Приобрести месячную подписку всего за 240 рублей

НЭВЗ дождался госконтракта

2017

РЖД объявили свои потребности в электровозах на нынешний год. Основная доля заказа придётся на донской НЭВЗ, что позволит заводу поправить финансовое положение и продолжить программу импортозамещения

Компания «Трансмашхолдинг» (ТМХ) и ОАО «Российские железные дороги» подписали контракт на 2017 год, по которому железнодорожной госмонополии будет поставлено 210 пассажирских и грузовых электровозов. Большая их часть (113 штук из 284 секций) придётся на отечественного отраслевого лидера Новочеркасский электровозостроительный завод (ООО «ПК «НЭВЗ», входит в ТМХ), выпускающего наиболее широкую линейку тягового состава. Общая сумма инвестиционной программы РЖД, предусмотренной в текущем году на обновление локомотивного парка, составляет 57,2 млрд рублей.

Как уточнили в пресс-центре РЖД, в настоящее время в парке госкомпании числится свыше 20 тысяч локомотивов. В нынешнем году в рамках обновления тягового подвижного состава планируется закупить 450 локомотивов, из которых 210 придётся на электровозы (21 пассажирский электровоз типа ЭП1М, ЭП20 «Олимп» и ЭП2К и 189 грузовых электровозов разных типов). Практически все эти модификации производятся в Новочеркасске, а для коломенского локомотива ЭП2К донской завод выпускает электрическое оборудование.

На НЭВЗе уточнили, что в 2017 году предприятие изготовит в общей сложности 113 локомотивов (284 секции) — по 4 электровоза типов ЭП1М, «Дончак» и двухсекционный асинхронный «Олимп», 51 двухсекционный и 45 трёхсекционных электровозов типа «Ермак», а также 5 самых мощных в мире локомотивов «Скиф». Первые отгрузки в адрес РЖД уже состоялись в начале года.

Для новочеркасского предприятия заключение госконтракта — знаковое событие, ибо в последние годы сокращение объёмов производства было связано как раз с финансовыми сложностями и падением спроса у его основного потребителя, РЖД.

Спад производства и вынужденные простои привели к падению финансовых показателей предприятия на треть. По данным исследования, проведённого «Экспертом ЮГ», по итогам 2015 года выручка НЭВЗа составила 19,55 млрд рублей (28,65 млрд рублей в 2014 году), чистая прибыль — 1,689 млрд рублей (2,026 млрд рублей годом ранее). В начале 2015 года предприятие вовсе вынуждено было приостановить работу. Причиной этого на НЭВЗе называли отсутствие нового госконтракта с РЖД и оплаты за поставленную продукцию по старым контрактам.

Исправлению ситуации способствовали усилия властей всех уровней по включению новочеркасского завода в список системообразующих предприятий, что дало возможность получить от государства субсидии на компенсацию части процентной ставки по привлеченным кредитам, а также позволило подключить НЭВЗ к госпрограммам, в которых есть федеральные гарантии.

«Все эти меры сыграли положительную роль в плане стабилизации ситуации на предприятии, не допустили дальнейшего падения производственных показателей, — считает эксперт компании “Рейл-Трейдинг” Павел Шиндер. — В прошлом году объём выпуска продукции завода, по их собственным данным, остался на уровне 2015 года. В адрес всех потребителей отгрузили 121 локомотив. В нынешнем же году, при наличии гарантированного госзаказа, вывод на рынок электровозов нового поколения должен значительно поправить финансовое положение предприятия и продолжить его программу импортозамещения».

Импортозамещение стало крайне важным фактором в процессе вывода на рынок в 2016 году первого отечественного двухсистемного электровоза ЭП20 с асинхронным приводом, способного водить пассажирские поезда на скоростях до 200 км/ч на железнодорожных линиях, электрифицированных переменным и постоянным током. Его кабина как раз была собрана полностью из российских комплектующих по программе импортозамещения.

Сегодня на НЭВЗе уже налажено производство двигателей и генераторов для тепловозов. Идёт работа над открытием единого центра компетенции по их выпуску. Он будет действовать в интересах двух тепловозостроительных предприятий ТМХ — Коломенского и Брянского машиностроительных заводов. В рамках внутрихолдинговой ко­операции на НЭВЗе уже освоен выпуск тяговых двигателей для пассажирских и грузовых тепловозов. Налажен выпуск локомотивов с моторно-осевыми подшипниками качения, что позволяет снизить эксплуатационные затраты в среднем на 10%.

Конечно, достичь докризисного уровня заказов (600 секций в год) для НЭВЗа пока — мечты. Но уже то, что завод вошёл в новый год с реальным госзаказом — залог положительной динамики.

«Мы практически полностью зависим от госрегулирования, — признался в интервью “Эксперту ЮГ” генеральный директор ООО “ПК «НЭВЗ»” Алексей Сапунков. — Основной риск — это снижение заказа. В 2017 году, думаю, что, несмотря на уменьшение основного заказа, мы будем стараться развивать новые компетенции, а также модернизировать серийную продукцию. Стратегические ресурсы, которыми владеет предприятие, позволяют нам говорить о высоком потенциале нашего завода».

«Эксперт Юг» №2 (400)



    Реклама

    Системный подход к инжинирингу и подготовке кадров

    Об опыте и о новых идеях рассказывает генеральный директор МВШИ Вальтер Рац


    Реклама




    spam@petrov.vodka