Тимур Горяев: "Я - директор прорыва"

Москва, 20.01.2003
«Эксперт Урал» №1-2 (84)
Глава концерна "Калина" уверен, что в менеджменте нужны параноики

- Тимур, считаете ли вы, что первое лицо определяет, какая будет компания?

- Да, и это вопрос прежде всего его воли и интеллекта. Причем именно волю я бы поставил на первое место. У многих с этим проблемы, воли не хватает: брать на себя ответственность, сделать над собой необходимое усилие, подчинить других людей своей воле.

- Подчинить? Но есть технологии управления.

- Они достаточно условны, как всякая сумма определенных приемов, навыков, остающихся неизменными некоторое время. Поставил технологию - получаешь продукт определенного качества. Потом ее нужно менять. Но при этом руководитель должен держать цель и ни при каких обстоятельствах не терять ее. И тут важна правильная расстановка приоритетов, подбор людей, руководить которыми надо так, чтобы им хотелось выполнять поставленные задачи. При этом необходимо параноидально проверять их выполнение. Это не я придумал. Сейчас время параноиков в менеджменте: внешняя среда агрессивна, изменчива.

- Что это за тип такой - менеджеры-параноики?

- Люди, которые постоянно сканируют мир, диагностируют среду: нет ли подвоха, опасности для дела, за которое они отвечают. Руководитель обязан прежде всего думать о том, что происходит с компанией: куда она идет, каковы будут действия конкурентов. Он отвечает за будущее. За настоящее и прошлое отвечают те, кто перед ним отчитывается.

- Какая схема управления позволяет вашей компании сохранять динамику, придает устойчивость?

- У нас совершенно стандартная, распространенная во всем мире схема управления. У меня семь заместителей. Решения принимаю сам, персонально отвечаю за стабильность. Мы развиваемся без скачков, каждый год стабильно растем на заданную величину. Это значит, что наша управленческая команда устойчива, хорошо понимает поставленные задачи. В бизнесе неожиданные скачки - это очень плохо.

- Ставя только на технологические возможности роста компании, руководители со временем видят, что ее дальнейшее развитие начинает зависеть от повышения креативных возможностей команды и персонала.

- Я не знаю, что такое креативные способности применительно к регулярному менeджменту. Чтобы заниматься регулярными вопросами управления, креатив не нужен. Одна из функций концерна - разработка новых продуктов, вот туда специально подбираются креативные люди, которым создаются особые условия. Они могут позже приходить на работу, хоть на голове ходить, если захотят. Был бы результат.

Креативность - ничто. Пофантазировать в России все мастера. А вот правильно организовать работу, расставить людей, объяснить задачу, прописать процедуру, наметить контрольные точки, сделать работу в срок не умели никогда. Я думаю, эти задачи надолго останутся первоочередными.

Руководитель обязан прежде всего думать о том, что происходит с компанией: куда она идет, каковы будут действия конкурентов. Он отвечает за будущее

Я знаю огромное количество первых лиц в западных компаниях - все они люди жесткие, с большими клыками. У них менеджеры, которые выполняют их указания, подобраны по одному принципу. Это прежде всего энергичные исполнители. Они делают в точности то, что им говорит первое лицо. В России у многих проблема с энергетикой. Люди вялые. Это проявляется и на государственном уровне: толковые решения быстро не принимаются.

- То есть вы за жесткий стиль руководства, в команде вам нужны только исполнители? По каким параметрам вы их подбираете?

- Первые 25 лиц подбираю я сам. Главное - мне должно быть комфортно работать с таким менеджером, я должен гордиться, что работаю с ним, искренне его уважать, и он должен быть профессионалом. Прежде чем человек попадет ко мне, его изучат по науке: кадровая служба выполняет функцию мощного сита, на некоторые вакансии она отсматривает сотни людей. Те, кто успешно прошел многочисленные тесты, психологов, детекторы лжи, доходят до меня. Я доверяю только своему жизненному опыту, вне всяких методик.

- Как вы добиваетесь от менеджеров того, что вам нужно?

- Я просто два раза не повторяю. Ставлю задачу и проверяю выполнение. Либо менеджер дает результат, который от него требуют, либо не работает в этой компании. Потому что только в том случае компания достигнет цели, когда он работает правильно. Все личностное, не имеющее отношения к работе, отсекаю.

- Крупнейшие корпорации Запада, чтобы быть конкурентоспособными, сумасшедшие деньги, 5 - 7% от оборота, тратят на образование персонала.

- Мы тоже несем большие расходы. Высший менеджмент обучаем с привлечением сторонних экспертов. В год тратим на это 200 тысяч долларов.

- Это большая цифра для российских компаний?

- Огромная. Чаще они нисколько не тратят, просто генеральный директор едет на учебу куда-нибудь в приятное и теплое место.

- Имя первого лица повышает капитализацию компании? Заботит ли вас, как вы себя позиционируете?

- Специально этими вопросами я не занимаюсь. Я по характеру директор прорыва. Там, где хаос и требуется навести порядок железной рукой, мне интересно, это я умею. Сделать из захудалой фабрики огромный концерн - это прорыв, длившийся шесть лет, и он еще не завершен. Пока на рынке "жарко", сопротивляются конкуренты, мои качества востребованы. В то же время жизнь требует и иных качеств: скрупулезности, бережности к людям, внимания к мелочам. Меня на это не хватает.

- Какую компанию вы хотите построить?

- Такую, которой гордились бы потребители нашей продукции. Как французы гордятся тем, что у них есть "Шанель", а немцы гордятся "Мерседесом".

Екатеринбург

Тимур Горяев окончил судебно-прокурорский факультет юридического института, работал юрисконсультом, директором ряда коммерческих фирм, имеет опыт работы на фондовом рынке. На базе Свердловской парфюмерной фабрики создал концерн " Калина", владеет контрольным пакетом. С 1996 года - генеральный директор. Входит в рейтинг 100 лучших менеджеров, составленный "Эксперт-Уралом".

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №1-2 (84) 20 января 2003
    N01-02 (84) 20 января
    Содержание:
    Почему зарубежные инвестиции обходят Урал

    Отсталость политических, деловых, социальных традиций отпугивает иностранцев, как и века тому назад

    Реклама