность всех игроков рынка, безусловно, изменит как количество работающих компаний, так и их стратегии. Скорее всего, наиболее эффективные мелкие компании, не имеющие стабильного доступа к источникам финансирования, будут присоединены к более крупным, а некоторым придётся и вовсе уйти с рынка.                                 

Рейтинг лизинговых компаний, работающих в ЮФО, по итогам I полугодия 2009 года
«Эксперт Юг» №46-47 (85)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама