Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Сделка во спасение

, 2011
Фото: Андрей Бойко

Переговоры между государственной «Зарубежнефтью» и агропромышленной группой «Юг Руси» по продаже Новошахтинского завода нефтепродуктов» (НЗНП) находятся на стадии завершения — это «Эксперту ЮГ» подтвердили в госкомпании. Для донского мини-НПЗ эта сделка, похоже, единственный шанс выжить в конкуренции с крупными ВИНКами

Вряд ли речь идёт о сделке, на которой продавец намерен заработать. Имущественный комплекс ОАО «НЗНП» оценивается примерно в 1 млрд долларов, но, как говорят аналитики, с учётом долгов предприятия и необходимых для дальнейшей деятельности инвестиций сумма сделки может оказаться значительно ниже. Потому что к этой сумме покупатель наверняка прибавляет инвестиционные обязательства, которые ему придётся взять на себя.

Пуск не вовремя

Возводя собственный НПЗ (паспортная мощность переработки 2,5 млн тонн в год), прежнее руководство Ростовской области преследовало сразу несколько целей: обеспечение селян дешёвым, как ожидалось, дизтопливом, независимость области от крупных нефтяных монополий и сетевых операторов — в конце концов, престиж областной администрации, имеющей «свою трубу». С учётом того, что последние 30 лет НПЗ в России не строились, цели эти можно было считать амбициозными.

Проект возник в начале «нулевых» и для того времени был относительно перспективным — первоначальные инвестиции в 1,75 млрд рублей с целью выдать на первом этапе 1,3 млн тонн нефтепродуктов в год считались вполне рентабельными и легко окупаемыми. К тому же ведущую роль в проекте играли сами региональные власти, обеспечивавшие поддержку и лоббирование инвестору — агросоюзу «Юг Руси», для которого этот бизнес был совершенно незнакомым. В частности, не без помощи властей компании удалось получить крупный кредит в Юго-Западном банке Сбербанка РФ. Поддержка выражалась и в беспрепятственных согласованиях с надзирающими структурами, содействии в вопросах землеотведения и экологии. Лоббирование — в продавливании через АК «Транснефть» важнейшего вопроса врезки в «трубу» нефтепровода «Суходольная — Родионовская» для обеспечения НПЗ сырьём. И то, и другое удалось, но потребовало значительно большего количества средств, а главное — времени. Общая сумма проекта со строительством нефтеналивного терминала на Дону выросла до 15 млрд руб­лей, а первая очередь завода была пущена с пятилетним опозданием.

Точное попадание под раздачу

Пуск предприятия в самый разгар кризиса породил достаточно неоднозначные отклики. Сомнение в эффективности проекта вызывала глубина переработки нефтепродуктов на НЗНП — 60–65%, что являлось одним из наихудших показателей в России (средний показатель даже у старых предприятий — порядка 70 процентов). Для начала века, когда задумывался проект, это было ещё терпимо из-за локальных задач сбыта продукции. Но к 2010 году, когда в России значительно выросло число иномарок, приспособленных под топливо европейских стандартов, число потребителей НЗНП сужалось главным образом до покупателей тёмных нефтепродуктов.

Другая проблема: завод сразу же оказался под угрозой закрытия из-за несоблюдения российского техрегламента. С 1 января 2012 года российские НПЗ должны выпускать топливо только стандарта «евро-3», а НЗНП, с его глубиной переработки, едва ли способен выдавать и «евро-2». А для того, чтобы наладить на предприятии вместо первичной переработки нефти (октановое число не выше 65) глубокую с выпуском высокомаржинального светлого топлива (октановое число — 92–98), необходимо дополнительно строить установки каталитического риформинга и термического крекинга для вторичной переработки прямогонного бензина в наиболее ходовые марки ГСМ. Однако на это требуется изыскать где-то 2,5 млрд долларов. Для сегодняшнего «Юга Руси», который после смены руководства области уже не может в той же степени рассчитывать на административную поддержку, задача неподъёмная.

Все эти перспективы просматривались ещё на этапе открытия. А в прошлом году проблемы усугубились. После проведённых проверок Ростехнадзор выявил более 50 нарушений, из которых 49 признаны грубыми — 31 из них была допущена на нефтеналивном терминале (мощность — 10 млн тонн) на Дону, остальные — на самом заводе. Утверждалось, что при строительстве и эксплуатации предприятия были нарушены правила взрывобезопасности для нефтехимических производств, эксплуатации факельных систем, устройства вертикальных цилиндрических резервуаров для нефти, применения технических устройств на опасных производственных объектах и пр. В феврале 2010 года у завода была отозвана лицензия, а вице-премьер правительства РФ Игорь Сечин, которому поручили бороться с нелегальной нефтепереработкой, принял сторону надзирающих ведомств.

Дело об отзыве лицензии переместилось в судебные кабинеты, а провозглашённая руководством «Юга Руси» вторая очередь строительства НЗНП, предусматривающая увеличение глубины переработки до 75 % с выпуском в 2016 году высокооктанового бензина, стала весьма проблематичной. Завод простоял около трёх месяцев, долги росли, стоимость активов самого НЗНП падала, заявленных объёмов в 2,5 млн тонн в год добиться было уже маловероятно. К тому же в Ростове сменился губернатор, а новое руководство области сегодня подчёркнуто дистанцируется от местной бизнес-элиты.

«Строительство НЗНП с самого начала было сильно политизированным проектом, — заметил “Эксперту ЮГ” ведущий специалист департамента рыночных исследований ИФД “Капиталъ” Виталий Крюков. — К примеру, под Петербургом сегодня стоит НПЗ, который поддержки местных властей не имеет, а в Новошахтинске такая поддержка была, поэтому в своё время с заранее устаревшим оборудованием проект смог дойти до стадии реализации».

Ко всему прочему, правительство РФ в этом году взяло курс на выравнивание пошлин на выпуск тёмных и светлых нефтепродуктов. Если до начала 2011 года пошлина на светлые нефтепродукты составляла 72% от пошлины на нефть, а на тёмные — 39%, что делало выпуск низкооктанового топлива достаточно рентабельным, то с февраля это соотношение уже изменилось. Сегодня пошлина на светлые составляет 67%, а на тёмные — 47%. А с 1 июля 2011 года ставки унифицируются на цифре 66%, что должно побудить производителей выпускать более качественные ГСМ. Но для этого собственникам Новошахтинского завода необходимо срочно изыскивать средства на модернизацию.

При таком повороте событий сам НЗНП медленно, но верно превращался для «Юга Руси» в чемодан без ручки.

Политический актив

В сложившейся ситуации иного выхода, как искать для своего проблемного актива стратегического инвестора, у «Юга Руси» не оставалось. И инвестор появился — в виде государственной компании ОАО «Зарубежнефть», не имеющей в России ни одного перерабатывающего актива (есть боснийский НПЗ «Босански Брод» мощностью 4,2 млн тонн в год). В то же время у компании имеются ряд участков по добыче на Ямале и доля в Харьягинском соглашении о разделе продукции.

Как заметила «Эксперту ЮГ» сотрудник пресс-службы «Зарубежнефти» Ирина Бричкалевич, в настоящее время идёт процесс переговоров, поэтому в госкомпании пока воздерживаются от каких-либо комментариев по возможной сделке. Она подтвердила, что у компании с НЗНП сегодня существует стратегическое партнёрство, но в чём оно выражается, сообщить отказалась.

По предварительным данным, выручка предприятия в 2010 году составила около 30 млрд рублей. «Справедливая стоимость НЗНП не так давно равнялась не менее чем миллиарду долларов», — говорит аналитик компании «Инвесткафе» Анастасия Соснова. По другим оценкам, предприятие стоит около 500 млн долларов — например, «Юникредит Секьюритиз» оценивает завод по цене 10 тысяч долларов за баррель переработанной нефти в день. Управляющий фондом «Финам Нефтегаз» Роман Беседовский определяет нынешнюю стоимость НЗНП в 600–700 млн долларов. Старший аналитик ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков полагает, что стоимость НЗНП сегодня определяется не затратами на строительство, а мощностью производства и глубиной переработки. «Стоимость современного НПЗ в зависимости от места расположения составляет около 300 долларов за тонну, — заметил г-н Марков. — Если исходить из мощности НЗНП в 2,5 миллиона тонн, то завод при выпуске современного топлива можно оценить в 750 миллионов долларов (22,5 миллиарда рублей). “Зарубежнефть” планирует экспортировать нефтепродукты с НЗНП на мировые рынки, однако для этого необходимо выпускать современное экологическое топливо, то есть модернизировать завод и нести дополнительные расходы. Поэтому НЗНП оценили исходя из дополнительных расходов на модернизацию и неоднозначной ситуации вокруг завода». Если ориентироваться на эти цифры, стоимость контрольного пакета НЗНП теоретически может составить от 250 до 500 млн долларов.

«В настоящее время дальнейшее существование НЗНП поставлено чуть ли не под вопрос, — говорит Анастасия Сос­нова. — Как известно, начиналось всё с того, что в прошлом году по инициативе Игоря Сечина, по совместительству председателя Совета директоров “Роснефти”, у завода решили отобрать лицензию. Вероятно, посчитали, что современный завод, расположенный в Ростовской области, создаёт заметную конкуренцию “Роснефти”, обосновавшейся на юге России. После ряда разбирательств конфликт был урегулирован, но возникшая ситуация сильно ухудшила финансовое положение НЗНП. Теперь же вытянуть предприятие из долговой ямы могла бы помочь лишь какая-нибудь крупная компания, желательно государственная, которая взяла бы завод под своё крыло. В роли «белого рыцаря» здесь и выступает “Зарубежнефть”»

«Основная проблема НЗНП — это проблемы с сырьевой базой, что и могло стать причиной продажи завода именно “Зарубежнефти”, обладающей необходимыми ресурсами», — считает Роман Беседовский.

Однако нужно учитывать также и кредиторскую задолженность предприятия — около половины от 15 млрд руб­лей, инвестированных в завод, пришлось на кредит Сбербанка. Как заметил «Эксперту ЮГ» ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов, именно госкомпании сегодня имеют опыт управления проблемными активами, каким является НЗНП: «В своё время “ИнтерРАО” выкупал проблемные генерирующие активы, группа “Алроса” — проблемные банки; поэтому неудивительно, что “Зарубежнефть” приобретёт проблемную переработку».

При этом несложно догадаться, что «Зарубежнефть» — не финансовая структура и не будет приобретать НПЗ, чтобы его тут же перепродать по более выгодной цене. Ближайшее время покажет цель сделки. Если компания начнёт инвестировать в модернизацию НЗНП и вывод его «в техрегламент», то завод при наличии теперь уже собственного сырья вполне устоит в конкурентной борьбе с крупными вертикально интегрированными нефтяными компаниями. Если же вслед за покупкой никаких вложений не последует, то сделку можно будет трактовать как политическую — предпринятую для того, чтобы избежать социальной напряжённости перед выборами. Впрочем, вряд ли госструктура стала бы заниматься такой «точечной» политикой. Да и месторасположение НЗНП аналитики всё-таки признают удачным — через вод­ную артерию недалеко и до Чёрного моря, и до Европы.

«Эксперт Юг» №15 (154)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама