Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Южные экспортёры ловят момент

, 2015

Президент России Владимир Путин заявил на Петербургском международном экономическом форуме о том, что отечественный несырьевой экспорт в I квартале вырос на 17%. Юг России подтверждает этот тезис на примере конкретных компаний

Несмотря на новый экономический кризис, прошлый год оказался весьма удачным для южных экспортёров. Данные Южного таможенного управления (ЮТУ) свидетельствуют, что резко просевший экспорт на Украину вполне удалось компенсировать ростом поставок в другие страны, причём положительная динамика порой исчислялась десятками процентов (см. таблицу 1). При этом происходило заметное сокращение ввоза из таких стран, как Турция, Китай, Германия, Франция, США. Общий объём импорта, прошедшего через ЮТУ, снизился за год на 10,6% — с 11,653 до 10,423 млрд долларов. Таким образом, эффект от девальвации рубля для южной экономики можно уже считать состоявшимся.

Динамика экспорта и импорта ЮФО по основным странам, 2013–2014 гг. zzzzzzzzzzzzzzzzzzztitul_tabl1.jpg
Динамика экспорта и импорта ЮФО по основным странам, 2013–2014 гг.

В целом объём экспорта ЮФО за прошлый год в стоимостном выражении вырос лишь на 6,8% (с 18,181 до 19,424 млрд долларов) — довольно скромная динамика была явно обусловлена украинским фактором. Однако если рассматривать отдельно экспорт в страны дальнего зарубежья (без СНГ), то здесь мы видим более существенный прирост (см. таблицу 2), причём в таких сегментах неуглеводородного экспорта, как машиностроение, легпром, химическая продукция и АПК. Несмотря на то, что нефть и нефтепродукты по-прежнему доминируют в статистике ЮТУ по экспорту в дальнее зарубежье, доля остальных товаров постепенно увеличивается (с 41,3 до 43,8% за 2013–2014 годы).

Структура и динамика экспорта регионов ЮФО в дальнее зарубежье, 2013–2014 гг. zzzzzzzzzzzzzzzzzzztitul_tabl2.jpg
Структура и динамика экспорта регионов ЮФО в дальнее зарубежье, 2013–2014 гг.

Для тех региональных компаний, которые можно назвать передовыми, выход на экспортные рынки давно стал частью их стратегии развития. В каждом из проанализированных нами кейсов можно выделить несколько факторов, ускоривших этот путь. Во-первых, это ограниченные возможности внутреннего спроса, что особенно характерно для высокотехнологичных компаний, но вскоре с этим могут столкнуться и такие традиционные для Юга отрасли, как свиноводство и птицеводство. Во-вторых, это возможность продавать свою продукцию по более привлекательной цене — здесь сразу можно вспомнить производителей топлива и минеральных удобрений, зерновые компании, но сегодня по такому пути идут и предприятия других отраслей, например, стекольной. В-третьих, и это, наверное, самое важное в долгосрочной перспективе, работа на экспорт предполагает повышение эффективности бизнеса до мировых стандартов. Поэтому, глядя на успехи южных экспортёров, можно с уверенностью утверждать, что в регионе уже появилось достаточно компаний, конкурентоспособных на глобальном уровне.

«Атлантис-Пак»: внедрение в Европу

В 2014 году у ростовской компании «Атлантис-Пак», входящей в холдинг Ивана Саввиди «Группа Агроком», экспортное направление выросло на 19%, а в деньгах это 2,4 млрд рублей из 6,4 млрд годовой выручки предприятия. Общая динамика в сравнении с 2013 годом — плюс 12% в выручке и плюс 5% в объёме производства. Генеральный директор ООО «Атлантис-Пак» Игорь Переплётчиков говорит, что никогда в истории предприятия оно столько не производило и не зарабатывало: «Всю вторую половину года мы работали с загрузкой 100 процентов, хотя обычно мы считали 90 процентов очень хорошим показателем». Согласно ожиданиям, в этом году доля экспорта в общей выручке составит около 60%, а за ближайшие три года «Атлантис-Пак» планирует удвоить выручку. Произойти это должно за счёт двух основных проектов — запуска новой продукции и активизации на внешних рынках.

Особенность работы «Атлантис-Пака» в том, что у него сегодня нет стандартной продукции — все 100% продаж состоят из товара, который делается под конкретного клиента. Первым стандартным продуктом должна стать девятислойная термоусадочная барьерная пленка. Это продукт, который используется для хранения скоропортящихся продовольственных товаров и который в России пока не производится. Его производство началось уже в этом году, в проект вложено около 4 млн евро. Российский рынок барьерных упаковочных материалов в «Группе Агроком» оценивают в 20 млрд рублей. Доля отечественного сырья тут может составлять около 50%, тогда как по основному направлению (колбасные оболочки) за границей до сих пор приходится приобретать до 80% используемых материалов. Реализовать новый инвестиционный проект «Атлантису» фактически позволила устойчивая валютная выручка компании, которая, по словам генерального директора «Группы Агроком» Сергея Сапотницкого, превышает потребности предприятия.

Генеральный директор ООО «Атлантис-Пак» Игорь Переплётчиков присматривается к быстрорастущим рынкам развивающихся стран zzzzzzzzzzzzzzzzzzztitul2.jpg
Генеральный директор ООО «Атлантис-Пак» Игорь Переплётчиков присматривается к быстрорастущим рынкам развивающихся стран

«Во всех странах ЕС с 2014 года по всем российским товарам взимается пошлина в размере 6,5 процента — в связи с тем, что наша страна была исключена из списка стран с развивающейся экономикой, — рассказывает Игорь Переплётчиков. — Пошлина в Египте на товары из ЕС — ноль процентов, на российские — 20 процентов. Открытие производства в Чехии позволило нам обходить эти пошлины. Ранее мы получили несколько отказов в сотрудничестве — потенциальные клиенты сомневались, что в условиях санкций они смогут стабильно получать продукцию. Но размещение производства в Чехии позволило снять эти риски».

Предыдущая концепция работы компании за границей предполагала наличие местных партнёров, которые фактически выступали от имени российской компании, отходившей таким образом на задний план. В Чехии предприятие попыталось обкатать новую схему. Здесь был создан производственно-логистический центр, в функционале которого — дополнительная обработка оболочки, гофрирование, нанесение печати. Собственные торговые представительства «Атлантис-Пак» открыл в Германии и Польше — несмотря на то, что давно сотрудничал с этими странами. Одновременно развернулась активная работа по регистрации товарных знаков за рубежом — на начало года «Атлантис» зарегистрировал уже 40 марок.

На ростовской площадке компании сейчас идёт модернизация — в 1 полугодии запущена новая линия по производству колбасной оболочки. Её производительность вдвое выше предыдущих — 250 км семислойной барьерной колбасной оболочки в сутки. Это четвёртая по счету линия в компании, предыдущие три выпускают пятислойную оболочку. Одна из таких линий вскоре переедет в Чехию и заработает там уже в IV квартале.

Примечательно, что следующей точкой усиленного присутствия компании может оказаться вовсе не Европа. Игорь Переплётчиков говорит, что самые высокие темпы в продажах сейчас показывают Африка, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия.

«Ресурс»: курица для «третьего мира»

Экспорт в развивающиеся страны считает приоритетным направлением и руководство группы агропредприятий «Ресурс» — одного из крупнейших отечественных производителей мяса птицы. В 2013 году холдинг, основные птицеводческие предприятия которого расположены в Ставропольском и Краснодарском краях, отправил на экспорт 20 тысяч тонн продукции, или порядка 9% её общего объёма. Среди стран дальнего зарубежья, куда поставлялась продукция «Ресурса», — Вьетнам, Габон, Того, Бенин.

Председатель совета директоров ГАП «Ресурс» Виктор Наурузов считает, что российские птицеводы смогли создать продукт, конкурентоспособный на мировом рынке zzzzzzzzzzzzzzzzzzztitul3.jpg
Председатель совета директоров ГАП «Ресурс» Виктор Наурузов считает, что российские птицеводы смогли создать продукт, конкурентоспособный на мировом рынке

Интерес к столь экзотическим направлениям экспорта объясняется просто: в странах Азии и Африки быстро растёт население. Например, во Вьетнаме в 2005 году проживало 83,2 млн человек, а в 2013 году — уже более 90 млн, в Бенине за прошлое десятилетие численность населения выросла с 6,5 до 8,85 млн человек. Одновременно в «третьем мире» активно идут процессы урбанизации — иными словами, всё меньше населения вовлечено в сельскохозяйственное производство. Это означает, что спрос на продукты питания в странах Азии и Африки будет стабильно расти ещё много лет.

«На сегодняшний день мясо птицы — это одно из эффективных направлений внешней торговли, которое может конкурировать на мировом рынке даже лучше, чем наше зерно. Экспортный потенциал в птицеводстве — это не красивые слова, это одна из немногих отраслей, которые способны его реализовать, особенно в сегменте готовых продуктов, вывозить которые намного выгоднее и проще», — убеждён председатель совета директоров ГАП «Ресурс» Виктор Наурузов. По его мнению, уже через несколько лет Россия сможет экспортировать миллион тонн мяса птицы в год.

Столь оптимистичная оценка основана в первую очередь на специфике того пути, который проделало отечественное птицеводство за последние полтора десятилетия. Российским производителям изначально пришлось конкурировать с дешёвым импортом, заполонившим страну, поэтому вопрос выживания на рынке зависел прежде всего от умения снижать себестоимость до среднемирового уровня. С этой задачей наши производители справились вполне успешно, что и позволяет рассчитывать на экспорт. «В птицеводстве всё просто: если производишь по себестоимости ниже рынка и если нет никаких политических моментов — у тебя купят везде. Хоть Новосибирск, хоть Габон, хоть Гонконг, хоть Вьетнам. Цена вопроса — 1,8 доллара за килограмм. Это мировая цена, и если такая себестоимость есть, то можно экспортировать», — поясняет Виктор Наурузов.

Руководитель завода «Актис» Владимир Базиян готов предложить европейским покупателям стеклотары очень выгодные цены zzzzzzzzzzzzzzzzzzztitul4.jpg
Руководитель завода «Актис» Владимир Базиян готов предложить европейским покупателям стеклотары очень выгодные цены

С этой точкой зрения согласны и другие отечественные производители мяса, подчёркивающие, что только экспорт уже в скором будущем может стать ключевым стимулом для новых инвестиций в это направление АПК. На недавно прошедшем в Ростове-на-Дону Первом Всероссийском форуме продовольственной безопасности глава исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин предупредил, что уровень российского потребления свинины (75 кг на душу населения в год) уже подошёл к уровню богатых стран (82-83 кг), поэтому дальше серьёзного роста внутреннего рынка не будет. Соответственно, единственным смыслом дальнейших инвестиций в свиноводство (помимо замещения неэффективных мощностей) оказывается экспорт. Именно здесь возникает серьёзный фронт работ для федерального Минсельхоза во главе с новым министром Александром Ткачёвым, от которого производители мяса сегодня ждут более активных действий по открытию для российской продукции новых внешних рынков.

«Актис»: экспорт как бегство от кризиса

Для новочеркасского стекольного завода «Актис» экспорт продукции — это прежде всего возможность снизить риски, регулярно возникающие на внутреннем рынке стеклотары. В последние несколько лет из-за ужесточения законодательства резко просел спрос со стороны основного заказчика производителей стеклянной бутылки — пивоваренных компаний. Конкуренция между стеклотарными заводами резко обострилась: многие игроки рынка стали демпинговать, причём нередко себе в убыток. Поэтому к новому кризису отрасль подошла далеко не в лучшем состоянии, и рассчитывать на внутренний рынок в условиях спада потребления особо не приходится.

Уже в 2013 году доля экспорта в продажах «Актиса» достигла 23%. Первоначально предприятие вышло на рынки государств СНГ, прежде всего Украины, но политический кризис в этой стране заставил искать новые возможности — в частности, на рынках стран Средиземноморья, таких как Сербия и Черногория. В октябре позапрошлого года в ходе международной выставки «СтеклоЭкспо 2013» «Актис» был признан победителем конкурса «Лидер стекольной отрасли России и стран СНГ» в номинации «Лучший экспортёр стеклянной тары».

«По цене мы сегодня очень конкурентны, и через пару лет хотели бы поставлять на экспорт 100–200 миллионов бутылок, хотя сейчас этот объём пока измеряется сотнями тысяч единиц», — говорит генеральный директор и основной владелец новочеркасского предприятия Владимир Базиян. Расчёт на экспортный успех он объясняет тем, что «Актис» — одно из новейших предприятий российской стекольной отрасли, его производственные возможности позволяют максимально гибко работать с любым видом стеклотары. В частности, у завода есть собственное производство формокомплектов, что позволяет быстро расширять ассортимент и тем самым увеличивает конкурентоспособность на внешних рынках. В июле «Актис» запускает в производство линейку продукции из бесцветного стекла — также с прицелом на экспорт.

В то же время г-н Базиян отмечает ряд серьёзных рисков для экспортёров — начиная с проблем с оплатой поставленной продукции (именно с этим предприятие в прошлом году столкнулось на Украине) и заканчивая разницей в менталитете. «Есть много факторов, которые надо учитывать, в том числе политические риски России, механизмы гарантий качества и доставки, а главное, устоявшийся баланс рынка. Чтобы европейский производитель напитков отказался от своего партнёра-производителя стеклотары и пришёл к нам, должна быть очень большая разница по стоимости бутылки», — говорит руководитель «Актиса».

«Монокристалл» и «Баспик»: экспортёры кавказских инноваций

Для большинства компаний Северного Кавказа освоение экспортных возможностей — это задача довольно далёкого будущего, однако и в этом регионе уже есть ряд предприятий, успешно работающих на внешних рынках. Наиболее показательный пример — ставропольский завод «Монокристалл», один из крупнейших мировых производителей синтетического сапфира (используется в производстве светодиодов и смартфонов), а также паст и порошков для солнечных элементов. Несколько лет назад доля «Монокристалла» на мировом рынке искусственного сапфира составляла около 25%, а на рынке алюминиевых паст для солнечной энергетики — около 15%. Подавляющая часть (80–90%) продукции предприятия экспортируется, прежде всего — в Китай. Ещё в 2012 году Северо-Кавказское таможенное управление признало «Монокристалл» лучшем экспортёром в округе.

Руководитель владикавказского предприятия «Баспик» Сослан Кулов смог пробиться со своей продукцией на традиционно закрытые для россиян рынки США и Евросоюза zzzzzzzzzzzzzzzzzzztitul5.jpg
Руководитель владикавказского предприятия «Баспик» Сослан Кулов смог пробиться со своей продукцией на традиционно закрытые для россиян рынки США и Евросоюза

Однако высокая зависимость предприятия от внешнего рынка была чревата своими рисками. Резкий рост доходов «Монокристалла» пришёлся на начало нынешнего десятилетия, когда рынок светодиодного освещения бурно рос, в связи с чем спрос на искусственные сапфиры значительно превышал предложение. Но уже к 2012 году мировой рынок вступил сначала в стадию насыщения, а затем и перепроизводства, что быстро сказалось на доходах ставропольского завода. Если 2010 год «Монокристалл» завершил с выручкой 5,251 млрд рублей и чистой прибылью 112,8 млн рублей (13 место среди крупнейших компаний СКФО), то результаты 2013 года оказались существенно скромнее — 3,022 млрд рублей выручки при чистом убытке 1,4 млн рублей (34 место в СКФО).

«Мы тоже были вынуждены продавать ниже себестоимости, — констатировал в одном из интервью председатель совета директоров предприятия Владимир Поляков. — Но если наши убытки не превышали нескольких процентов от объёма продаж, то у наших конкурентов эти цифры исчислялись десятками или даже сотнями процентов». Тем не менее, дальнейшие перспективы рынка г-н Поляков оценивал довольно оптимистично, прогнозируя, что уже в 2014 году его рост продолжится, а основные игроки восстановят разумную доходность бизнеса. Его веру в рынок разделяли и финансовые партнёры: в начале прошлого года банк ВТБ предоставил «Монокристаллу» восьмилетний кредитный лимит на 900 млн рублей на реализацию инвестпрограммы по расширению производства сапфира.

Экспортные успехи ещё одного кавказского инновационного предприятия — владикавказского технологического центра «Баспик» — пока не столь масштабны, но руководство компании постоянно расширяет работу в этом направлении. «Экспорт — это вообще смысл работы в отечественной электронике. Рынок России при всей своей привлекательности невелик, а экспортные цены очень хорошие», — поясняет руководитель предприятия Сослан Кулов. Основная продукция «Баспика» — микроканальные пластины, главный компонент при производстве приборов ночного видения — уже поставляется в США, Великобританию, Германию, Францию, Швейцарию, Вьетнам. По оценке Сослана Кулова, нынешний сравнительно небольшой объём экспорта (15 млн рублей в год) можно увеличить десятикратно, однако есть серьёзный сдерживающий фактор, поскольку предприятие производит продукцию двойного назначения.

«Эксперт Юг» №26-27 (367)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки

    Рынок новостроек станет чище, а дольщики заплатят за свои гарантии

    Девелоперы предлагают поторопиться с покупкой квартир, поскольку ввиду новых правил долевого строительства новостройки могут подорожать уже к началу будущего года


    Реклама