ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Рынок без внятного продукта

2010

В существенном спаде на рынке делового туризма, особенно в сегменте конгрессно-выставочных услуг, следует в первую очередь винить не абстрактный «кризис», а слабую инфраструктуру для бизнес-путешествий по югу России

По оценке генерального директора выставочной компании «Сочи-Экспо ТПП г. Сочи» Тараса Яроша, только на сочинском конгрессном рынке спад составил 70% при всеобщей тенденции к минимизации бюджетов мероприятий. О резко негативном влиянии кризиса на статистику посещений выставок говорят и ростовчане, и краснодарцы. При этом, согласно данным администрации Ростовской области — региона, сделавшего развитие делового туризма одним из приоритетов своего развития, в 2009 году загрузка гостиниц выросла на 12% по сравнению с предыдущим годом. «Судя по тому, что гостиницы города загружены гораздо больше в будние дни, чем в выходные, праздники и сезон отпусков, можно говорить о том, что этот прирост связан именно с увеличением количества деловых поездок в наш город», — комментирует Михаил Саакян, специалист по маркетингу ростовского «AMAKS конгресс-отеля». Только теперь эти поездки, похоже, не дают в должном объёме тот эффект синергии, который рождает проведение крупных мероприятий, когда в обслуживании больших туристических групп массово задействуется весь сервисный кластер. Получается, потенциальных клиентов в город стало приезжать больше, но количество реальных при этом резко сократилось. Погоду на рынке делает скорее не общее количество приезжающих «по бизнесу», а организованные группы, которым можно продавать различные услуги, помимо размещения, большими пакетами. Но соответствующий продукт на юге России отсутствует, а большое количество конгрессных мероприятий ещё не означает, что сформирован полноценный рынок делового туризма. 

Инфраструктурный провал

Судьба делового туризма на юге России напрямую будет зависеть от совместных усилий бизнеса и власти. Незадолго до начала кризиса генеральный директор ВЦ «Вертол-Экспо» Сергей Шамшура в выступлении на заседании Межведомственного координационного совета по туризму Ростовской области подчерк­нул, что «для обеспечения стабильного роста делового туризма необходимо создание единого комплексного туристического продукта», а главной задачей рынка назвал имен­но формирование единой управленческо-информационной инфраструктуры. В числе первоочередных мер, которые перечислил г-н Шамшура, — создание Конгресс-бюро Ростова-на-Дону и его интернет-портала, формирование управляющих компаний, разработка системы сбора и предоставления статистической информации, создание программы развития конгрессной деятельности, начало работы по вступлению в международные профессиональные объединения и т. д. За прошедшие с тех пор два года в этом направлении в Ростове не сделано практически ничего. Похожая картина — в Краснодаре. На круглом столе, посвящённом деловому туризму, в рамках прошлогоднего Южного туристического форума представители краевой администрации сетовали, что ни один вуз не выпускает специалистов, ориентированных на деловой туризм, отсутствуют правовая база развития сегмента, концепция продвижения делового туризма на международных выставках, нет систем аккредитации агентств делового туризма в министерствах и консульствах. Особенно удручает, что у двух городов, которые считают себя главными центрами делового туризма юга России, даже нет отдельных веб-сайтов, посвящённых этой тематике. Та же самая история — и в Сочи, и в Волгограде — функции порталов делового туризма фактически выполняют интернет-ресурсы конгрессно-выставочных площадок.

Известные проблемы с нехваткой конгресс-отелей и конгресс-центров — это лишь вершина айсберга. Для того чтобы бизнес-туризм в регионе состоялся, должны быть развиты сопутствующие рынки — региональные авиаперевозки, доступный визовый сервис для иностранцев, онлайн-бронирование отелей и других услуг, прокат автомобилей, экскурсионное обслуживание, рестораны представительского класса и так далее. В ситуации обострившейся мировой и российской конкуренции за статусных гостей юг России оказывается в заведомо проигрышной позиции. Единственное исключение, пожалуй, — ежегодный инвестиционный форум в Сочи, одно из главных конгресс-мероприятий федерального уровня. Но и в этом случае участие в событии сопряжено с таким количеством проблем инфраструктурного характера, что многие приезжают в Сочи скрепя сердце.

Цены на размещение во время Сочинского форума давно стали притчей во языцех. В прошлом году группа депутатов Госдумы даже демонстративно отказалась от посещения форума из-за завышенных в несколько раз отельных цен в сочетании с принудительным бронированием номеров на несколько дней, даже если участнику форума достаточно всего одной ночевки (таких немало). Сочинские отельеры возражают, что во всём мире цены взлетают ввысь во время любого мероприятия аналогичного ранга, но за границей, как правило, существуют альтернативы «заряженным» услугам гостиниц. Например, посетителям пресловутого MIPIM, на который в первую очередь указывают сочинцы, необязательно жить в самих Каннах — в получасе езды от центра событий через онлайн-системы бронирования типа Interhome или Novasol за вполне умеренную плату (с учётом в целом «низкого» курортного сезона) большая компания может снять виллу и существенно сэкономить на размещении. При этом не возникнет проблем ни с арендой машины, ни с пробками на дорогах. В Сочи, конечно, тоже можно снять квартиру или номер в недорогой гостинице по вполне туристической цене в двух шагах от места проведения форума — другое дело, что такое размещение вряд ли будет соответствовать статусу большинства участников форума.

Отсутствие внутреннего рынка авиа­перевозок и в целом плохое транспортное сообщение между регионами юга России и Северного Кавказа также существенно затрудняет развитие деловых контактов. В феврале у сотрудника «Эксперта ЮГ» сорвалась важная командировка в Волгоград из-за того, что поезда из Ростова во второй крупнейший город юга России ходят не каждый день, а автомобильную дорогу закрыли из-за плохой погоды. Не менее остро стоит транспортная проблема для Ставрополя, который заинтересован в проведении деловых и событийных мероприятий (например, недавно здесь прошёл всероссийский телевизионный конкурс «ТЭФИ-Регион-2009»), но из-за того, что город не является транспортным узлом, делать это непросто. До последнего времени ставропольский аэропорт принимал только рейсы из Еревана и Москвы, в марте открылись первые чартерные рейсы из Ставрополя на Стамбул. Аналогичная ситуация в Астрахани: в городе появился шикарный конгресс-отель Al-Pash, но слабое транспортное сообщение с другими регионами Юга и Поволжья снижает привлекательность каспийской столицы России для регулярного проведения здесь больших деловых мероприятий.

Определённые подвижки есть в сфере информационного обеспечения деловых поездок. Очень важно, что гостиницы юга России уже можно бронировать в интернете — в одной из наиболее популярных международных систем онлайн-бронирования Booking.com представлено 4 отеля в Ростове и 9 отелей в Сочи, в системе Hotels.com — 10 отелей в Краснодаре, 8 в Ростове и 7 в Сочи. Знаковым для рынка событием можно считать и появление в Ростовском аэропорту туристско-информационного центра — этот проект осуществила компания «Рейна-Тур НТВ», уже много лет занимающаяся обслуживанием бизнес-туристов. Однако специализированных туроператоров, которые занимались бы предоставлением услуг бизнес-путешественникам, на юге России нет.

Специализация началась

Между тем, уже сегодня можно говорить, что рынок делового туризма юга России представляет собой единый организм, внутри которого присутствует определённая специализация и конкуренция за клиента. Главные игроки рынка — это, безусловно, Ростов и Краснодар, к которым примыкает Сочи. Ростов в силу статуса столицы ЮФО принимает значительное количество официальных делегаций, основная тематика выставок — транспорт, инфраструктура ЖКХ, топливно-энергетический комплекс, строительство. Существенными факторами привлечения деловых туристов выступает и то, что сюда летает больше всего иностранных авиакомпаний на юге России. Краснодар больше ориентирован на агропромышленную тематику, но, по мнению основных игроков рынка, в настоящее время выставки в Краснодаре значительно сильнее и больше, чем в Ростове.

«С точки зрения числа качественных площадок для проведения деловых мероприятий, которые готовы предложить не только помещение для самого мероприятия, но и предоставить должного уровня обслуживание, то таких мест в Ростове совсем немного, — констатирует Михаил Саакян. — Во время высокой деловой активности весной и осенью подобных площадок не хватает. Во многих возводимых в городе бизнес-центрах оставляют определённую площадь под конференц-залы, но в этом случае нельзя говорить о комплексности услуг».

От других центров деловой активности юга России Ростов, Краснодар и Волгоград отличает наличие крупных выставочных площадей — соответственно, «ВертолЭкспо», «КраснодарЭКСПО» и «ВолгоградЭКСПО». В Сочи же профессиональных конгрессно-выставочных площадок нет — вместо этого активно развивается аренда тентовых конструкций для экспонентов, а игроки рынка считают, что номерной фонд гостиниц для нужд конгрессно-делового туризма насыщен всего на 30–40%. При этом благодаря инвестиционному форуму и ряду других мероприятий Сочи получает основательную долю пирога. «После того, как Сочи получил статус олимпийской столицы, стало больше проходить знаковых мероприятий, город стал специализироваться на имиджевых событиях, — говорит Тарас Ярош. — Это и выставки “Сочи-Экспо”, деловые миссии из различных стран по линии ТПП, Международный транспортный форум, Международные фестивали “Бархатные сезоны в Сочи”, “Красота и Грация”, “Форум 2015” от РЖД, Сбербанкиада и т. д.».

Что касается делового туризма на Северном Кавказе, то пока здесь есть лишь единичные объекты, которые могут принять мероприятия высокого уровня. В первую очередь, это реконструированный холдингом AFI Development кисловодский Plaza Spa Hotel (4*) с конференц-зоной 440 кв. м и спа-отель «Синдика» в Нальчике, в конце прошлого года принимавший статусный форум «Кавказ: традиция и модернизация». Между тем, появление в регионе — в первую очередь, на Кавминводах — новой инфраструктуры делового туризма не за горами. В городе Лермонтове в этом году планируется начать строительство туристического комплекса «Земляничные поляны», на территории которого расположится многофункциональный международный центр с конгресс-холлами, выставочным комплексом и концертным залом. «У Ставропольского края есть все перспективы стать крупнейшим деловым центром Северного Кавказа, — говорит заместитель министра экономического развития Ставропольского края Андрей Скрипник. — Мы намерены конкурировать за площадку для проведения форумов в области развития курортов, туризма и фармацевтики».

«Эксперт Юг» №12-13 (101)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама