ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Интервью

Баскетбол пермского периода

2001

Пермский баскетбольный "Урал-Грейт" совершил революцию. И дело даже не в том, что провинциальный клуб, о котором лет пять назад и в Перми мало кто слышал, стал чемпионом страны. Менеджменту "Урал-Грейта" удалось создать первый в России профессиональный клуб, показавший, что на баскетболе, на спорте вообще, можно и нужно зарабатывать

Успех "Урал-Грейта", ведомого баскетбольными звездами, а ныне тренерами Сергеем Беловым и Вальдемарасом Хомичусом, логичен. Стабильное финансовое положение клуба позволяет вести серьезную селекционную работу, многие талантливые игроки получили шанс раскрыться и заиграть именно в Перми. Клуб строит собственную кадровую базу: в секциях "Урал-Грейт Юниор" занимается около 6 тысяч молодых спортсменов. Баскетбол в Перми стал поистине народной игрой: клуб устанавливает баскетбольные щиты в обычных городских дворах, а ежегодный чемпионат по уличному баскетболу под эгидой "Урал-Грейта" привлекает уже тысячи команд.

Билеты на домашние игры команды раскупаются за считанные часы. Менеджеры не перестают удивлять не избалованного зрелищами пермского болельщика: на домашних играх "Урал-Грейта" свет и звук - как на рок-концертах, а в спортивное действо органично вписываются выступления группы поддержки (девушек, профессионально занимающихся фитнесс-аэробикой), или отрывок из балета "Щелкунчик" в исполнении артистов Пермского театра оперы и балета, или бальные танцы, или цирковые трюки. А то просто каждому зрителю подарят дудку-свистульку. В атмосфере всеобщего баскетбольного восторга болельщик становится шестым игроком на площадке - в Перми обыграть "Урал-Грейт" практически невозможно.

Главный организатор профессионального баскетбола в Перми, создатель системы профессионального клуба - один из учредителей "Урал-Грейта", генеральный директор клуба Сергей Кущенко.

- Сергей Валентинович, почему для организации профессионального клуба вы выбрали именно баскетбол, а не гандбол, к примеру?

- Я с детства в баскетбол играл. И сейчас играю. Нечасто, но когда есть свободное время - обязательно. В 1995 году председатель Пермской федерации баскетбола Леонид Лихачев предложил мне возглавить команду "Политехник" на первенстве области. Эта команда и стала основой будущего "Урал-Грейта". Вспоминая то время, я радуюсь за ребят. У капитана команды Вячеслава Шушакова, к примеру, было много предложений от разных клубов, но я ему сказал: "Если хочешь стать чемпионом России в составе "Урал-Грейта", оставайся". И он прошел с нами весь путь.

- Как вы убеждали спонсоров дать деньги под идею профессионального клуба?

- Мы никого не убеждали. Собрались друзья-бизнесмены, которые раньше играли в одной баскетбольной команде, - Владимир Мартыненко, Павел Лях, Александр Антонов, Владислав Исаев и я - и решили учредить такой клуб. А специально мы никого не просили.

- "Урал-Грейт" изначально задумывался как коммерческий проект?

- Нет. Два-три года клуб развивался по инерции: ну играем и играем. А когда доросли до того, что взяли в аренду "Молот" (один из крупнейших региональных дворцов спорта. - А.С.), сделали там паркет, сыграли первый матч с питерским "Спартаком", вот тогда и пришло понимание того, что такое Большая команда. Я очень опасался: "Семь тысяч мест! Господи, кто туда пойдет?". А зашел в зал - и увидел полный стадион! На следующий день собрал членов клуба и сказал: "Забудьте о личном времени. Люди, которые вчера пришли, - это наши люди. Они пришли на баскетбол, и мы для них должны сделать все".

Коммерческий принцип очень простой. Зрители бывают разные: одним нужен баскетбол, другим - шоу, третьи пришли попить пива, четвертые - просто потусоваться. Для нашего бизнеса главное - баскетбол и шоу, и они у нас перекрывают все остальное. А другой принцип: баскетбол - это же вирус, зараза. Я чихнул - вы заразились. И не просто любовью, страстью к баскетболу.

- В Перми вы уж точно всех заразили...

- Да мы все клубы заставили работать по-другому! Но каждый понимает сегодняшние реалии по-своему. Сергей Ежов, например, который раньше возглавлял команду "СКА-Урал", а сейчас создает новый клуб - "Евраз" в Екатеринбурге, хочет выстроить такую же самоокупаемую систему, как у нас. Чтобы не зависеть от одного человека, который может в один прекрасный день сказать: "Все, не могу больше денег дать, извините". У нас тоже может сложиться, что спонсор откажется финансировать какого-то очень дорогого игрока, я не скрываю. Но клуб "Урал-Грейт" будет функционировать и без этой спонсорской помощи, и без бюджетных денег - работать будет система.

- Какая?

- Вертикальная: детская секция - фарм-клуб - профессиональный клуб. Только когда она выстроена, возможен круговорот баскетбола в отдельно взятом регионе. И я не Вилли Бэртона (американский легионер "Урал-Грейта", ранее играл в таких клубах NBA, как "Шарлотт Хорнетс", "Сан Антонио Спэрс", "Атланта Хоукс", "Филадельфия 76", "Майами Хит". - А.С.) буду покупать, а парня из Перми, Екатеринбурга, Ревды... Сейчас все бюджетные деньги, которые получает клуб, мы направляем только на развитие детского баскетбола. А вот спонсоры уже содержат дорогих игроков. Сегодня у нас таких игроков четыре.

Система создана и работает для команды уровня первой пятерки российского чемпионата. Понятно, что если у меня будет слабее состав игроков, то будет хуже результат, следовательно, к нам на игры придет меньше народу и мы прогадаем на билетах. Все взаимосвязано.

Вот будут телевидение, продажи, реклама, будем мы получать за участие в серьезных лигах большие суммы (в Евролиге, например, в зависимости от занятого командой места бонусы варьируются от 300 тыс. до 5 млн долларов) - и команда будет существовать всегда, а баскетбольная зараза - жить и процветать.

Главная проблема сегодня в российском баскетболе, да и спорте вообще - неурегулированность отношений с телетрансляциями матчей. За границей телеканалы борются за право показывать игры, у нас, наоборот, клубы вынуждены платить за трансляцию. Это надо менять.

- А какие слова были сказаны, чтобы привлечь к руководству провинциальной командой Сергея Белова, бывшего в то время главным тренером национальной сборной?

- Я его не словами привлек, а отношением к делу: ему понравилось, что мы не просто вкладываем в баскетбол деньги, а выстраиваем свою автономную систему.

- И как строятся отношения?

- В дела тренера Белова я вообще не лезу. Мы обсуждаем только организационные моменты. Он предлагает, мы советуемся и принимаем решение. А если мы втроем, Белов, Хомичус и я, сидим больше часа вместе, нам такие идеи в голову приходят - более чем интересные!

- А если тренер желает видеть в составе дорогого игрока, а денег на него у клуба нет?

- Такого пока не было. Если Белов попросит Майкла Джордана, я ему скажу: "Подожди десять лет. Вот когда будем зарабатывать такие деньги, тогда и купим". Главное, чтобы российская экономика позволила осуществлять такие серьезные проекты. Скажем, греческий "Панатинаикос" получает только за права телевизионной трансляции матчей до 5 - 6 млн долларов в год - вот это уже бюджет клуба для серьезных игроков.

- К слову о загранице. Говорят, вы много раз ездили в Америку, смотрели, как там организовано дело...

- Ничего я не смотрел. Баскетбол в Америке мне никогда не нравился. Но зато там индустрия - просто супер. Вот это мне нравится: зарабатывание на всем - продать можно даже салфетку, в которую высморкался Джордан.

Чем мы больше всего отличаемся от американцев, так это отношением зрителей к баскетболу. Там люди приходят - и все четыре тайма только едят, аж шум стоит. Они и баскетбол-то не смотрят. Конечно, есть и такие, кто пришел именно на баскетбол, но их абсолютное меньшинство.

У нас - все наоборот. Народ ну выпьет пиво, ну съест там чего-нибудь, но главное - он полностью в игре, в этом шоу. Для нашего зрителя картинка на баскетбольной площадке - это все. Он пришел сюда выплеснуть эмоции.

В День города мы играли в Перми с ЦСКА первый полуфинальный матч. Представляете что бы было, если бы проиграли... Супертяжелый был матч. Зато как потом шли люди с игры - я даже не думал, что баскетбол может иметь такой социальный эффект! (После матча народ хлынул на городскую набережную, и во время фейерверка, вместо того чтобы кричать "Ура Перми!", все кричали: ""Урал-Грейт" - чемпион!". - А.С.)

Так что это чисто русская особенность: наш болельщик - просто бомба! Мы сейчас даже столкнулись с проблемой цен на билеты. С одной стороны, спрос в Перми на баскетбол очень высок: люди готовы выкладывать большие деньги. С другой, мы можем потерять наших преданных болельщиков, тех, которые с "Урал-Грейтом" с самого начала, но не могут выкладывать за билеты слишком много. (В этом году в клубе цены на билеты - от 100 до 350 рублей за игру. Продается и аналог контрамарки на все матчи клуба в сезоне, его назвали "Вездеход", цена от 100 до 300 долларов. - А.С.)

- Какой доход может приносить идеальный профессиональный баскетбольный клуб?

- Трудно сказать. У нас сейчас пока самая лучшая в финансовом плане ситуация с момента образования клуба. Только на продаже брэнда - имени "Урал-Грейт" - мы зарабатываем полтора миллиона долларов, и эта доля наполнения бюджета постоянно растет, а затраты учредителей на клуб из года в год снижаются. Пришлось перепробовать все, чтобы оставить только те позиции, которые реально приносят прибыль. Например, мы сейчас не делаем для продажи дорогих маек. (В клубе подсчитали, что даже при минимальной торговой накрутке цена майки с фамилией игрока на спине будет стоить около 600 рублей - редкий болельщик в Перми сможет приобрести такой сувенир. Поэтому сделали ставку на более дешевые вещи с атрибутикой клуба: шарфы, вымпелы, календари, блокноты, ручки, зажигалки. - А.С.) Остальные деньги - от продажи билетов, от учредителей и спонсоров. Могу сказать абсолютно точно: среди российских баскетбольных клубов такого дохода нет ни у кого.

- А наработками с другими клубами делитесь?

- Никаких секретов нет. Секреты могут быть только внутри шоу - это все-таки эксклюзивный продукт. А что касается структуры финансовых потоков, общей инфраструктуры клуба - пожалуйста.

- Ваше вхождение в федеральные баскетбольные структуры - удовлетворение личных амбиций или необходимость для клуба?

- Это не моя инициатива. Думаю, люди просто видят, что в Перми появляется что-то новое, вот и пригласили сначала войти в исполком, потом выбрали вице-президентом. Больше всего удивило, что проголосовали единогласно, хоть я никогда не был спортивным чиновником.

- Система в "Урал-Грейте" налажена и функционирует. Не хотели бы заняться чем-то новым?

- И здесь еще ничего не закончено. Вот когда пойму, что потолок достигнут, тогда, наверное, можно будет оставить команду на кого-то из менеджеров. Сейчас этого делать нельзя: в дело вмешивается большая баскетбольная политика, которая определяется на федеральном уровне, ведь провинциальной команде пробиться в чемпионы России в сто раз труднее столичных клубов. Впервые в этом году утвержден календарь, который устраивает всех. Все клубы должны быть в одинаковых условиях. Поскольку в Европе кубковые игры проходят по средам и четвергам, я предложил игры российского чемпионата спланировать на пятницу-субботу-воскресенье. И главное - сразу же пускать их на телевидение. Нужно вернуть баскетбол в телевизор! Баскетбол требует раскрутки, популяризации. Тогда появятся и спонсоры. Представьте, человек типа меня придет к своему губернатору и скажет: мою команду в воскресенье будут показывать по ОРТ или РТР, для этого мне необходимо то-то и то-то; рекламу будем продавать поровну. Это решение всех проблем любой команды в любом городе!

- "Урал-Грейт" образца 2001 года - ваша команда мечты?

- Да нет, это рабочий момент, обычная команда, которая создана под задачи одного сезона. У нас каждый состав "Урал-Грейта" получается dream-team, поскольку каждый год команда добивается все лучших результатов.

- А наступят времена, когда в составе команды будут только воспитанники пермского баскетбола? Отсутствие экзотики не отпугнет зрителей?

- Экзотика будет как раз тогда, когда в стартовой пятерке будут все пермяки.

- Что у "Урал-Грейта" в перспективе - Евролига?

- Попробуем Евролигу выиграть, все-таки лучший чемпионат Старого Света. Но далеко заглядывать нельзя. В общенациональных масштабах система не выстроена. России нужно лет десять, чтобы дала результаты детская баскетбольная программа - подросли таланты в детских секциях. Да дело даже не в этом. В нашей стране, это мое личное мнение, правильно поставлено дело только у Карполя. У него в "Уралочке" нет ни одного "импортного" игрока, а команда стабильно выигрывает любые соревнования (подробнее о системе Карполя см. "Эксперт" 27 от 16.07.01. - А.С.) Только за это ему надо дать десять медалей. Ему бы грамотного менеджера, а то ведь занимается всем и вся, за него там эту работу делать некому.

- А вы-то где энергию берете? Говорят, даже музыку для группы поддержки иногда сами подбираете...

- (Смеется.) Ну, видимо, такая я гидроэлектростанция! Вот за полчаса до вашего прихода у меня была встреча с творческой группой клуба, на которой родилась идея того, как все будет происходить в этом сезоне. Но пока это секрет.

ПБК "Урал-Грейт" в сезонах 1995 - 2001 годов

16 июня 1995 года - в Перми создан Фонд поддержки игровых видов спорта "Урал-Грейт".

1995/96 - на базе команды "Политехник" создан профессиональный клуб "Урал-Грейт", 24-е место в чемпионате России среди команд высшей лиги.

1996/97 - второе место в дивизионе Б высшей лиги и выход в суперлигу.

1997/98 - чемпион дивизиона "Восток" суперлиги, 10-е место по итогам чемпионата.

Лето 1998 года - создан Фонд развития детского спорта "Урал-Грейт Юниор".

1998/99 - четвертое место в чемпионате страны; право представлять Россию в международном турнире, европейском Кубке Корача.

1999/2000 - серебряные медали чемпионата страны, приглашение участвовать в регулярном первенстве Северо-Европейской баскетбольной лиги.

2000/2001 - чемпион Северо-Европейской баскетбольной лиги, золотые медали чемпионата России. В ранге лучшей команды страны "Урал-Грейт" получает приглашение участвовать в самом престижном клубном турнире континента - чемпионате Евролиги ULEB.

Кущенко Сергей Валентинович родился в 1961 году в Перми, в баскетбол начал играть школьником. В 1981 году в составе команды "Звезда" стал чемпионом Пермской области.

После службы в армии занялся организацией дискотек. Шоумен: самые известные музыкальные проекты - дискотека "Звуки времени" и городские юморины, программа "Привет" на городском ТВ. В начале 90-х ушел в большой бизнес.

В 1995 году по его инициативе на базе команды "Политехник" создан новый баскетбольный клуб "Урал-Грейт". В 1999 году признан "Человеком года в российском баскетболе", вошел в исполком Российской федерации баскетбола.

Неоднократный чемпион Пермской области, бронзовый призер чемпионата мира среди ветеранов по баскетболу в составе команды "Грейт".

«Эксперт Урал» №18 (31)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама