Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!
Общество

Винный туризм становится драйвером туриндустрии

2018
RATANEWS.RU

Бурное развитие виноделия на Кубани привело к появлению новой формы туризма с приставкой «агро» и сопутствующей инфраструктуры. Задача новой отрасли — генерировать турпоток круглый год. Однако сейчас развитие этого направления может замедлиться из-за отсутствия программы

За последние три года на Кубани количество объектов сельского туризма выросло в два с половиной раза, а число туристов, посетивших эти объекты, — в полтора, до 600 тысяч человек. Это всего 3,8% от туристического потока в край, но ещё три года назад доля «аграрных» туристов была и вовсе 2,8%. Основной поток, по данным участников рынка, направляется в винодельческие хозяйства края. По данным министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, сейчас в регионе 30 предприятий специализируются на эногастрономическом направлении (всего в крае 100 объектов агротуризма). Потенциал развития отрасли далеко не исчерпан — всего в крае около 80 виноделен. Таким образом, в регионе сформировано новое направления индустрии гостеприимства, которое сейчас переживает этап становления.

Винный туризм на Кубани начал развиваться с начала 2000-х годов по инициативе владельцев частных виноделен, например, Яниса Каракезиди (винодельческий дом Каракезиди). Позже в эту нишу стали заходить и крупные предприятия. Например, «Абрау-Дюрсо» и «Фанагория». Сегодня в этой сфере работает большинство винодельческих хозяйств региона, которые в основном сконцентрированы в трёх районах: Анапском, Крымском, Темрюкском, а также в окрестностях Геленджика и Новороссийска. Здесь сосредоточены главные предприятия винодельческой отрасли.

В 2016 году на Кубани была разработана концепция развития сельского (аграрного) туризма до 2020 года. В министерстве туризма уточнили, что это некий план действий, «который позволил наметить основные направления развития агротуризма в крае». Впрочем, при ознакомлении с нею видно, что целевые ориентиры не определены, а все определения довольно расплывчаты. В ней нет чётких показателей, например, по ожидаемому росту турпотока, объёму инвестиций и темпам роста этого направления. Так, согласно документу, основная цель — «создание в крае современного высокоэффективного, конкурентоспособного и доходного сектора сельского (аграрного) туризма на основе эффективного использования имеющихся ресурсов сельской местности при условии их сохранения, сбережения и устойчивого воспроизводства, и максимального участия сельских жителей в этом процессе». Одна из социальных задач аграрного (винного) туризма — расширение сферы занятости сельского населения и создания новых рабочих мест. Однако где именно должны быть созданы такие рабочие места, сколько их может быть создано и в какой перспективе, не сказано. Общего понимания по развитию нового направления пока нет и у участников рынка.

Вдоль по янтарной лозе

По словам министра курортов, туризма и олимпийского наследия края Христофора Константиниди, за последние три года количество объектов сельского туризма в крае выросло в 2,5 раза, а число туристов, посетивших эти объекты, увеличилось почти в 1,5 раза (с 400 тысяч человек в 2015 году до 600 тысяч по итогам 2017 года). «Наша практика признана одной из лучших в России, вошла в число финалистов Всероссийского конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития регионов, который проводит Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ). Наш опыт рекомендован АСИ для применения другими регионами страны», — говорит г-н Константиниди.

В 2017 году министерством курортов края создан маршрут «Янтарная лоза», который представлен на официальном сайте ведомства и Национальном туристическом портале Russia.Travel, одном из самых популярных среди иностранных туристов. В этот маршрут входят шесть объектов, которые расположены в юго-западной части региона: от Таманского полуострова до Новороссийска. Первым в этом списке значится Центр винного туризма «Абрау-Дюрсо» — «самый посещаемый объект винного туризма в мире» (подробнее о нём — ниже). Далее идёт «Усадьба “Семигорье”» — хозяйство c обширными собственными виноградниками и аутентичными подвалами. В первом — белые вина. Во втором — красные, «в дубовых бочках, выдержка от 12 до 18 месяцев». Третья на маршруте — «живописная и винная Владимирская усадьба», которая расположилась в предгорьях Кавказского хребта Гайкодзорского сельского округа. Номер четыре — Винодельческий дом Kаракезиди. Здесь туристов угощают не только «живым вином», но и «вкуснейшим домашним козьим сыром». Номер пять (по списку, но не по значению): «Кубань-Вино» — один из крупнейших заводов России по розливу виноградных тихих и игристых вин. Их готовят на итальянском оборудовании. На российский рынок ежегодно поступает более 55 млн бутылок вина, шампанского под торговыми марками «Шато Тамань» (Chateau Tamagne) и «Кубань-Вино». Сегодня компания строит в Анапском районе завод и центр энологии и туризма. Завод заработает к 2020 году. Как конечный пункт «Янтарной лозы» пока обозначена агропромышленная фирма «Фанагория» в западной части Темрюкского района. 

«В этом году, после частичной  реконструкции, мы открыли нашу винодельню для экскурсий, — говорит руководитель направления “Винный туризм” ОАО АПФ “Фанагория” Наталья Лежепёкова. — Показываем гостям наше производство с выдержкой вина  и дистиллятов, знакомим с историей завода, проводим дегустации. Наша главная “изюминка” — вновь открывшийся подвал площадью три тысячи квадратных метров. Здесь размещён парк бочек для выдержки вин из французского, американского и кавказского дуба (всего их около трёх с половиной тысяч), который вызывает живой интерес у российских и зарубежных туристов».

Со слов представителя «Фанагории», в ближайших планах — открытие дегустационного зала, в среднесрочной перспективе — музея. «Винный туризм на юге России становится популярным направлением отдыха, — уверена Наталья Лежепёкова. — У гостей наблюдается огромный интерес к винодельческим предприятиям, которые, в свою очередь, готовы встречать, рассказывать, угощать и прививать культуру потребления вина».

Опыт некоторых винзаводов показывает, что наиболее продвинутые и богатые из них инвестируют в развитие гостевой инфраструктуры. Так, пиар-менеджер ООО «Центр винного туризма Абрау-Дюрсо» Виктория Силакова рассказала, что сейчас компания реализует масштабную инвестпрограмму, которая подразумевает строительство трёх‑, четырёх‑ и пятизвёздных отелей, клубной резиденции («категории 5 звёзд плюс») и ресторана на берегу озера Абрау. В рамках центра работают гастрономическая школа «Абрау-Дюрсо», парусный клуб Abrau Sailing, концертные площадки, мастер-классы, йога-школа и многие другие. Здесь проходят «Дни театра», «Строгановские сезоны», фестиваль «О, да! Еда!». По оценкам руководства компании, потенциальная вместимость формирующегося «кластера» составляет около 1 млн человек. За минувшие четыре года турпоток сюда вырос практически в полтора раза: со 130 тысяч человек в 2013 году до почти 223 тысяч — в 2017-м. И темп роста 15–20% в год сохраняется.

 019expertjug06.jpg

«Винный туризм является основным в работе нашего центра, — подчёркивает г-жа Силакова. — Мы постоянно ищем возможности для развития данного направления. К сезону-2018 разработали порядка 10 новых эногастрономических туров. Они позволят туристам познакомиться не только с нашими винами, но и с черноморской кухней, а также помогут нашим гостям находить лучшие сочетания напитков и блюд». 

На море — стрелка, в степи — деревня

На 2018 год запланирован запуск новых винных маршрутов, разработкой которых занимается региональная Ассоциация агротуризма, созданная в 2017 году при содействии курортного ведомства. Правда, какие из многочисленных «винных точек» Кубани войдут в новые маршруты, в министерстве не уточнили.

По наблюдениям «Эксперта ЮГ», среди «новичков» может оказаться и «Вилла Романов», построенная несколько лет назад предпринимателем Андреем Романовым на Голубицкой стрелке (между Азовским и Чёрным морем). Сегодня здесь работает современное производство, оснащённое итальянским оборудованием. «Вилла Романов» выпускает классические тихие и игристые вина из собственного винограда, в высоком и среднеценовом сегменте. Есть магазин, дегустационный зал и небольшая гостиница. В ближайшей перспективе будет создан конноспортивный комплекс. Место, где ранее была невзрачная территория со старыми виноградниками, Андрей Романов надеется превратить в жемчужину винного и аграрного туризма.

Амбициозное желание стать агротуристической меккой есть и у «Винной деревни», расположенной рядом со станицей Гостагаевской, в 19 километрах северо-восточней Анапы. По итогам 2017 года минтуризма региона признало этот объект лучшим в своём сегменте («средний объект сельского (аграрного) туризма Краснодарского края») и подписало с инициаторами проекта, в котором сегодня участвуют 55 виноделов-«гаражистов» (производителей качественного фермерского вина) несколько соглашений о совместной деятельности.

С 2013 года «Винную деревню» развивают члены Союза фермерских винодельческих хозяйств и СПК «1-й винодельческий кооператив». Председателем союза и СПК является Геннадий Опарин — собственник «Усадьбы “Семигорье”», которая входит в маршрут «Янтарная лоза».

По словам г-на Опарина, статус общественной организации позволяет «лоббировать интересы» небольших виноделен. «Законодательство сильно хромает и отстаёт от нашего движения, которое быстро развивается, — говорит Геннадий Опарин. — Нас в большей степени интересует разрешённый вид использования земель сельхозназначения. На них, по закону, можно строить объекты глубокой переработки винограда или “башни”, “гаражи” и прочие сооружения, но нельзя, например, магазины. Вопрос для нас принципиальный. Априори фермер имеет право открывать на своей земле магазин для розничной продажи собственной продукции. И мы будем идти разными путями, чтобы нас услышали».

Строительство «Винной деревни» — один из таких путей. Развитие «кооператива» председатель видит по схеме «винодельня — розлив — магазины». В среднесрочной перспективе — создание под Анапой 100 малых виноделен и «различных инфраструктурных сопутствующих объектов»; в этом фермеры рассчитывают на поддержку губернатора Кубани Вениамина Кондратьева.

По замыслу г-на Опарина, «деревня» должна стать ядром виноградарско-винодельческого производственного кластера региона. Но пока это — живописная, но небольшая территория: 155 гектаров, 130 из которых занимают виноградники. На остальных 25 гектарах — несколько виноделен, «площадь» с башней (аналог той самой, знаменитой, в Бордо), «хоздвор» с тракторами и техникой для обработки почвы, а также «здание первой в России кооперативной винодельни» (пока без линий розлива). На развитие этого совместного предприятия члены СПК надеются получить грант федерального правительства в размере 80 млн рублей.

«Такое общее производство тоже нужно: это позволит сдавать излишки винограда и зарабатывать с продажи каждой бутылки вина примерно 250-300 рублей вместо 30 (стоимость одного килограмма винограда)», — уверен Дмитрий Литавщук, глава Семейной винодельни Литавщуков. Он вместе с отцом, Александром Литавщуком, стал развивать «деревню» в числе первых: заложили виноградники на 11 га, построили производство с погребом, получили первый урожай и разлили пробную партию — 11 тысяч бутылок красного и белого вина так называемой европейской классики (каберне, мерло, шардоне, совиньон, рислинг и др.). Сегодня Литавщуки занимаются отделкой помещений винодельни, мечтают об открытии семейного ресторанчика и магазина с дегустационным залом, планируют расширение «плантаций», в том числе и за счёт посадки местных (автохтонных) сортов. По мнению виноделов, местный терруар идеален для выращивания винограда, из которого получаются прекрасные тихие вина: белые и выдержанные красные.

Собственную винодельню построил здесь и владелец «Семигорья». Здание Геннадия Опарина — одно из самых «креативных» в «Винной деревне». В соответствии с концепцией развития к осени 2018 года свои производства должны построить здесь ещё пять фермеров, а в ближайшие семь лет количество виноделен в деревне должно увеличиться до 50–55. Плюс гостиницы и другие объекты гостевой инфраструктуры. К этому времени общий размер инвестиций в проект превысит 2 млрд рублей. На данный момент, со слов Дмитрия Литавщука, общие вложения в виноградники, строения и необходимую сельхозтехнику составили чуть более 200 млн рублей.

Темпы роста аграрного турпотока пока выше, чем турпотока общего 020expertjug06.jpg
Темпы роста аграрного турпотока пока выше, чем турпотока общего

Многочисленных туристов виноделы намерены привлекать не только вином и едой. «С этого года у нас проходят крупные мероприятия, примерно на одну-три тысячи человек каждое, — рассказывает Дмитрий Литавщук. — Например, в последнюю пятницу июня состоялся фестиваль “Вино и сыр”. В последние выходные июля пройдёт музыкальный фестиваль, а в сентябре — праздник сбора урожая, во время которого туристы смогут поучаствовать в уборке винограда. И это далеко не весь список».

Виноделы давят на эмоции

По мнению Владимира Иванова, исполнительного директора винодельни «Юбилейная» (входит в топ-5 винзаводов Кубани), успех агротуризма на 70-80% зависит от местоположения. «Это должно быть место, привлекательное с природной или исторической точки зрения», — считает винодел, имея в виду, например, такие знаменитые посёлки, как Абрау-Дюрсо или Мысхако. Новые винодельни в голой степи, «каких на Кубани немало», по мнению г-на Иванова, малопривлекательны.

На прибрежный Мысхако внимание «Эксперта ЮГ» обратил и Дмитрий Литавщук, отметив, что сегодня здесь работают «минимум четыре предприятия, использующие в вывеске название посёлка». Правда, три из них входят в ГК «Мысхако» и занимаются производством винограда, его переработкой и агротуризмом. Четвёртый игрок — «Усадьба Мысхако», у которой есть собственная винодельня и ресторан «Шато Пино». Директор компании Александр Сидоренко сообщил, что сегодня они много внимания уделяют качеству основного продукта (вина) и приёму гостей, рассчитывают на «неплохой турпоток», но от подробных комментариев воздержался.

Его сосед и коллега — руководитель ГК «Мысхако» Сергей Дубовик рассказал, что их винодельня как объект туристического показа сейчас только формируется. «Однако уже с июля 2018 года мы планируем запустить экскурсионные маршруты, включающие дегустацию игристых и тихих вин из собственного винограда с уникальным терруаром, знакомство с историей завода и этапами развития виноградарства на территории Мысхако, где существует одна из старейших виноделен страны, — делится планами предприниматель. — Также мы намерены войти в Гастрономическую карту России (проект Ростуризма), которая будет размещена на портале Russia.Travel».

По словам Сергея Дубовика, с конца 2017 года и на их предприятии активно идут восстановительные работы, которые продлятся и весь 2018 год. «Уже начато производство тихих и игристых вин, — уточняет глава группы. — Запланированный объём финансовых вложений в эти мероприятия составляет порядка 50 миллионов рублей. Далее, на 2019–2022 годы запланировали закладку новых многолетних виноградников (инвестиции — около 150 миллионов рублей), а также реконструкцию имеющихся (на это потратим ещё 25 миллионов рублей). Кроме того, в 2019-м и 2020-м мы планируем потратить порядка 30 миллионов рублей на восстановление инфраструктуры нашего сельхозпредприятия. Все вложенные средства надеемся окупить в течение 10–12 лет».

Параллельно в ГК «Мысхако» идёт реализация собственной программы развития винного туризма. Так, месяц назад на территории винодельни «Мысхако» открылись фирменный магазин и ресторан «Кюве». Да и сама винодельня — это ещё и своеобразный музей: здесь хранятся предметы, связанные с визитом на предприятие Леонида Брежнева и более древние экспонаты «времён, когда на этих территориях вино делали древние греки».

«В 2018 году мы планируем открыть двери для пяти тысяч гостей и более, а в последующие годы увеличить турпоток в десятки раз, — уверен г-н Дубовик. — Мы планируем реализовывать свои туристические проекты не только в курортный сезон, а круглогодично, устраивая мероприятия и для целевых групп. Например, посетителей санаториев, коллективов крупных компаний и так далее».

«Наш экскурсионный отдел предлагает несколько пакетов автобусных туров и дегустаций, — объясняет соучредитель компании, управляющий партнёр семейного предприятия “Николаев и сыновья” Михаил Николаев. — Сами программы меняем каждый год. Терруар, ровные ряды виноградников, рукотворное озеро — у нас действительно есть что посмотреть, послушать и попробовать. Кстати, после объединения с легендарным заводом “Саук-Дере” появилась возможность отправлять туристов на экскурсии в почти вековые подвалы».

Новая повестка пока не вырабатывается

Впрочем, рост перспективной молодой отрасли может и замедлиться, если не применять новых подходов. Косвенно это подтверждает и прогноз краевого минтуризма — в этом году там не ожидают роста турпотока. Он предполагается на уровне 2017 года.

По мнению Михаила Николаева, на Кубани гастрономическому туризму уже сейчас не хватает инфраструктуры поддержки, рекламного и имиджевого сопровождения данного направления в масштабах страны. «Сегодня система продвижения таких турпродуктов на рынках регионов России слабая, — признаёт г-н Николаев. — Большинство россиян по-прежнему считает, что у нас нет ни качественного туризма, ни достойного сервиса. Мы развиваем бизнес и боремся с такими стереотипами. Однако это процесс, в котором активно должны участвовать не только предприниматели, но и государство».

С этим мнением соглашаются и другие эксперты. По словам гендиректора агентства «Город-парк» Алексея Матвеенко, сейчас на Кубани проходит очень много различных винных ярмарок и эногастрономических фестивалей, но они, в большинстве случаев, являются «внутриотраслевыми тусовками, в которых есть очень ограниченный набор форматов для туристов». «Судя по активности хозяйств на таких профильных мероприятиях и в интернете, да и просто по отзывам людей, популярность агро‑ и винного туризма увеличивается, количество и качество предложений со стороны игроков растут. При этом информационная составляющая пока находится на низком уровне, за исключением отдельных крупных компаний. Лично я не увидел единого вектора продвижения винного туризма на Юге вообще и на Кубани в частности», — подчёркивает г-н Матвеенко.

Председатель Ассоциации производителей винограда и алкогольной продукции Краснодарского края «Кубаньвиноградалко» Наталья Чибинёва также считает винный туризм одним из наиболее динамично развивающихся направлений на юге России. «В Краснодарском крае для туристов представлено около 80 виноделен, — уточняет г-жа Чибинёва. — Последние три-четыре года этот вид туризма из вялотекущего превращается в модный и востребованный. Уже определились “локомотивы” отрасли, подключаются и другие направления агротуризма, создана профильная ассоциация, которая будет заниматься популяризацией туризма и представлять интересы её участников. Пока же отрасли не хватает единения между производителями, здоровой честной конкуренции и чёткой, прозрачной и всем понятной системы государственной поддержки». По её словам, нечестная конкуренция заключается в большом количестве фальсифицированного вина. 70% вина, продающегося на побережье, — это контрафакт или фальсификат. При этом компании, которые продают это вино, предлагают собственные винные маршруты и даже возят туристов на свои предприятия. «Должен быть чёткий механизм, отсеивающий такие компание, не позволяющий им создавать маршруты и работать с аудиторией», — говорит Наталья Чибинёва. В противном случае все усилия по созданию винной отрасли окажутся напрасными. 

«Эксперт Юг» №6 (414)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Время фиксировать ставку

    Ставки по депозитам продолжают стремиться вниз. На них давит и низкая инфляция, и снижающаяся маржа банков. В этой ситуации Альфа-банк предлагает 7% по накопительному счету

    КАРТА ПУТЕШЕСТВИЙ

    Банк начал продажи кобрендинговой карты AlfaTravel, которая позволяет не только копить мили, но и получать целый комплекс услуг в путешествии. С помощью этой карты Альфа-банк рассчитывает дополнительно привлечь обеспеченных клиентов

    Хорошая крыша не роскошь

    Из тысячи обследованных крыш в построенных зданиях - лишь два процента не нуждаются в ремонте крыши

    Как компании повышают престиж рабочих профессий

    Дефицит рабочих специальностей в регионах – давняя проблема российской промышленности. Сегодня компании сами задают новый тренд в развитии экономики – повышают привлекательность рабочих профессий

    Современная программа лояльности: трансформация

    Неценовые активности помогают ритейлерам "встряхнуть" рынок. Сеть продуктовых магазинов "Магнит" - запустила новую программу лояльности "С любовью от Роналдиньо"


    Реклама