Что приготовить из транснационала

Спецвыпуск
Москва, 10.10.2011
«Эксперт Юг» №39-40 (179)
В Ростовской области состоялось открытие 15-го завода Coca-Cola в России. Появление мирового бренда, по сути, завершило период формирования на Дону пула сильных международных компаний. Следующий вопрос — как территория сможет использовать в своих целях потенциал этих имён

Фото: SOCHI2014.COM

Само по себе появление в регионе транснационала может значить не так уж много и иметь узко локальный эффект — пару сотен новых рабочих мест, налоги в местный бюджет. Однако, ставя задачу привлечь именитых транснационалов, субъект должен детально представлять, зачем именно это делать — и тогда транснациональный пул может стать своеобразным трамплином для успешного позиционирования территории как в масштабах России, так и на глобальном уровне.

О новом заводе

Построенное предприятие, расположившееся на 26,5 га, имеет производственную мощность 450 млн литров безалкогольных напитков в год. На первом этапе завод будет производить 150 млн литров в год. Объём инвестиций в проект составил более 120 млн долларов. Срок окупаемости проекта — 5 лет. Пока на заводе запущено только три производственные линии, однако, как отметил главный исполнительный директор The Coca-Cola Company Мухтар Кент, до Олимпиады 2014 года планируется увеличить количество производственных линий до восьми, следовательно, значительно вырастут мощности. Продукция нового завода будет обеспечивать потребность в безалкогольных напитках на Играх в Сочи. Однако его расположение в Ростовской области, а не в Краснодарском крае, частично обусловлено и тем, что в перспективе планируются поставки напитков на Украину.

По словам г-на Кента, The Coca-Cola Company и Coca-Cola Hellenic планируют в ближайшие пять лет, с 2012 по 2016 годы, инвестировать в российскую экономику более 3 млрд долларов, что равняется объёмам инвестирования The Coca-Cola Company в проекты в России за последние 20 лет. Однако пока неизвестно, какая именно часть этой суммы будет вложена в проекты на юге страны. В пресс-службе компании пояснили: «На настоящем этапе довольно сложно разделить сумму озвученных инвестиций в российскую экономику по отдельным статьям расходов. Несомненно, южному региону система Coca-Cola в России уделяет пристальное внимание».

Губернатор Ростовской области Василий Голубев отметил: «Активность инвесторов налицо. Один из ярких примеров — инвестиции Coca-Cola Hellenic. Помимо создания рабочих мест, компания своим присутствием на деле показывает: у нас выгодно открывать и вести бизнес. И тем она, несомненно, способствует дальнейшему экономическому развитию донского региона и в целом всей страны».

Этап закончен

Coca-Cola — не единственная крупная транснациональная компания, разместившая своё производство в Ростовской области. В регионе уже представлены Alcoa, PepsiCo, заявили свои проекты Lafarge и Guardian, работает ряд транснациональных сетей — IКЕA, Leroy Merlin, Metro и др. И в этом отношении открытие завода Coca-Cola сто́ит рассматривать как определённый этап в формировании на Дону серьёзного пула международных брендов. Первопроходцем была IКЕA, которая потратила на вхождение в регион 4 года и открылась в конце 2007 года. При этом шведская компания стала первой, сумевшей добиться от администрации индивидуальных условий для вхождения, — в частности, власти взяли на себя тогда обязательства по совершенствованию инфраструктуры доступа к торговому центру. К тому моменту привлечение в регион мировых знаковых лидеров рассматривалось как главная задача инвестиционной политики. Сегодня уже вполне можно говорить о том, что цель достигнута и пора менять приоритеты, поскольку дальнейшее движение по этому пути — чисто количественное.

Однако что считать результатом работы по привлечению именитых иностранцев? Как представляется, их изначальные — как правило, невеликие — инвестиции в регион значат меньше, чем их имена и те возможности, которые открываются для территории.

Показательно, что далеко не все эксперты сходятся во мнении, что открытие нового завода Coca-Cola обязательно является индикатором инвестиционной привлекательности Ростовской области. Один из собеседников «Эксперта ЮГ» из банковской сферы отметил, что открытие этого завода не сможет кардинально изменить ситуацию с инвестициями в регионе: «Запуск завода не создаст большого количества рабочих мест в перспективе, так как не потребуется в дальнейшем модернизировать производство, — считает эксперт. — Такая крупная транснациональная компания, как Coca-Cola, для открытия этого завода использовала собственный международный вес — то есть по этому событию нельзя однозначно судить о том, что в регионе улучшился инвестиционный климат. Coca-Cola открывает свои заводы по всему миру — в Китае, Индии и т. д., что ни в коем случае не свидетельствует об инвестиционной привлекательности этих регионов. Успешность инвестиций в данном случае объясняется наличием прямого доступа к административному ресурсу. Договорённости руководства Coca-Cola напрямую с губернатором в 2007 году на форуме в Сочи предопределили успешность реализации этого проекта. Однако если свои проекты попытаются реализовать компании в сегменте среднего и малого бизнеса, то они столкнутся с привычной бумажной бюрократией. Другое дело, если бы в регионе открылось, например, немецкое промышленное предприятие среднего звена — тогда это действительно стало бы сигналом для зарубежных и российских инвесторов о том, что в эту территорию можно приходить и вкладывать деньги».

Из комментария можно сделать главный вывод: для того, чтобы открытие Coca-Cola на Дону воспринималось как свидетельство хорошего инвестиционного климата в регионе, одного этого открытия мало. Что ж ещё надо?

Транснационал в меню региона

В соседнем Краснодарском крае задача по привлечению иностранного капитала была поставлена лет на пять раньше — и регион дальше продвинулся в использовании потенциала сотрудничества с транснациональными компаниями. Например, с 2004 года на Кубани функционирует Консультативный совет по иностранным инвестициям при губернаторе, который позволяет организовывать презентации региона перед иностранным деловым сообществом, выходить с инициативами напрямую на руководство территории. Этот опыт могла бы использовать и Ростовская область. По мнению председателя Южного регионального комитета Ассоциации европейского бизнеса в РФ Олега Жарко, приход новых инвесторов, особенно представляющих крупные международные корпорации и бренды, — безусловно, положительный фактор для региона. «Помимо непосредственного экономического эффекта — налоги, инвестиции, рабочие места, загрузка подрядных и смежных компаний, — подобные проекты являются своеобразными сигнальными маяками для других крупных зарубежных и международных корпораций, показывающими, что в этом регионе можно успешно работать и на него следует обратить внимание, — говорит г-н Жарко. — С этой точки зрения, очень важно сделать так, чтобы бренды крупных инвесторов стали составляющими общего инвестиционного бренда региона, а компании-инвесторы — союзниками и партнёрами территории в продвижении её инвестиционной привлекательности. Как показывает опыт, существенную роль в этом могут сыграть консультативные инвестиционные и экономические советы, крупные некоммерческие ассоциации международного бизнеса и другие понятные зарубежным партнёрам цивилизованные площадки делового общения и взаимодействия с властью региона».

По сути, как показывает опыт Кубани, международный капитал — это повод для того, чтобы ставить задачи совершенно нового уровня. В случае Кубани это была задача глобального позиционирования — регион серьёзно тратился на то, чтобы слово «Краснодар» иностранцы запомнили. «Понимаете, — признаётся в разговоре с нами почётный консул Италии в ЮФО и СКФО Пьерпаоло Лодиджиани, — Ростов-на-Дону со многих точек зрения более привлекателен, чем Краснодар. Но это знаю я — прожив в России 14 лет. А в Италии знают о существовании трёх российских городов — Москвы, Санкт-Петербурга и Краснодара». В результате за последние пять лет внешнеторговый оборот Краснодарского края и Италии вырос примерно в 20 раз и превысил миллиард евро. Во время прошедшего сочинского форума на стенде края распространялся буклет «Краснодарский край. Истории успеха». Он полностью посвящён транснациональным проектам, реализованным на Кубани. У этого буклета понятное предназначение. Дело в том, что следующим шагом после привлечения иностранных инвесторов должно становиться грамотное позиционирование региона на федеральном и глобальном уровне, осуществляющееся в соответствии с реализуемой стратегией развития. Как ни крути, а транснационалы не определяют индивидуальных особенностей региона, их появление — знак того, что здесь можно вести дела. А вот в полной мере использовать потенциал территории — уже задача местных властей.

Если сравнивать инвестора с человеком, который собрался хорошенько пообедать, то эту новость можно приравнять к гарниру — вещь необходимая: из ресторана важно уйти сытым. Но основное блюдо будет другим, и готовится оно самими региональными властями. В Краснодарском крае таким блюдом можно считать Олимпиаду-2014, но блюда могут быть и скромнее. И при обсуждении стратегии развития Ростовской области до 2020 года важно не забыть о том, как распорядиться нажитым за предыдущую пятилетку пулом именитых иностранцев.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №39-40 (179) 10 октября 2011
    Выборы в Госдуму
    Содержание:
    Кремль прошёлся по региональным «народным» спискам

    На грядущих выборах Госдумы сменится примерно половина южного депутатского корпуса от «Единой России». Однако далеко не везде это произойдёт в соответствии с результатами предварительного голосования (праймериз) Общероссийского Народного фронта (ОНФ)

    Реклама