Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Увеличить портфель без риска

, 2010

Из кризиса лизинговые компании, работающие на юге России, выходят с новым риск-менеджментом. Цели развития при этом докризисные — нарастить объёмы нового бизнеса. Профессионализм в выполнении планов при новом отношении к риску будет ограничиваться доступом к источникам финансирования

Докризисный стремительный рывок в развитии рынка лизинга на Юге сменился в прошлом году ещё более стремительным падением (см. график). Если в 2008 году объём нового бизнеса в ЮФО достиг 43 млрд рублей, то в 2009 году сократился, по нашим оценкам, до уровня 16–16,5 млрд рублей (мы опирались на данные компаний-участников рейтинга и учитывали деятельность тех, кто в него не вошёл). Этот уровень сопоставим с итогами трёхлетней давности, когда лизинг только начинали развивать в ЮФО, а основной проблемой лизингодатели считали низкий уровень экономической грамотности менеджмента в южном регионе. Из компаний, которые были в нашем рейтинге год назад и представлены сегодня, всего несколько смогли показать положительный прирост нового бизнеса за минувший год. У остальных — падение (см. таблицу). Поэтому изменения мест в таблице рейтинга связаны в подавляющем большинстве случаев с тем, насколько удалось тем или иным игрокам сдержать падение объёмов нового бизнеса.

Падение на рынке финансовой аренды Юга могло быть и больше, в определённой степени оно было сдержано невысоким уровнем развития лизинга в южном регионе. Относительно низкая планка (по сравнению с другими округами РФ), достигнутая перед кризисом, способствовала тому, что падение не было таким жёстким: 2,5 раза по сравнению с трёх-четырёхкратным по РФ. В совокупном объёме нового бизнеса Юга необходимо отметить и долю лидера рынка, компании «Росагролизинг», на которую в кризисный год пришлось почти 50% нового бизнеса Юга. Отсюда и изменившаяся структура сделок по сегментам, а именно падение доли сегмента легковых и грузовых автомобилей в пользу сельскохозяйственной техники.

Лизинговые компании, которые смогут расширить возможности финансирования и снизить стоимость заёмных средств в ближайшее время, через год-два будут лидерами рынка. Наибольший шанс в этой области у компаний с госучастием и дочерних структур крупнейших банков. «На данном этапе рынок замер, однако имеет потенциал к росту», — характеризует текущее состояние рынка лизинга на юге России старший специалист «ГРУЗОМОБИЛЬ-ЛИЗИНГ» Елена Явон. Директор по маркетингу и управлению персоналом ООО «ВЕКТОР-Лизинг» Мария Понкратова считает, что юг России в период кризиса менее болезненно переживает спад потребительской активности и производства по сравнению с другими регионами России, например, Сибирью, Дальним Востоком или Уралом, где кризисные процессы протекают более болезненно.

Цели — старые, риск-менеджмент — новый

До кризиса основной целью лизинговых компаний было наращивание портфеля, в кризис — перезаключение ранее заключённых договоров на новых условиях. Сегодня, на этапе оживления экономики, цели иные. Основной тактической задачей вновь становится наращивание портфеля в благополучных субъектах, прежде всего — в Краснодарском крае. «Рынок оживился, поэтому главное сейчас — поиск новых клиентов, — говорит директор ростовского филиала ЗАО “Альянс-лизинг” Алексей Швец. — И осторожное наполнение своего лизингового портфеля новыми проектами».

Выжившие после острой фазы кризиса лизинговые компании ищут надёжных клиентов, однако и тут ситуация неоднозначная. Платёжеспособность лизингополучателей, равно как и готовность финансировать сделки лизингодателями ещё далеки от докризисного уровня. «Клиенты уже не спешат применять данный финансовый механизм, поскольку обнажились объективные причины существования дебиторской задолженности, — рассуждает проект-менеджер в ЮФО ООО “Сибирская Лизинговая Компания” Андрей Тарасенко. — В результате этого лизинг сейчас применим только в наиболее востребованных сегментах рынка. Многие компании ищут выход из создавшегося положения и всё чаще вынуждены прибегать к услугам кредитования, поскольку в данной экономической ситуации это наиболее приемлемый механизм пополнения основных фондов, или же прибегают к услугам инвесторов, что в конечном счёте уменьшает рентабельность бизнеса, увеличивая затратную часть данного механизма».

Ещё года два-три назад риск-ме­неджменту ряд лизингодателей придавал второстепенное значение, что в кризис обернулось для них катастрофой. «До кризиса часть лизинговых компаний вела неоправданно рисковую политику оценки клиентов, заключая с ними договора без аванса и залога, — говорит менеджер по маркетингу и рекламе “Балтийский лизинг” Ирина Кенюхова. — Впоследствии именно они понесли наибольшие убытки». Реакцией на изменившиеся условия во время кризиса стало ужесточение требований к клиентам большинством лизинговых компаний. Это была вынужденная мера, нацеленная на выживание в новых условиях. Сегодня же ориентир на увеличение показателей нового бизнеса не предусматривает послабления выработанных в минувшем году требований.

«Как показывает мировой опыт, максимальное число банкротств субъектов экономики наблюдается спустя год или два с прохождения “дна” рецессии, — рассуждает начальник службы развития и инвестиций ООО “Адмирал-Лизинг” Роман Трубачёв. — Исходя из этого, мы не настроены снижать требования к лизингополучателям, более того, считаем формирование качественного лизингового портфеля сейчас — это залог устойчивого развития в ближайшие три года, которые, по нашей оценке, могут оказаться не такими “безоблачными” и “растущими”, как предрекают большинство аналитиков». По мнению генерального директора «CARCADE Лизинг» Ларисы Власовой, послабление кредитной политики может произойти только в отношении надёжных, проверенных клиентов, подтвердивших свою платёжную дисциплину.

Достижение обеих целей — и нарастить новый бизнес, и риски минимизировать — требует от лизинговых компаний гибкой маркетинговой политики и разработки новых программ. Достичь этих целей позволит адресность новых предложений, их заточка под нужды отдельных отраслей или даже групп клиентов. Потребуют нового подхода и маркетинговые инструменты. Так, в «Адмирал-Лизинг» планируют разработать более гибкие программы для клиентов из разных отраслей экономики, в «Балтийском лизинге» ориентируются на активную работу с поставщиками и автодилерами. «CARCADE Лизинг» будет активно использовать интернет-продвижение, рекламу в местах продаж, в приоритете будут и программы лояльности, направленные на клиентов компании, а также совместные акции и мероприятия с автопоставщиками, способствующие повышению привлекательности лизинговых предложений для субъектов малого и среднего предпринимательства ЮФО.

Обнадёживающий квартал

В прошлом году, работая над рейтингом лизинговых компаний по итогам первого полугодия 2009 года, мы столкнулись с принципиальным отказом многих компаний, продолжавших работать на Юге, заполнять анкеты. Основная причина была в нежелании показывать резкое падение показателей. Мы понимали, что подвести итоги года сможем только в случае изменения тренда во втором полугодии 2009 года. Ряд лизингодателей именно в этот период смог заключить значительную часть сделок.

До кризиса многие компании расширяли филиальную сеть на Юге, затем этот процесс был приостановлен и даже получил обратное направление. Но некоторые лизингодатели ожидают вторую волну региональной экспансии и расширения представленности компаний на Юге уже в ближайшие год-два. «Расширение компаний необходимо сделать сейчас, в начале подъёма рынка лизинговых услуг, — считает Мария Понкратова. — Основной подъём ожидаем на октябрь-ноябрь 2010 года».

Столь оптимистические оценки ближайшего будущего регионального рынка финансовой аренды сформировались под воздействием успехов, достигнутых в последнем квартале прошлого года. «Положительные изменения наметились уже в четвёртом квартале 2009 года, — говорит директор представительства ЗАО “ДельтаЛизинг” Роман Албагачиев. — Для нас очевидным признаком стабилизации ситуации на рынке стал возросший интерес к лизингу со стороны клиентов. Увеличилось количество обращений как новых, так и постоянных клиентов. В 2010 году мы ожидаем увеличения объёмов нового бизнеса по отношению к 2009 году и готовы удовлетворить возросший спрос».

В то же время развитие филиальных сетей на Юге пока у большинства лизинговых компаний даже в планах ограничивается работой только в двух-трёх субъектах существенно сократившегося в размерах ЮФО. Территории СКФО пока популярностью среди лизингодателей не пользуются, но ряд лизинговых компаний возлагают определённые надежды на новый округ в связи с особым вниманием к его развитию на федеральном уровне. Если посмотреть на территориальный разрез нового бизнеса на Юге, то более 70% его создаётся тремя субъектами: на Кубани, в Ростовской и Волгоградской областях. Новый бизнес на Северном Кавказе представлен единицами лизинговых компаний.

Лизингодатели ожидают вторую волну региональной экспансии уже в ближайшие год-два

Где будет рост

Многократного роста в 2010 году на рынке лизинга не ожидается, в текущей ситуации больше подходит термин «оживление». По прогнозу Марии Понкратовой, рынок вырастет на 15–20% в 2010 году и на 40% в 2011 году. В текущем году, а ещё более в 2011–2012 годах поддержку наращивания нового бизнеса на Юге окажет активная стадия строительства объектов, связанных с подготовкой к Олимпийским играм в Сочи. Здесь следует ожидать роста количества и сумм договоров в сегменте строительной техники, оборудования, грузового транспорта. Точки роста Алексей Швец видит в сегментах лизинга транспорта и ликвидного оборудования в отраслях пищевой переработки и производства импортозамещающей продукции, а также транспортной. «Текущее состояние рынка лизинга характеризуется укрупнением сделок в наиболее стратегических сегментах рынка: сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, строительство», — говорит Андрей Тарасенко.

Не обновились за период кризиса и без того неприлично изношенные основные фонды в южном регионе. По­этому данный фактор в период развития экономики вновь поспособствует росту базового спроса на услуги лизинговых компаний. Однако в текущем году крайне маловероятно, что массовый спрос именно в связи с обновлением основных фондов на Юге будет платёжеспособным. Этот источник роста нового бизнеса пока остаётся потенциальным.

Уменьшение количества компаний, работающих на рынке финансовой аренды Юга, приведёт к изменению форм их взаимодействия. Причём если в ЮФО это касается в большей части маркетинговых стратегий и продвижения, то при освоении субъектов недавно созданного СКФО усилия будут направлены на просвещение руководителей компаний и популяризацию услуги.                 

Рейтинг лизинговых компаний, работающих в ЮФО, по итогам 2009 года
«Эксперт Юг» №12-13 (101)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама