Экономика

Москва, 30.06.2016


Отчего развернуло «Магнит»

, 08 dec 2014

Генеральный директор ОАО «Магнит» Сергей Галицкий заявил о намерении построить 14 новых производств на территории Краснодара, а всего в России за десять лет открыть 40 производств. Быстрорастущая сеть упёрлась в потолок возможностей в работе с поставщиками — и вынуждена идти в индустрию, чтобы сохранить эффективность

Эта новость появилась за два дня до нашего ежегодного форума крупнейших компаний в Краснодаре — и в его кулуарах тут же родилась шутка: мол, проблема индустриализации города после заявления Сергея Галицкого может считаться решённой. На деле подробности новости пока мизерны. Как рассказал «Эксперту ЮГ» глава администрации Краснодара Владимир Евланов, Восточная промзона города — это около 500 га, из которых уже примерно 100 га занимают местные предприятия. С фондом РЖС удалось согласовать выделение ещё 66 га — их-то и займут 14 предприятий «Магнита». Пресс-служба розничной сети сообщает, что площадки, которые расположатся в Восточной промзоне, будут представлять собой единый технопарк с предприятиями по производству продуктов питания. Точнее сказать пока никто не может, сумма инвестиций нигде не называется. В руководстве «Магнита» «Эксперту ЮГ» заявили, что до весны Сергей Галицкий давать интервью не планирует. То, что пишет пресс-служба компании, только добавляет вопросов: «Поскольку Краснодар — быстроразвивающийся город и привлекает большое количество людей, появляется необходимость в создании новых рабочих мест. Строительство производств поспособствует решению этого вопроса». Подобный энтузиазм в решении задач региона совместно с его руководителями Сергею Галицкому ранее был не свойственен, зато он всегда подчёркнуто дистанцировался от власти и говорил: «На поддержку государства я рассчитываю лишь в том смысле, чтобы оно мне не мешало» (см. «Галицкий в отчаянии», «Эксперт» № 34 от 27.08 2012 г.). На прямой вопрос, а не подтолкнули ли кубанские власти Галицкого к походу в промышленность, министр экономики края Игорь Галась честно переспросил: «А как его можно подтолкнуть?» И сам же ответил: «Да никак». То есть надо понимать, что Кубани в некотором смысле повезло. А вот для самого Галицкого этот шаг, видимо, вынужденный.

Ловушка роста

Два года назад, комментируя свой проект по строительству одного из крупнейших тепличных комбинатов в России, Галицкий говорил, что для торговой компании производственные проекты непрофильны, и если бы он мог ими не заниматься, он бы этого не делал. Но в России не нашлось поставщика, который бы удовлетворял запросы «Магнита» — в цене, в качестве и в объёме продукции. До появления первого производственного проекта Сергей Галицкий вёл переговоры с тепличным комбинатом «Южный», крупнейшим в России, но не договорился. Если бы договорился, возможно, мы бы сегодня не говорили о Галицком-промышленнике. «Они (“Магнит”. Эксперт ЮГ”) хотят по закону о торговле брать бонусы 10 процентов и, кроме этого, ставят жёсткие условия: сразу списать в отходы четыре процента по огурцу и три процента по томату. Безоговорочно, — объясняла нам гендиректор “Южного” Валентина Патова. — Но это же принуждение, такого в законе нет. Поэтому я не подписываюсь под их условиями и с ними не работаю» (см. «Помидоро-гектарам ищут инвестора», «Эксперт ЮГ» № 1 от 24.12.2012 г).

Имея 9 тысяч торговых точек по всей стране, «Магнит» всегда умел добиваться выгодных цен от поставщиков. На одном из мероприятий, посвящённых среднему бизнесу, руководитель ПКФ «Маяк» Любовь Железная сетовала, что поставляет сети чечевицу по 21,6 рубля за упаковку, а на полке цена товара — 79,9 рубля: «У нас рентабельность 4 процента, у “Магнита” — 400». И выхода у большинства производителей просто нет: не все могут позволить себе, как комбинат «Южный», отказаться от такого канала продаж. И тем не менее, эта логика с ростом объёмов, похоже, перестаёт работать: нужно либо жертвовать рентабельностью, скупая то, что в состоянии дать рынок, либо инвестировать в производства, которые позволят удержать существующую рентабельность.

Не видел Галицкий перспективы и в сотрудничестве с зарубежными поставщиками, напоминая, что небольшие сроки хранения и большие сроки доставки сокращают жизненный цикл свежих овощей. Тогда «Магнит» принял решение об инвестировании 350 млн евро в собственное хозяйство: выйдя на полную мощность, теплицы общей площадью 120 га будут обеспечивать 60% потребности ритейлера в свежих овощах. Складывалось впечатление, что бизнесмен на этом и остановится. Но на последней встрече с кубанским губернатором он сделал заявление о 40 новых производствах в течение 10 лет. Относиться к этому можно вполне серьёзно: 54% акций компании были выпущены в свободное обращение на бирже, поэтому её руководитель привык тщательно выбирать слова.

Логичный шаг

Подобное развитие торговой сети — вполне ожидаемый шаг, единогласно твердят аналитики рынка, всегда пристально отслеживающие события вокруг «Магнита». Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ», отмечает, что любое крупное предприятие хочет перестать зависеть от своих контрагентов, а достигнуть этой цели можно только, если поставлять сырьё самому себе. Татьяна Ключинская, начальник департамента торговых площадей компании JLL, говорит, что, отказавшись от внешних закупок в определённых категориях товаров, «Магнит» не просто повысит собственную маржинальность, но и сможет получить дополнительный доход, заместив на рынке других производителей, которые, очевидно, могут недосчитаться объёмов из-за отказа крупнейшего ритейлера от их услуг.

Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов напоминает, что уже сейчас «Магнит» продаёт около тысячи различных товаров под собственной торговой маркой, что приносит ему порядка 11% от всей выручки. «Это существенно снижает расходы на рекламу и риск появления контрафактной продукции. Я полагаю, что “Магнит” вполне может позволить себе организацию производства», — убеждён г-н Лукашов, добавляя, что чистая прибыль компании превышает 1 млрд долларов в год, операционная прибыль — более 2 млрд долларов. При этом долговая нагрузка не слишком велика — показатель «чистый долг/Ebitda» чуть выше единицы. «Очевидно, что запуск собственных производств для последующей реализации продукции в сети “Магнит” позволит акционерам компании получать дополнительный доход, — рассуждает Анастасия Залуцкая, заместитель гендиректора, руководитель практики АПК консалтинговой группы “НЭО Центр”. — При этом риски реализации данных инвестиционных проектов снижены за счёт гарантированного сбыта продукции в собственной рознице. Немаловажным фактором является и качество проработки концепции инвестиционных проектов с точки зрения ассортимента планируемой к производству продукции, мощности предприятий, объёмов и цен реализации. Для этого ГК “Магнит” обладает фактическими данными о продажах в натуральном и стоимостном выражении». Вместе с тем, предупреждает г-жа Залуцкая, важно отметить, что наличие собственных производителей будет ограничивать конкуренцию поставщиков розничной сети, что не может не отразиться как на качестве, так и на стоимости данного продукта для конечных покупателей.

При этом вряд ли стоит рассчитывать, что ритейлер уйдёт в посторонние для себя сегменты производства. «О резкой диверсификации говорить точно не приходится — для того, чтобы доля в выручке, приходящаяся на новые производства, стала сопоставимой с деятельностью ритейлера, должен пройти слишком длительный срок», — считает Антон Сороко. Он же отмечает, что для бумаг «Магнита» данная новость выглядит скорее нейтральной: «Всё же объём инвестиций и их сроки не позволяют сильно повлиять на операционные показатели ритейлера в среднесрочной перспективе, а отсутствие точной информации затрудняет оценку инициативы». Впрочем, на бирже у компании всё и так хорошо: с начала года акции «Магнита» в рублях подорожали на 30%, что в шесть раз больше роста индекса ММВБ за тот же период.   

«Эксперт Юг» №51 (340)

Журнал «Эксперт» подписка

Оформите подписку на закрытые материалы журнала «Эксперт» и читайте их в полном объеме на сайте





    Реклама
    Читать все комментарии
    AdRiver

    «Карта управленческого образования России»

    Предлагаем Вам принять участие в проекте и заполнить электронную анкету




    Реклама



    Читайте так же

    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
    Иллюстрация: КОНСТАНТИН БАТЫНКОВ

    Новое законодательство

    "Антитеррористический пакет" ляжет на стол президенту

    Совет Федерации на своем заседании в среду одобрил пакет резонансных антитеррористических законов ". Ранее пресс-секретарь президента не исключил, что в отношении части пакета может быть применено президентское «вето»

    ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ SENIOR GROUP

    Как сделать старость в радость

    Генеральный директор компании Senior Group Алексей Сиднев считает, что сегодня самое главное для динамично развивающегося рынка гериатрических услуг — разработать и установить современные стандарты качества оказания помощи пожилым людям

    AP/TASS

    Мир

    В Великобритании резко выросло число проявлений ксенофобии и расовой дискриминации

    Чаще всего дискриминации подвергаются выходцы из Восточной Европы, приехавшие на острова на заработки. Лондон до сих пор не подписал и, естественно, не ратифицировал 12-й протокол Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая обеспечивает равные права жителям всех европейских государств независимо от места их рождения и уровня ВВП

    ТАСС Автор: Драчев Виктор

    Деньги

    Белоруссия проводит деноминацию. Мы - нет?

    С 1 июля в это стране - новые денежные знаки. Тем временем и российский ЦБ взялся за купюры. С 28 июня заработал сайт для голосования - россияне могут предложить варианты дизайна денежные знаки номиналом 200 и 2000 рублей. Это послужило поводом для слухов о том, что рубль также ждет деноминация. Впрочем, глава ЦБ Эльвира Набиуллина поспешила такие слухи опровергнуть

    ТАСС

    Бюджетная политика

    Эпатажные предложения

    Минфин предлагает сократить по сравнению с нынешним бюджет на 2017 год, заморозив его затем на три года в этом объеме в номинальном выражении, несмотря на инфляцию. Прямому сокращению по данному проекту подлежат 36 и 42 госпрограмм и ряд непрограммных расходов, включая социальные - здравоохранение, образование, доступное жилье. Аналитики отмечают, что кроме прочего, это не позволит достичь цели одного из "майских указов" президента: увеличения к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни до 74 лет. Не только даже из-за экономии конкретно на здравоохранении, а из-за всей совокупности предложенных мер