Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

«Основа»: новенький, да удаленький

2014

Мало кому захотелось бы сказать новое слово в оптовой торговле зерном. Это бизнес старый, с устоявшимися правилами, игроками и настолько сильно подверженный рискам самого разного порядка, что планировать деятельность в нём можно разве что на полгода вперёд. Но Андрей Долуда, генеральный директор краснодарской компании «Основа», утверждает, что, напротив, в эту отрасль мог бы зайти любой, поскольку отечественных трейдеров в ней на самом деле раз-два и обчёлся. Правда, зарубежных — добрая дюжина, и их ресурсы гораздо больше и дешевле, чем у региональных игроков. Тем не менее, «Основа» вырвалась в лидеры за считанные месяцы, показав головокружительный рост — в восемь раз — и войдя в десятку крупнейших экспортёров зерна в России.

Конечно, новичком команда «Основы» не была: все эти люди во главе с Долудой перешли из другой крупной зернотрейдерской организации. И вот уже по итогам первого года работы (2011-го) выручка «Основы» составила 1,07 млрд рублей, а по итогам второго — уже 8,4 млрд рублей. Обычно с такой скоростью компании растут, когда открывают новый рынок, причём это должно быть ещё и прорывное открытие. Краснодарская же компания на момент старта бизнеса не имела за душой ничего, кроме нематериальных активов: профессионализма, амбиций, опыта — вещей, конечно, важных, но на таком рынке не обязательно решающих. Ведь здесь можно играть, не имея почти никакой инфраструктуры типа элеваторов и транспортных активов, но без денег, причём огромных, не обойтись. И даже тех денег, которые может достать новый амбициозный игрок, недостаточно: необходимо наладить прямую связь с поставщиками, оказаться ближе к ним и сделать это раньше, чем любой конкурент. Именно этот навык стал одним из ключевых в успехе «Основы»: умение дотягиваться до самого мелкого фермера-производителя сделало компании кассу и помогло оперативно наладить бизнес.

Пожалуй, до своего главного достижения «Основе» ещё далеко: компании только предстоит закрепиться на рынке и доказать, что она может бежать не только быстро, но и долго. Слова её руководителя позволяют судить о том, что компания видит будущее достаточно далеко вперёд и не планирует вписываться в структуру региональной экономики как чистый трейдер. Бизнес «Основы» уже сейчас усложняется, поскольку компания наращивает инфраструктурные и земельные активы, планируя и производить, и хранить, и возить самостоятельно. Такой подход, даже у очень молодой компании, внушает уважение.

Справка о компании 

Созданная в конце 2011 года агропромышленная компания «Основа» изначально специализировалась на трёх основных направлениях деятельности: трейдинге сельскохозяйственной продукции, торговле ГСМ и транспортно-логистических услугах. Уже в марте 2012 года компания вошла в пятёрку ведущих российских экспортёров зерновых, а по итогам того же года объём выполненных поставок превысил 1 млн тонн. По итогам 2012 года выручка компании превысила 8 млрд рублей, обеспечив молодой динамично растущей фирме место в сотне крупнейших компаний ЮФО.

В середине 2012 года «Основа» стала развивать новое бизнес-направление — торговлю свежими овощами и фруктами. Компания работает с производителями и трейдерами из Краснодарского края, Ростовской области, Ставропольского края и других регионов РФ и стран СНГ. Для импорта овощей и фруктов категории fresh была создана полноценная цепочка поставки, хранения и оптовой реализации на внутреннем рынке РФ.

Компания оказывает полный комплекс тран­спортно-логистических услуг для сельскохозяйственной продукции в ЮФО: от планирования затрат и разработки маршрута до экспедирования и таможенного оформления перевозимой продукции. Организуются перевозки зерна автотранспортом в порты Чёрного и Азовского морей с предоставлением складских и таможенно-брокерских услуг.

Трейдинговая деятельность АК «Основа» базируется на эффективном взаимодействии с производственными партнёрами: ООО «Холдинговая компания агрофирма “Россия”», ЗАО «Темижбекское зерновое предприятие» и ООО «Крымская зерновая компания». В управлении ООО «Холдинговая компания агрофирма “Россия”» находятся современные агротехнологические комплексы по выращиванию и хранению зерновых и масличных культур; молочно-товарные фермы, производящие молоко и молочную продукцию высокого качества; стадо крупного рогатого скота российских и австралийских пород; машинно-тракторный парк и т. д. ЗАО «Темижбекское зерновое предприятие» представляет элеватор на границе Краснодарского и Ставропольского краёв, оснащённый современными сушильными установками и комплексами для безопасного и качественного хранения зерновых, ООО «Крымская зерновая компания» — элеватор в Крымске, в 50 км от Новороссийского порта.

Официальный сайт http://www.acosnova.ru

 

«Успех в зернотрейдинге — это кадры и оборотные средства»

 067_expertjug30.jpg

— По итогам 2012 года выручка компании увеличилась в 8 раз и составила 8,4 миллиарда рублей — такое ощущение, что «Основа» пришла на пустой рынок. Понятно же, что это не так. Что вам позволило добиться таких результатов?

— Любой бизнес, связанный с зерном, — высокооборотистый. Если взять стоимость килограмма пшеницы, ячменя или кукурузы и соотнести с объёмами экспорта этих продуктов, то сразу будет понятно, что это бизнес, требующий больших оборотных средств. Отсюда и такие результаты по выручке: никакой гениальной менеджерской изобретательности в них нет.

— Ваш основной торговый канал — экспорт?

— Да, прежде всего экспорт с территории России.

— У нас ведь уже есть целый ряд сильных компаний, которые много лет работают в этой сфере. Борьба за сырьё достаточно серьёзная. За счёт чего вы можете обеспечивать себя такими большими объёмами?

— Я думаю, успех в этом бизнесе складывается из двух составляющих: во-первых, это кадры, во-вторых — оборотные средства. В компании работает слаженная команда, основная масса сотрудников уже давно в нашем бизнесе. Я прежде работал в российской компании-трейдере, до неё — в транснациональной компании. Команду на рынке уже знали, соответственно, мы имели ресурс для получения кредитного плеча, чтобы совершать торговые операции. Так что на рынок в 2011 году мы вышли, имея команду, представление о том, где брать деньги и на каких условиях они даются.

— За то недолгое время, что работает компания, на зерновом рынке случился кризис, экспорт пшеницы был запрещён на год. Что вы делали в этот год? Переориентировались на внутренний рынок?

— Да, обратились к другим товарным группам, торговали ГСМ. Мы успешно прошли этот кризис. Я вообще склонен считать, что решение о запрете было правильным — другое дело, что оно было неправильно подано. В один день все проснулись и внезапно увидели, что зерна в России нет. Здесь была какая-то недоработка профильных министерств и ведомств: многие аналитики тогда предсказывали этот дефицит, наверное, стоило к ним прислушаться. Многие владельцы инфраструктуры использовали сложившуюся панику. Когда все поняли, что до окончания экспорта осталось 15 дней, они такие безумные цены устанавливали на хранение и транспортировку! Я больше 10 лет работаю на зерновом рынке, но эти две недели были, наверное, самыми сложными в моей жизни.

— Когда случился тот кризис, многие компании говорили, что они будут выживать за счёт Украины и Казахстана, так как для всего Средиземноморья страны СНГ — это единый поставщик. А вас интересуют эти рынки?

— Конечно, интересуют. Несмотря на то, что мы представляемся поставщиком из одного региона, каждая страна — Россия, Украина и Казахстан — это совершенно разный товар. Украина — это прежде всего рынок ячменя, кукурузы и низкопротеиновой пшеницы. Там есть и продовольственная пшеница, но это не основной товар. Казахстан — это высокопротеиновая пшеница. Россия — это чисто продовольственная пшеница. На рынке всегда ценится поставщик, имеющий в портфеле продаж всю линейку товаров.

— После такого бурного роста компаниям обычно трудно ставить новые цели. Каков у вас сейчас горизонт планирования? Что вы хотите сделать в этот промежуток времени?

— Мы не строим длинных планов. Сейчас у нас горизонт планирования — это текущий сезон, с июля по июль. «Основа» действительно очень динамично начала работу, и после такой динамики неизбежен выход на плато, начнётся движение по горизонтали. Это время необходимо использовать для того, чтобы проанализировать, как мы начали, как отлажены бизнес-процессы, какой у нас портфель средств, в каких банках они лежат, нравятся ли нам они. Сейчас мы идём по этому плато, в следующем году, наверное, будем ставить новые цели и задачи.

— Вы приобретаете земельные активы?

— Мы будем стараться наращивать их, причём именно в Краснодарском крае. Я считаю, что краснодарская земля — одна из самых ценных. У меня есть один индикатор рентабельности бизнеса выращивания — это количество фермеров в районе. Посмотрите на регионы в центральной полосе России: там прекрасный чернозём, но практически нет фермеров. Потому что там очень низкая рентабельность. Здесь же соотношение затрат на единицу прибыли — самое высокое в стране. Поэтому количество фермеров запредельное. И многие хозяйства, кроме самог´о  производственного цикла, занимаются защитой своих земель от растаскивания их фермерами. При этом земля здесь явно недооценена и стоит гораздо дешевле, чем земля такого качества в других странах мира. В Краснодарском крае стоимость земли — 2,5–3 тысячи долларов за гектар, а в Европе такая земля будет стоить 8–10 тысяч долларов. Здесь выше урожайность, здесь рядом порты, короткое логистическое плечо. Поэтому иностранные компании и проявляют такой интерес к землям на Юге.

— Выходит, здесь надо только производить зерно на экспорт, а развивать переработку или животноводство нет смысла?

— Не согласен: у нас на Юге есть крупные города с вузами, кадрами и другими условиями для развития животноводства. Краснодарский край очень разнообразен. Есть, например, предгорья с их прекрасными пастбищами, где можно развивать мясное животноводство и переработку. А отдавать под пастбища землю, которая даёт 65 центнеров с гектара озимых, наверное, неправильно.

(Из интервью Рынок, открытый для быстрых и богатых, «Эксперт ЮГ» №5–7, 2014 г. Владимир Козлов, Людмила Шаповалова)

«Эксперт Юг» №29-30 (319)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама