Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей

Двигатель внутреннего сгорания Сергея Галицкого

2010
Фото: Михаил Малышев

На первый взгляд, может показаться, что в этом году ничего принципиально нового в работе главы «Магнита» Сергея Галицкого не произошло. Наверняка так думает и сам Галицкий. Произошла действительно мелочь — создатель «Магнита» в 2010 году каким-то образом оказался ценностным достоянием делового сообщества

Формально говоря, год был для Сергея Галицкого урожайным по всем направлениям. В марте на выставке MIPIM в Каннах компания «Инвест-строй», учредителем которой является Галицкий, подписала соглашение с администрацией Краснодара, заявив о намерении вложить около 350 млн евро в стадион для футбольного клуба «Краснодар», а заодно — в жилой район эконом-класса на 30 тысяч человек и социальную инфраструктуру.

В апреле Галицкий по результатам ежегодного опроса профессионалов фондового рынка признан лучшим среди руководителей европейских компаний потребительского сектора. Во время кризиса акции «Магнита» шли против течения: в то время как индекс РТС упал с 2500 до 1600 пунктов, их котировки выросли с 1200 рублей до 2500. В течение 2010 года цена на бумаги компании увеличилась почти вдвое. Так инвесторы отблагодарили Галицкого за умение делиться — в кризисные годы он развивал свою компанию за счёт средств, вырученных в результате размещения акций (SPO) весной 2008 и осенью 2009 года. Сократив свою долю в компании до 40,8%, Галицкий за год попал на 28-е место в список богатейших бизнесменов России журнала Forbes с состоянием в 2,9 млрд долларов.

В сентябре на инвестиционном форуме в Сочи Галицкий заявил о проекте тепличного комплекса в Динском районе, который потребует более 200 млн евро инвестиций.

В ноябре «Магнит», согласно сообщению компании, получил выручку в полтора раза больше, чем в ноябре прошлого года — 21,6 млрд рублей. Темпы роста по году, видимо, составят около 40% — это позволит компании закрепиться на первом месте рейтинга крупнейших предприятий юга России, на котором «Магнит» впервые оказался в этом году.

Совершенно очевидно, что «Магнит» сегодня — это национальная компания, её глава соответственно — бизнесмен национального масштаба. Не понижаем ли мы его в статусе, выбирая человеком года в отдельно взятом регионе? Вряд ли. К тому же есть федеральные бизнесмены с местными корнями и активами — Олег Дерипаска, например — но при этом очевидно, что их усилия сосредоточены за пределами юга России. А Галицкий в уходящем году в некотором смысле раскрылся для своего региона, как до этого раскрылся перед аудиторией инвесторов, доверивших средства бумагам «Магнита».

Довольно долгое время Галицкий руководил закрытой для общественности компанией. С 2006 года, когда акции «Магнита» впервые появились на бирже, начался процесс выстраивания предсказуемых публичных отношений с деловым сообществом. Глава «Магнита» стал общаться с прессой. Интервью, данное журналу «Эксперт ЮГ» в октябре этого года (см. №43 от 8 ноября), Сергей Галицкий назвал лучшим за всё время своего общения с прессой. Для нас это было некоторой неожиданностью, но важно: сам собеседник почувствовал, что он опять же раскрылся в разговоре. Это почувствовали и читатели — мы получили просто шквал откликов на публикацию. Но вот о том, что именно раскрылось в разговоре, хотелось бы сказать особо, от первого лица.

Больше всего интересен Галицкий своим пониманием того, что движет творческим человеком предпринимательского склада. Это феноменальный самобытный теоретик самомотивации. Он понимает, что главная задача — заставить без сбоев работать двигатель внутри человека; всё остальное по сравнению с этим элементарно. Именно логика внутренней организации определяет всю остальную логику. И в этой сфере учителей быть не может — человек сам должен познать мир. В интервью нашему журналу Галицкий выразился именно так, подчеркнув, что акт познавания отличается от чтения книги — это пропускание мира во всём его разнообразии через себя. Можно попробовать вывести из жизненной логики Галицкого ответы на целый ряд фундаментальных вопросов.

В одном телеинтервью, которое вёл Олег Тиньков, фигурировал образ Сэма Уолтона, основателя Wal-Mart, который, будучи миллиардером, питался гамбургерами в своем пикапе, а на смертном одре спрашивал, какова выручка в одном из его магазинов. Для Галицкого это — дичь, пример того, что человек внутренне искалечен. Раз для него не существует ценности выше, чем показатели выручки, значит, причинно-следственная цепочка внутренних процессов, которая работает как приводной ремень для личности, выстроена неправильно. А значит, и результат работы личности, чей двигатель внутреннего сгорания был выстроен неправильно, не может быть признан адекватным.

Wal-Mart, выходит, по Галицкому — супербизнес, выстроенный инвалидом, которого для прикрытия очевидного можно записать в гении или чудаки — и закрыть дискуссию. Галицкий, однако, не хочет её закрывать. Он фактически утверждает, что можно выстроить успешный бизнес и остаться полноценной личностью. Такова его гипотеза. Впрочем, указание на гипотетичность не передаёт того естественно сложившегося сопротивления, которое на деле встречает подобная жизненная стратегия.

Любое готовое решение, будь то правила или доставшийся актив — это, по логике Галицкого, угроза для самореализации, поскольку присвоение чужого в данном случае миновало этап извлечения своего опыта. Чужое — это всегда преграда для успеха. Дорога к успеху начинается тогда, когда нащупано своё. Во всех интервью неуспех — предпринимательский или какой-либо ещё — Галицкий объясняет тем, что люди занимаются не своим делом. Добиться успеха в мире, где живёт 7 миллиардов человек, занимаясь не своим делом, невозможно. Но если уж найдено своё, то надо иметь смелость идти до конца. Заниматься 24 часа в сутки можно только любимым делом. Если ты понял, что создан для балета — занимайся балетом, это не менее стыдно, чем заниматься предпринимательством. Самая массовая трагедия современности — когда нереализовавшийся пианист или зубной врач превращается в бездарного барыгу. А он всего лишь побоялся приложить труд, чтобы приблизиться к своей цели или испугался кануть в безвестность, оттачивая свои никому не нужные па.

Но в какой момент человек узнаёт о своем призвании? В 14 лет будущий создатель «Магнита» понял, что игра в футбол — это не его дело. А ведь раньше, возможно, думал, что его. Может быть, достаточно усердия, готовности проливать пот — и любое дело может стать твоим?

Если придерживаться логики Галицкого, то именно так рождаются инвалиды типа Сэма Уолтона — парни, которые крепко подсаживаются на что-то, но никак не соотносят своё дело с реальными потребностями личности. Они выбрали избранничество — и им плевать на реальность, плевать на человеческие приоритеты. Для них дело подменяет способность любить, радовать близких, радоваться рождению детей и наслаждаться выдавшейся прогулкой на яхте по Средиземному морю. Урок Уолтона в том, что так можно добиваться успеха — ценой жертвы. В жертву в данном случае — сознательно или нет, без разницы — приносится всякая надежда на гармоничность своей жизни и жизни близких людей. Для Галицкого эта жертва неприемлема, потому что по сути — это жертва смыслом жизни.

Успех для создателя «Магнита» не сопряжён с избранничеством. Отдать себе отчёт в том, что такое твоё призвание — не то же самое, что похерить всё остальное, хотя именно оно наделяет смыслом существование этого призвания. Двигатель внутреннего сгорания Сергея Галицкого напрямую сообщается с внешним миром — он сообщает вращательные усилия окружающей действительности; тем он и ценен. Он устроен, по большому счёту, таким образом, чтобы отапливать атмосферу вокруг своего дела. И по мере достижения успеха масштаб этой атмосферы растёт — семья, коллеги, регион, страна, человечество.

Впрочем, уверен, Галицкого этими масштабами не впечатлить. Гордость для него равносильна риску потерять бизнес. Чего гордиться, если ты был создан и сам сделал всё для победы в той области, которую выбрал и значимость которой сам же и поднял? Победа закономерна, если внутренний двигатель отлажен правильно. Но вот своевременно раскрываться — вдруг оказаться ценностным достоянием делового сообщества — действительно важно.

«Эксперт Юг» №49-50 (139)



    Реклама

    Solid Edge завоевывает внимание на рынке

    Новые инструменты Solid Edge ST10 выводят конструирование, численное моделирование и технологическую подготовку производства на новый уровень.

    Обновление от Canon – больше функций, меньше стоимость

    В линейке принтеров и МФУ i-SENSYS от Canon продукция для домашних, мелких и средних офисов стала доступнее, а один из лидеров рынка снова удивил новыми функциями


    Реклама