Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Уроки донского хабостроительства

2014
АЛЕКСАНДР ШАЛГИН / ТАСС

Председатель совета директоров группы «Ренова» Виктор Вексельберг, заложив в ноябре первый камень нового ростовского аэропорта, продемонстрировал деловому сообществу, как можно быстро и эффективно договариваться с властями по принципиальным инвестпроектам. Если бы не он, вопрос о строительстве в Ростове крупнейшего на юге России международного аэропорта мог бы решаться до бесконечности

Строительство новых аэропортов для России — больная тема. За постсоветский период в стране не появилось ни одного аэропорта, построенного с нуля — в лучшем случае были завершены или подвергнуты реконструкции ещё советские проекты (например, в Сочи и Геленджике). Между тем круг городов-претендентов на новые воздушные гавани вполне понятен — это региональные центры, где существующие аэропорты находятся в черте жилой застройки, что создаёт ограничения для авиакомпаний и лишние риски, связанные с безопасностью. В их числе — Ростов-на-Дону, Омск, Саратов, Иркутск, Сыктывкар. В каждом из них соответствующие проекты были заявлены ещё в прошлом столетии, некоторые из них даже стартовали, но именно в Ростове перевести вопрос в практическую плоскость удалось максимально быстро.

Всего пять лет назад, когда губернатором Ростовской области был бессменный Владимир Чуб, разговоры о необходимости строительства нового аэропорта велись в сослагательном наклонении. Существовало общее понимание, что такой объект городу и региону нужен; соответствующее инвестиционное предложение было размещено на портале регионального Агентства инвестиционного развития; в качестве площадки рассматривался бывший военный аэродром под Батайском. Однако по ряду признаков проект оставался бумажным, в нём не хватало главного — инвестора. Были и другие факторы, игравшие против проекта: контролирующий акционер действующего аэропорта, ростовский бизнесмен Иван Саввиди вовсе не желал расставаться с этим активом, а на роль альтернативного пересадочного авиаузла на юге России открыто претендовал Краснодар.

Однако инвестор у «Южного хаба» всё же появился — после того, как сначала в Ростовской области на смену Владимиру Чубу пришёл нынешний губернатор Василий Голубев, а затем Россия получила право на проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года. Вскоре после этого стало известно, что в качестве потенциального инвестора «Южного хаба» новые донские власти присмотрели группу «Ренова», а через несколько месяцев после этого холдинг Виктора Вексельберга, Минтранс РФ и правительство Ростовской области подписали «меморандум о взаимодействии». То, что подобные документы могут ровным счётом ни к чему не обязывать, хорошо известно из опыта реализации многих мегапроектов, однако между подписанием соглашения о намерениях и выходом на строительную площадку прошло всего три года — срок для России беспрецедентный.

Вексельберг выбрал для вхождения в донской проект весьма удачный момент, поскольку уже во время кризиса 2008–2009 годов на российском рынке авиаперевозок проявились активные центробежные тенденции. В борьбе за региональные аэропортовые активы быстро обозначили себя три основных игрока: «Базэл аэро», пока ограничивающий географию своей экспансии Краснодарским краем, «Новапорт» Романа Троценко и «Ренова», в 2012 году выделившая этот бизнес в холдинг «Аэропорты регионов». Последний быстро заявил о себе не только в области консолидации уже существующих воздушных гаваней, но и как профильный девелопер — сейчас «Аэропорты регионов», помимо проекта в Ростовской области, строят и новый аэропорт в Саратове.

Развитие сюжета вокруг «Южного хаба» за три года с момента появления «Реновы» в качестве инвестора напоминало полноценную корпоративную и информационную войну. Иван Саввиди сначала предпринял в адрес проекта ряд «словесных интервенций» (в том числе и на страницах нашего журнала), отстаивая необходимость сохранения старого аэропорта, а затем борьба за этот актив переместилась в суды. В результате контроль над действующим аэропортом перешёл к совместному предприятию, созданному «Реновой» и правительством Ростовской области. К чести всех сторон, следует отметить, что ни одна из них не позволяла себе перегибать палку — конфликт был решён в рамках правового поля.

Пожалуй, главным фактором, который обусловил быстрый переход «Южного хаба» из «бумажной» стадии в реальную, стало грамотно выстроенное отношение инвестора с федеральными и региональными властями. Поэтому недавняя церемония закладки первого камня, в которой приняли участие Василий Голубев, Виктор Вексельберг и министр транспорта Максим Соколов, без преувеличения стала «съездом победителей». На тот момент общая стоимость проекта составляла 37 млрд рублей, из которых на долю «Реновы» приходилось более 16 млрд, а на долю федерального бюджета — 18 млрд.

Но самое важное в проекте «Южного хаба» даже не то, что в Ростовской области наконец появится новый аэропорт, а то, что это откроет для региона перспективы развития на несколько десятилетий. Например, «Ренова» уже сообщила о намерениях построить на территории «Южного» почтовый логистический хаб стоимостью 3,7 млрд рублей — один из семи, планируемых сейчас «Почтой России». Не будем забывать и о территории старого аэропорта, которая — теперь об этом уже можно говорить с полной уверенностью — будет передана под комплексную застройку. Заниматься освоением этих земель почти наверняка будет аффилированная с «Реновой» строительная группа «Кортрос», а это значит, что на жилищном рынке Ростовской области скоро появится ещё один крупный игрок.

«Эксперт Юг» №1-4 (341)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Альфа-банк меняет карты

    Альфа-банк приступил к полному обновлению своей линейки дебетовых карт — новая линейка вступила в силу 25 сентября. Флагманским продуктом в ней станет Альфа-карта

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама