Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Кризис, отлитый в деньгах крупнейших

, 2010

Рейтинг 250 крупнейших компаний юга России в этом году позволяет увидеть, какой оказалась цена кризиса для ведущих региональных корпораций. Если коротко, эта цена вдвое выше, чем в среднем по стране. Основной вклад в негативную динамику внесла промышленность, пострадавшая на Юге сильнее, чем в других регионах

Впервые с момента существования рейтинга «Эксперт ЮГ-250» мы наблюдали спад у основных игроков региональной экономики. В среднем за 2009 год их выручка упала на 7,6%. С учётом инфляции, которая по итогам 2009 года составила 8,8%, обороты крупного южного бизнеса снизились на 16,4%. Такой оказалась цена кризиса — в деньгах это почти 140 млрд рублей. Для сравнения: выручка 250 крупнейших компаний Северо-Запада упала лишь на 3%, а доходы 400 ведущих корпораций России — на 2,1%. Хотя надо сказать, что год назад, когда мы увидели результаты работы крупнейших компаний Юга за первое полугодие кризисного года, мы прогнозировали даже чуть большее падение.

Обобщённый рейтинг 250 крупнейших компаний ЮФО и СКФО мы делаем в последний раз: 2009 год полностью прошёл в старых границах юга России. В следующем году рейтинг 250 крупнейших компаний Юга разделится на два. Впрочем, некоторые изменения мы ввели уже сейчас и в этом номере впервые публикуем рейтинг 100 крупнейших компаний СКФО. Но для того чтобы видеть процесс в динамике, составили и традиционный список 250 крупнейших по Югу в целом.

Битва гигантов

Одним из наиболее значимых событий этого года стала смена лидера, что происходит очень нечасто. По итогам 2009 года первое место в рейтинге заняла компания «Магнит», отодвинувшая на вторую позицию лидера последних лет — ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» (см. рейтинг). Смена эта — символичная, отражающая структурные перемены, наметившиеся в экономике в кризисный период. Высокотехнологичная торговая компания, созданная с нуля в постсоветский период, обогнала по объёму бизнес крупнейшего нефтяника в регионе. Наращиванию оборотов «Магнита» поспособствовал кризис, переключивший внимание существенной части населения с дорогих супермаркетов с широким ассортиментом на удобные магазины около дома с ограниченным набором товаров. В то же время мировой кризис негативно сказался на ценах на нефть.

Нарастив выручку почти на 37 млрд рублей, «Магнит» оказал существенную поддержку совокупным доходам крупного бизнеса Юга, с запасом компенсировав потерю свыше 25 млрд рублей в объёме реализации ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка». Обе компании следует охарактеризовать как гигантов, далеко оторвавшихся от остальных: разрыв в выручке между вторым и третьим участниками рейтинга — трёхкратный.

Промышленность отступает

Экономика юга России всегда имела особенную структуру, в рамках которой у промышленности была сравнительно низкая доля. Кризис эту структуру подчеркнул ещё более, заметно снизив и так невысокую долю промышленности в общей выручке крупнейших. Этот показатель в 2009 году упал до 39,6%, то есть почти на 7%, что очень существенно. И примерно настолько же вырос совокупный объём торговли — оптовой и розничной (см. таблицу 1). Особенно весомо прибавил опт: его доля увеличилась на 5,5%.

Промышленность представляют 94 предприятия нынешнего рейтинга — их число уменьшилось с прошлого года почти на десяток. Торговлю — 90 предприятий, их стало на 13 больше. Средняя динамика развития промышленного предприятия — падение на 14%. Средний показатель роста в оптовой торговле — плюс символические 1,5%, в рознице — плюс ощутимые 13,3%.

Основной вывод очевиден: рейтинг в 2009 году «худел» за счёт промышленности, при этом его показатели уже поддерживались растущей торговлей. Это полностью подтверждает наши прогнозы годичной давности о двух этапах кризиса на Юге. Гибкая торговля успела отреагировать на кризис резким падением ещё в IV квартале 2008 года — черёд тяжеловесной промышленности наступил только на следующий год.

Почему южная промышленность упала глубже, чем в других регионах? Наша гипотеза заключается в том, что на Юге расположены прежде всего те промышленные предприятия, которые ориентируются на внешний спрос. Это касается нефтяных компаний, металлургических, энергомашиностроительных и т. д. И наоборот: предприятий, ориентирующихся преимущественно на внутренний рынок — таких, например, как пищёвка, промышленность стройматериалов — сравнительно мало. Хотя их доля будет увеличиваться, структурной перестройки промышленности Юга в ближайшие годы вряд ли стоит ожидать.

Из года в год мы наблюдаем соперничество между торговлей и промышленностью. В 2008 году благодаря быстрому падению торговли укрепилась промышленность, в 2009 году — торговля. Сегодня уже ясно, что нынешний год стал годом восстановления промышленности: именно его результаты покажут «естественное» посткризисное соотношение этих двух отраслей в экономике юга России.

Растущие и исчезающие отрасли

Потери прошлого года, отражённые в рейтинге крупного бизнеса, в отдельных случаях уместно мерить не отдельными компаниями, но целыми отраслями. Так, в текущем рейтинге не оказалось ни одного предприятия угольной промышленности, серьёзно пострадавшей и снизившей объёмы добычи во время кризиса. Год назад таковых было пять с совокупной выручкой в 13,7 млрд рублей. Однако по итогам 2009 года ни одна из угольных компаний, по нашим данным, не смогла достичь выручки свыше 1,64 млрд рублей.

Как мы и прогнозировали, ряд отраслей просели сильнее, чем на 20%. В нефтяной и нефтегазовой промышленности объём реализации в среднем сократился почти на четверть, что в значительной мере вызвано неблагоприятной конъюнктурой мировых цен на энергоносители. Свыше 22% выручки в среднем потеряли компании из сферы промышленности строительных материалов, несмотря на поддержку спроса со стороны платёжеспособных олимпийских строек. На предприятиях цветной металлургии Юга темпы падения в среднем составили свыше 30%, на предприятиях чёрной металлургии — 22,3%. Так, выручка ОАО «Волжский трубный завод» сократилась на 6 млрд рублей. Ещё ощутимей пострадали профильные торговые операторы. Например, доходы ОАО «ИНПРОМ» упали более чем в три раза.

В машиностроении спад в среднем зафиксирован на уровне 19%. Однако разброс итогов 2009 года впечатляет: от более чем трёхкратного падения объёмов реализации ООО «ТагАЗ» до почти пятикратного роста ОАО
«ЭМАльянс». Если брать общие показатели, то промышленные предприятия Юга пострадали от кризиса ощутимее, чем в среднем по России: –14,1% и –9,2% соответственно.

Точек роста сравнительно немного, но они значимы. Символически укрепились доли химической промышленности, банков, более значимо — доли пищевой промышленности, транспорта. В АПК выручка снизилась в среднем на 23,5%, при этом количество компаний в рейтинге возросло. Несмотря на падение выручки в банковской сфере в среднем почти на 32%, кредитных организаций в текущем рейтинге также стало больше, а их вес в общем объёме вырос почти до процента.

Прибыльность восстанавливается

Убыточными в текущем рейтинге оказались 33 компании, в то время как годом ранее отрицательная чистая прибыль была у 52 компаний — то есть у каждого пятого участника рейтинга. При этом достичь рентабельности (рассчитанной как отношение чистой прибыли к выручке) свыше 10% удалось в минувшем году всего 30 компаниям из 250, тогда как годом ранее таковых было 40. Тройку лидеров по этому показателю составили транспортные компании: ЗАО «Нафтатранс», ОАО «НМТП» и ОАО «Туапсинский морской торговый порт».

По абсолютным параметрам наиболее убыточной выглядит оптовая торговля с 15,3 млрд рублей чистых убытков. Однако тут необходимо отметить особый вклад в формирование совокупных результатов деятельности ЗАО «Чеченрегионгаз», чьи убытки в 2009 году составили почти 14,5 млрд рублей. Если исключить показатели этой компании, то в целом в оптовой торговле ситуация далеко не такая плачевная.

Новичков стало меньше

Третий год подряд мы наблюдаем снижение коэффициента появления новых компаний среди списка крупнейших. Абсолютных новичков — то есть компаний, которых ранее вовсе не существовало, — всего два. При этом показательно, что обе компании — ООО «СНС Пятигорск» и ООО «СНС Ставрополь» — представляют одну холдинговую структуру оптовой торговли. По итогам 2008 года новичков было в четыре раза больше, и вырастали они в других регионах (на Кубани, в Волгоградской области и в Чечне).

В прошлом году компаний, за год нарастивших объём реализации до минимально необходимого для участия в рейтинге крупнейших, мы насчитали порядка 50. В этом году их 42: семь представляют пищевую промышленность, девять — строительство, пять — сервисные компании, три — машиностроение, по две от розничной торговли и банков и др.

В процессе совершенствования методов проведения исследования в этом году у нас появилась ранее отсутствовавшая информация о нескольких крупных представителях южного бизнеса в различных отраслях начиная с оборонки и заканчивая торговыми фирмами.

По итогам 2009 года рейтинг обновился в меньшей степени, чем годом ранее, когда такие изменения охватывали примерно пятую часть списка. Большинство компаний-новичков представлены во второй половине рейтинга. Одновременно внутри рейтинга мы отметили более высокий уровень ротации по сравнению с прошлогодним. И это в ряде случаев говорит о подвижности рейтинга куда больше, чем показатели объёмов реализации. По итогам 2009 года нижний порог выручки составил 1,6 млрд рублей, в то время как год назад был несколько выше — на уровне почти 1,7 млрд рублей.

Региональная стабильность

Региональная структура рейтинга в 2008 году изменилась незначительно, при этом четвёрка субъектов-лидеров укрепила свои позиции. На них пришлось 95,1% общей выручки, тогда как годом ранее вклад этих субъектов составлял 92,7% (см. таблицу 2). После незначительного прошлогоднего падения Краснодарский край нарастил свою долю до 41,2%, хотя компаний, представляющих регион, в этом году стало на одну меньше. Ростовская область, напротив, снизила свою долю, но компаний, её представляющих, стало больше на пять единиц. Оставшись на пятой позиции, резко сократила свой вклад — с 4,5% до 2,3% — Астраханская область.

Изменения в региональной структуре произошли после пятой позиции. Несмотря на то, что республики Северного Кавказа представлены среди крупнейших компаний Юга единичными предприятиями (15 юридических лиц), определённый рывок по итогам 2009 года сделал Дагестан, переместившись на шестое место с восьмого. С шестого на седьмое место опустился крупный бизнес Чеченской Республики. Снизился вклад компаний из Кабардино-Балкарии. Нарастив выручку по абсолютным параметрам, оказалась на последнем месте Карачаево-Черкесия. По-прежнему не представлены в рейтинге крупнейших компаний Ингушетия и Калмыкия.

Призрак деконцентрации

Концентрация «тяжеловесов» в рейтинге крупнейших компаний сократилась впервые за три года: на первые 25 участников пришлось уже не 48,4%, как в 2008 году, а 46,8% (см график). Однако делать выводы о наращивании сил компаний-середнячков из списка крупнейших было бы преждевременно. К примеру, за первое полугодие текущего года выручка только ОАО «Магнит» и его дочерних обществ выросла на 45%. «Магнит» продолжает увеличивать доходы, причём стратегическое развитие этой сети фокусируется на укреплении позиций в Уральском и Центральном регионах. Выход из кризиса, восстановление цен на энергоносители на мировом рынке уже оказали поддержку крупнейшим отраслевым компаниям Юга, выручка которых в первом полугодии 2010 года демонстрировала прирост. Кроме того, в текущем рейтинге заполнили анкеты для участия и вошли в первую десятку два из трёх ведущих южных агрохолдингов (группа компаний «Юг Руси» и группа «Валары»). При появлении третьего (ГК «Астон»), пока представленного отдельными компаниями, концентрация рейтинга возрастёт. Так что смены тренда на снижение концентрации крупного бизнеса в ближайшем будущем ожидать, видимо, маловероятно.

20 наиболее динамичных компаний
Региональная структура рейтинга «Эксперт ЮГ-250» по итогам 2009 года
Отраслевая структура рейтинга «Эксперт ЮГ-250» по итогам 2009 года

Методика составления рейтинга

Участие в рейтинге «Эксперт ЮГ-250» не имеет ограничений отраслевого характера. В рейтинг вошли компании, представляющие практически все основные сферы экономики региона.

В качестве главного критерия составления рейтинга «Эксперт ЮГ-250» и рейтинга «100 крупнейших компаний Северного Кавказа» принят показатель, характеризующий объём реализации продукции (работ, услуг) в 2009 году. В случаях, когда этот показатель в силу специфики деятельности компаний применён быть не может (например, для банков), используются данные финансовой отчётности, максимально близкие к нему по экономическому смыслу. Так, для банков это сумма процентных и комиссионных доходов (до вычета расходов) и чистых непроцентных доходов от операций с ценными бумагами, иностранной валютой (включая доходы от переоценки ценных бумаг и иностранной валюты), драгоценными металлами, а также полученных дивидендов (МСФО). Для более полной картины в списках приведены и другие характеристики: объём реализации продукции за 2008 год, чистая прибыль, отраслевая и региональная принадлежность и др.

В тех случаях, когда в списке оказывались холдинги, их дочерние компании в список не включались, чтобы избежать двойного счёта. В тех же целях в рейтинг не вошли энергосбытовые компании, добавленная стоимость в объёме доходов которых незначительна. Предприятия оптовой торговли исключаются из рейтинга, если степень аффилированности с промышленными компаниями списка позволяет судить о возможности «двойного счета», а промышленная компания не консолидирует данные этой торговой компании.

При пересчёте выручки компаний в 2009 году из рублей в доллары использовался средневзвешенный курс доллара — 31,72 рубля за доллар.

При прочих равных условиях приоритет отдавался данным отчётности, подготовленной в соответствии со стандартами МСФО или US GAAP развитых стран, а также анкетным данным компаний.

В случае, когда структура компании претерпевала существенные изменения, кардинально повлиявшие на объёмы выручки, полученной за год, предшествующий году составления рейтинга, или изменился стандарт отчётности предоставляемых данных, информация о месте компании в рейтинге за год и/или данные о темпе прироста объёма выручки от продаж и прибыли не публикуются.

Сбор информации для подготовки рейтинга осуществлялся в три этапа. Первый — подготовительный. На основе рейтингов прошлых лет, статистической отчётности и сообщений СМИ был составлен список потенциальных участников рейтинга. На втором этапе был проведён опрос компаний — кандидатов в рейтинг путём анкетирования. На третьем этапе недостающая информация была восполнена за счёт данных Росстата, министерств и ведомств, корпоративных сайтов в интернете, годовых отчётов публичных компаний.

Для подготовки рейтинга использовались информация Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы, представленная в Системе профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК) агентства «Интерфакс», официальная информация итогов работы публичных компаний, публикуемая в годовых отчётах, анкетные данные компаний.

«Эксперт Юг» №43-44 (132)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама