• USD Бирж 1.07 +10.29
  • EUR Бирж 12.68 +85.95
  • CNY Бирж 28.53 --15.87
  • АЛРОСА ао 76.42 +-0.28
  • СевСт-ао 1873.8 +-1
  • ГАЗПРОМ ао 163 -0.89
  • ГМКНорНик 156.52 +-0.4
  • ЛУКОЙЛ 7872 +-13
  • НЛМК ао 230.98 +-0.32
  • Роснефть 581.85 +0
  • Сбербанк 309.21 -0.06
  • Сургнфгз 33.525 -0.05
  • Татнфт 3ао 718.8 +-3.6
  • USD ЦБ 92.01 92.13
  • EUR ЦБ 98.72 98.71
20 лет истории
Cобытия

Интеллект хочет денег

Технологии
Интеллект хочет денег
Фото: Freepik
Генеративный искусственный интеллект быстро входит в повседневный обиход россиян. Нейросети стали для многих предметом первой необходимости, и всё больше пользователей готовы платить за доступ к этому инструменту. По данным РОМИР, 71% опрошенных в марте респондентов сообщили, что плату за сервис ИИ они сочли бы «справедливой».

Нейросеть в головах

Почти три четверти пользователей интернета в России считают, что генеративный ИИ настолько важен для их полноценной жизни, что было бы справедливо оплачивать полнофункциональный доступ к нему, как это делается, например, с мобильной связью.

Еще 49% заявили, что так или иначе администраторы нейросетей начнут рано или поздно взимать плату за пользование ими. И 28% сказали, что будут вынуждены перейти на платную подписку, потому что без доступа к генеративному ИИ они просто не смогут работать — так как уже сейчас используют его ежедневно. Это такие инструменты как YandexGPT, ChatGPT, YandexART, Kandinsky.

Согласно тому же опросу, сегодня 41% респондентов уже вкусили от этого плода — пользовались нейросетями хотя бы один раз (в основном это жители городов-миллионников). Поставщики этих сервисов ждут, когда на их услуги «подсядет» такой процент пользователей, который сделает введение платы за нейросети экономически оправданным и можно будет объявить об окончании бесплатного «ознакомительного» периода.

Сегодня почти каждый четвертый опрошенный уже использует те или иные платные функции ИИ (по данным РОМИР, средний «чек» составляет 300 руб. в месяц, но есть и такие пользователи, которые выкладывают более 1500 руб.). Чем моложе пользователь, тем естественнее он воспринимает необходимость оплачивать такие сервисы — сейчас 60% юзеров моложе 25 лет платят за доступ к нейросетям (речь, очевидно, об иностранных нейросетях), а из тех, кто пока этого не делает, 65% заявили, что не возражают перейти на платные подписки, если таковые будут введены.

Переход нейросетей на платную основу неизбежен, и дело здесь не в коварстве или жадности их разработчиков, объяснил «Эксперту» доцент Национального исследовательского университета ИТМО Александр Кугаевских.

«Большие генеративные нейронные сети, языковые модели, требуют, во-первых, постоянного обновления для поддержания работоспособности. Во-вторых, их работа поглощает огромное количество серверных мощностей, требующих денег на электроэнергию, оплату персонала, техническое обслуживание и т.д. Поэтому, пока идет разработка-отладка инструментов ИИ, компании сознательно работают в минус, но они неизбежно должны каким-то образом эти затраты отбить. Ко мне недавно обращалась одна компания, желавшая создать собственную уникальную нейросеть. Когда я им представил расчеты по деньгам и времени, которые понадобятся на такой проект, они от своей идеи отказались», — говорит он.

За деньги — да

Такая картина типична не только для России. По оценкам Business Insider, эпоха, когда онлайн сервисы в основном воспринимались как бесплатные по умолчанию, подошла к концу. Их создатели применяют ту же самую маркетинговую стратегию «продающей воронки», что и на традиционных рынках: сначала заинтересовать аудиторию новым продуктом, выработать потребность к его использованию в течение какого-то бесплатного периода, и когда потребительская привычка сформировалась, захлопнуть мышеловку.

Лидерство в монетизации возможностей ИИ показывает Amazon. Компания уже не первый год приучает пользователей своего голосового помощника Alexa (его аналог у Яндекса называется Алиса, а у VK — Маруся) к тому, что ее советы стоят денег. Бывший глава технологического отдела Amazon Дейв Лимп оправдывается тем, что каждое новое поколение инструментов ИИ обходится все дороже из-за роста стоимости микрочипов, способных обрабатывать нарастающие объемы информации, поддержания работы дата-центров и прочих сопутствующих затрат.

Даже Google, который некогда обещал, что его сервисы будут бесплатными всегда, явочным порядком вводит то здесь, то там подписные платные версии своих услуг и приложений — бесплатные тоже остаются, но с ограниченным функционалом. Так, следующая версия чат-бота Bard уже заявлена как платная (правда, после недавнего скандала с нейросетью Gemini разработка этой версии пока поставлена на паузу). Но это только отсрочка. Аналитики уверены, что бизнес-модель, когда Google, равно как и другие компании, зарабатывают на интегрированных в поисковую выдачу рекламных объявлениях, не сможет окупить затраты на дальнейшее развитие ИИ.

Более того, неминуемая смерть рекламной модели заработка интернет-компаний кроется в самой природе нейросетей. Развитый чат-бот может выдавать на запрос единственный, но при этом самый оптимальный, ответ. Тем самым у пользователя исчезает необходимость переходить по рекламным ссылкам в поисках иного варианта, а значит, и рекламодателям нет смысла платить за размещение объявлений в поисковых ссылках. Аналитики Goldman Sachs прогнозируют, что рекламные доходы «великолепной семерки» технологических гигантов (Amazon, Apple, Google, Meta, Microsoft, NVIDIA, Tesla) до 2025 г. упадут на 11%.

Для не готовых или не желающих платить за инструменты ИИ всегда останется лазейка в виде бесплатных нейросетей, но такие нейросети больше подходят для любительского использования, чем для серьезной работы, говорит Александр Кугаевских.

«Те или иные группы людей могут поддерживать работу нейросетей по принципу freeware. Это не совсем пиратские версии, а скорее модели с ограниченным функционалом. Такие сети могут быть популярны, например, в тех или иных научных сообществах, которые сопровождают и поддерживают их за деньги каких-то внешних спонсоров», — отмечает он.

Многие эксперты полагают, что даже вроде бы бесплатные сервисы — наподобие мессенджера WhatsApp или соцсети Facebook (их владелец — компания Meta — запрещена в РФ) — на самом деле таковыми не являются. Так, гуру американских онлайновых маркетинговых исследований Орен Этциони утверждает, что если какой-то сервис или товар предлагается бесплатно, это означает, что «товаром» является сам потребитель: компания собирает его персональные данные для дальнейшей перепродажи либо для каких-то иных целей — например, тестирования своих продуктов.

Компании-разработчики таких продуктов одним выстрелом убивают двух зайцев, утверждает Александр Кутаевских.

«Они формируют у пользователей потребительскую привычку, и эти же пользователи по сути „работают“ тестировщиками этих моделей. Разработчики могут не нанимать за деньги профессиональных тестировщиков и тем самым экономить на оплате их труда за счет обратной связи с пользователями нейросетей», — говорит эксперт ИТМО.

В целом, данные опроса РОМИР показывают, что пользователи в самом деле уже плотно «подсели» на возможности, которые им дает генеративный ИИ в работе, самообразовании, креативных активностях («просто для развлечения» пользуется им явное меньшинство). Об этом говорит то, что большинство респондентов не отвращает ни платная подписка, ни присутствие рекламы в сервисах.

Материалы по теме:
Технологии, 22 апр 16:15
Люди знают про ИИ, но не понимают, зачем он нужен
Технологии, 20 мар 09:00
Какая судьба ждет программистов в эпоху развитого ИИ
Технологии, 14 мар 07:45
Человечество уверенно осваивает новый канал связи мозга с внешним миром
Технологии, 12 мар 19:05
Внедрение искусственного интеллекта в строительной отрасли принесет экономике более 1 трлн рублей к 2028 году
Свежие материалы
Ставка может быть больше
Финансы,
ЦБ далек от смягчения денежно-кредитной политики
Аграрному сектору нужна отраслевая революция
Промышленность,
На создание «национальных чемпионов» в российском АПК необходимо $22 млрд
Трудовые резервы
Мнения,
Где взять рабочие руки