ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Новое звучание среднего бизнеса

2011

Редакционная статья

Одной из ключевых тем в экономической повестке регионов становится поддержка малого и среднего бизнеса (МСБ). Трудно придумать более банальную новость — о необходимости создавать условия для развития малых форм предпринимательства говорится минимум лет десять. И нельзя сказать, что за это время ничего не сделано — каждый регион сегодня в состоянии предъявить стандартный перечень мер поддержки «малышей». При этом в частном порядке профильные чиновники скажут вам, что нынешние объёмы поддержки удовлетворяют общие потребности от силы на несколько процентов, хотя и растут год от года.

Сегодня тема малого и среднего бизнеса получает новое звучание. Ключевым в словосочетании стало слово «средний». Власть начинает замечать компании, которые ещё вчера были маленькими и которые завтра имеют шанс стать крупными. Проекты средних компаний стали попадать в число приоритетных, соглашения с ними не стесняются заключать первые лица регионов. Средний бизнес обретает новую значимость и в контексте разговоров о модернизации в регионах. Применительно к крупным предприятиям модернизация часто понимается как индустриализация, а в тех сферах, где крупные компании явно в дефиците, модернизация — это прежде всего повышение эффективности бизнеса. И тут уже без опыта средних компаний не обойтись.

У средних компаний вообще особая миссия — демонстрировать способность региональной экономики к развитию. Деловой мир, разделеённый на традиционно сложившийся крупный бизнес и планктон малого предпринимательства, статичен в самом дурном смысле слова. Малый бизнес в этой картине мира никогда не станет крупным, скорее всего, он окажется пищей для хищников. Государственная помощь такому бизнесу сродни помощи инвалидам — она должна лишь облегчить мучения, но не дать шанс полноценной работы. Появление на деловой сцене среднего бизнеса усложняет картину мира, делает её более живой и напряжённой. В ней крупная компания не обречена на лидерство, а малый бизнес способен превращаться в средний, а затем в крупный. Средний бизнес — выпавшее звено в деловой повестке, причём ключевое звено — отвечающее за развитие.

Разговор о среднем бизнесе — всегда разговор о технологиях роста. Не только отдельной компании, но и экономики региона в целом. Важность этой темы сегодня, в условиях, когда посткризисная экономика не торопится развиваться, трудно переоценить. Способность осваивать эти технологии теоретически порождает компании масштаба «Тандера» или ставропольского «Монокристалла», занимающего значительную долю на мировом рынке искусственных сапфировых подложек, которые применяются в электронике. Но на практике мы сегодня имеем несколько иную картину — состав лидеров пополняется медленно. В отдельных регионах он, по ощущениям, не меняется вовсе. Это было бы нормально, если бы речь шла о благополучных территориях, решивших свои проблемы на годы вперёд. Но когда ничего не меняется, не появляется новых лидеров там, где о комфорте жизни пока заикаться не стоит, — это реальная проблема. Показательно, что больше всего компаний-«газелей» в самом благополучном из регионов, Краснодарском крае. То есть речь идёт о компаниях, которые последние пять лет росли темпами не менее 30% в год, — несложно посчитать, что на них приходится существенная доля роста экономики вырвавшейся вперёд Кубани.

Сегодня мы видим на Юге десятки ярких средних компаний, которые уже добиваются реального успеха, — можно назвать волгодонскую мебельную фабрику «Алмаз», дагестанский «Денеб», напитки которого продаются в основных федеральных продовольственных сетях, ставропольский «ЭСКОМ» с его инновациями в фармацевтике. Как создать условия для того, чтобы региональные компании могли расти? Нужно проводить работу по разметке и оборудованию игрового поля и поддерживать тех, кто отвечает приоритетам регионального развития, кто помогает региону эффективнее использовать его ресурсы. На Юге эта работа только начинается.

«Эксперт Юг» №37-38 (177)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама