Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Поэтическая инфраструктура для Ростова-на-Дону

2014

В сентябре в донской столице был презентован первый на юге России литературно-исследовательский журнал о поэзии Prosodia. В октябре презентации прошли в Москве. Некоммерческое партнёрство «Инновационные гуманитарные проекты» совместно с Южным федеральным университетом реализует проект, благодаря которому Ростов-на-Дону должен занять заметное место на литературной карте страны

Вообще-то, «уши» журнала «Эксперт ЮГ» в этом проекте торчат отовсюду. Поскольку НП было создано сотрудниками редакции, возглавил его главред журнала Владимир Козлов. Последние два года партнёрство привлекало благотворительные средства компании «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» для реализации проекта «Гуманитарные семинары для молодых учёных». В рамках проекта Ростов с открытыми лекциями посетили представители большой федеральной науки: главный шекспировед страны Игорь Шайтанов, глава ВЦИОМ социолог Валерий Фёдоров, урбанист Елена Трубина, философ-экономист Александр Прохоров, теоретик литературы Валерий Тюпа, социальный философ Руслан Хестанов и другие. Проект изначально имел целью продуктивные научные коммуникации, в которых молодые учёные сегодня как никогда нуждаются.

А в прошлом году Владимир Козлов, никогда не рвавший связей с родным филфаком ЮФУ, защитил докторскую диссертацию — она была посвящена русской поэзии последних двух веков. Затем состоялось прецедентное для города культурное мероприятие — Дни современной поэзии на Дону (см. «Эксперт ЮГ», № 47–50 за 2013 год). В течение двух дней в Институте филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ прошли восемь творческих встреч, которые посетили в общей сложности около 200 человек. Среди гостей были лауреат национальной премии «Поэт» Олеся Николаева, лауреаты премии «Московский счёт» Александр Переверзин и Григорий Петухов, лауреат Волошинского конкурса Станислав Ливинский.

На этом мероприятии Владимиром Козловым впервые был представлен уже согласованный с университетом Центр изучения современной поэзии, под чьей эгидой и прошли Дни поэзии. Именно этот центр, по замыслу, должен стать точкой литературного притяжения к Ростову, который долгое время находился вдали от процессов, идущих в современной поэзии. Задача структуры — рождать новые проекты в сфере изучения и бытования современной поэзии. Следующим шагом стала разработка и регистрация нового журнала.

Журнал Prosōdia был зарегистрирован в Роскомнадзоре как федеральное издание. Само слово «просодия» означает звуковой строй речи, а также науку, её изучающую — это слово появилось в древнегреческом языке, затем перешло в латинский и далее — в современные языки.

Как объясняет главный редактор Prosōdia, за время предыдущей работы у организаторов успело сложиться представление о том, какого журнала о поэзии в стране пока нет. «Я бы сказал, что этот журнал больше не для писателей, а для читателей поэзии, — говорит Владимир Козлов. — Особенность формата — объединение интересов литераторов и филологов — тех, кто следит за новинками мастеров, и тех, кто следит за литературой о поэзии и поэтах, умеет прочитать стихотворение на фоне литературных традиций. Если не помогать сегодняшнему читателю читать стихи, не помогать распутать происходящее, у него будет очень мало шансов самостоятельно разобраться в том, что происходит сейчас в поэзии. Мы подумали, что где-то должен возникнуть журнал, который дал бы университетский взгляд на поэтическую современность».

Первый номер был презентован в сентябре — в рамках научного семинара «Языки современной поэзии». Приехавший в Ростов на семинар критик, литературовед, главный редактор журнала «Вопросы литературы» Игорь Шайтанов заявил на презентации, что организаторам журнала Prosōdia удалось очень точно очертить тематическую нишу. Даже в отборе поэтического материала он усмотрел особенный филологический ракурс, позволяющий привлечь изощрённый, более сложный, нежели сегодня принято, материал.

Артём Скворцов, доктор филологических наук, литературовед из Казани, преимуществом журнала назвал его федеральный формат. Он привёл примеры неудачных попыток выпускать в разных регионах местные журналы, которые очень быстро исчерпывали тематический потенциал. Путь, при котором журнал сразу повышает планку качества до федерального, он признал гораздо более продуктивным.

«Русская поэзия и университет — самый логичный союз в нынешней культурной ситуации, — сообщает колонка “От редакции” первого номера Prosōdia. — Начать с того, что и то, и другое — в кризисе. Университеты стонут от собственной косности и насильственных реформ. А поэзия — она, напротив, как ртуть. Настолько жива и стремительна, что в какой-то момент оторвалась от читателя. Между тем, где как не в университете закладывается интерес к поэзии, который потом может сохраниться на всю жизнь?»

Организаторы взяли небыстрый темп — два выпуска в год объёмом 156–192 страницы. Они уже начали кампанию по подписке на 2015 год, предлагая даже не столько журнал, сколько клубный абонемент, позволяющий его обладателям участвовать во всех мероприятиях Центра изучения современной поэзии. В начале октября презентации журнала прошли в музее Серебряного века («Дом В. Я. Брюсова») и Литературном институте им. Горького в Москве. В ближайших планах — проведение Вторых ежегодных Дней современной поэзии в Ростове-на-Дону: они придутся на 5–6 ноября.

«Эксперт Юг» №41-42 (331)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Время фиксировать ставку

    Ставки по депозитам продолжают стремиться вниз. На них давит и низкая инфляция, и снижающаяся маржа банков. В этой ситуации Альфа-банк предлагает 7% по накопительному счету

    КАРТА ПУТЕШЕСТВИЙ

    Банк начал продажи кобрендинговой карты AlfaTravel, которая позволяет не только копить мили, но и получать целый комплекс услуг в путешествии. С помощью этой карты Альфа-банк рассчитывает дополнительно привлечь обеспеченных клиентов

    Хорошая крыша не роскошь

    Из тысячи обследованных крыш в построенных зданиях - лишь два процента не нуждаются в ремонте крыши

    Как компании повышают престиж рабочих профессий

    Дефицит рабочих специальностей в регионах – давняя проблема российской промышленности. Сегодня компании сами задают новый тренд в развитии экономики – повышают привлекательность рабочих профессий

    Современная программа лояльности: трансформация

    Неценовые активности помогают ритейлерам "встряхнуть" рынок. Сеть продуктовых магазинов "Магнит" - запустила новую программу лояльности "С любовью от Роналдиньо"


    Реклама