Авто по-пекински

Москва, 20.02.2006
«Эксперт Урал» №7 (224)
Первые продажи китайских автомобилей оказались не слишком успешны, однако быстрая адаптация производителей к требованиям рынка может вывести их на верхние строчки рейтингов

За 2005 год в России продано 1,77 млн автомобилей: это всего на 10% больше, чем в 2004-м. Основной импульс рынку придали импортированные и собранные внутри страны иномарки: рост в сегменте — 50%. В результате на них приходится уже больше трети всех продаж. Ввоз подержанных автомобилей иностранного производства остался примерно на том же уровне, а вот российские модели существенно потеряли — около 7% рынка.

Значительно выросли продажи на Урале. Активно строятся салоны, компании заключают новые дилерские соглашения. В среднем на регион приходится около 13% проданных авто. Наименьшая доля продаж в регионе — у марок премиум класса (5 — 10%). Самые значительные продажи у Hyundai (17%): марку на Урале представляют 34 дилера.

Основным событием минувшего года стал выход на рынок китайских иномарок: доля их продаж на Урале превышает 40%. Посмотрим, как оценивают итоги и перспективы «китайцев» уральские предприниматели.

Пробный шар

«В отличие от России, Китай поступил очень мудро: правительство установило чрезвычайно высокие таможенные пошлины и квоту на ввоз автомобилей, ввело льготные условия для инвесторов. Сейчас сложно найти мировую автомобильную компанию, не имеющую производства в Китае. В конечном счете это существенно повлияло на становление и развитие китайского автопрома. А Россия тем временем превратилась в свалку подержанных иномарок», — говорит генеральный директор компании «Автомобили и моторы Урала» Павел Чернавин.

Объем производства автомобилей в Китае в 2005 году достиг 5,7 млн единиц. По итогам 2006го правительство планирует выйти на третье место в мировом зачете после США и Японии. «Китайцы амбициозны: к 2007 году хотят захватить 40% мирового рынка автопрома. Активно вкладывают огромные средства в строительство заводов, научно-исследовательских центров, испытательных полигонов», — отмечает заместитель директора по экономике автоцентра «Лада-Березовский» Константин Корионов. При этом со сбытом внутри страны объективно возникнут проблемы: уровень платежеспособного спроса невелик. Уже в 2005 году объем экспорта из страны поднялся на 120%, составил более 170 тыс. машин и продолжит расти.

В России продажи «китайцев» пока незначительны — 6,7 тыс. машин за год. Их история началась с поставок пикапов Admiral. Пробные шаги делают еще четыре компании, представляющие марки Chery, Great Wall, BYD, XinKai (из-за низкого качества ушла с рынка еще в первой половине года).

«За 2005 год в Челябинске продано немногим более 100 авто китайского производства, в общей сумме продаж иномарок  — порядка 0,7%. Интерес есть, но ажиотажа нет: китайские автомобили свободно стоят на торговых площадках, при том что на “Калину” очередь в 250 человек», — говорит исполнительный директор ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» Александр Рулевский.

Безымянные

Завоевать Россию оказалось не так просто. Мало того что любой новый продукт воспринимается с опаской, так еще и российский потребитель привык приравнивать китайское качество к плохому. «При отсутствии хорошо выстроенной представительской сети дилеры вынуждены вкладывать в раскрутку собственные средства, которых явно недостаточно, чтобы переломить эти настроения. Любая ведущая мировая западная компания имеет большие рекламные возможности, чем представитель “китайцев”. Даже у узбекской Daewoo уже надежный, вызывающий доверие бренд», — рассуждает Александр Рулевский. «Китайские марки брендами пока не стали, и в этом их проблема», — считает генеральный директор Тойота Центр Екатеринбург Север Павел Шестопалов.

Благодаря гибкости и постоянному совершенствованию через два-три года китайские производители укрепят позиции на российском рынке и потеснят отечественные марки

Насколько оправдана предвзятость? Проблема качества действительно существует. «Китайцы пока не заботятся об имидже: везут все подряд, постепенно приучая потребителя к тому, что есть китайские автомобили», — говорит Павел Чернавин. Пример XinKai показателен. Несмотря на использование лицензионных автокомпонентов других производителей, копии оказываются хуже оригинала: хромают безопасность, качество сборки, внутренняя отделка. «Пока машины из Китая не могут составить конкуренцию лидерам продаж среди иномарок, цена на которые хоть и немного выше, зато качество значительно лучше», — оценивает менеджер компании АвтоТехСервис (Уфа) Рузана Карпачева.

Единственное преимущество — адекватное соотношение цены и качества. Хотя она не настолько низка, как кажется на первый взгляд. «Если китайцами не будет предпринят серьезный демпинг, с трудом верится, что они сумеют перехватить рынок. Нельзя сказать, что разница в цене на 5 — 7% что-то решит. С джипами и пикапами другая ситуация. Они значительно дешевле одноклассников, но следует учитывать, что любой джип дорог в эксплуатации независимо от происхождения, и небольшая стоимость не спасет. А пикапы — это машины не для повседневного пользования, соответственно массовых продаж может и не быть», — предполагает Александр Рулевский.

Кроме того, надо учитывать, что пока не сформирован вторичный рынок. Покупая китайский автомобиль, потребитель сильно рискует с ликвидностью: неизвестно, как поведет себя новая машина через два-три года, насколько упадет ее цена.

Участники рынка также отмечают проблемы с обслуживанием: высокая стоимость, перебои с запчастями, отсутствие у мастеров опыта работы с «китайцами». «Качество используемых материалов и погоня за снижением конечной стоимости автомобиля зачастую приводят к тому, что покупатель сталкивается с серьезными проблемами при эксплуатации уже в первые месяцы после покупки. А если учитывать специфику уральского климата, то разочарование может наступить быстрее, чем пройдет радость от приобретения нового китайского автомобиля», — отмечает руководитель отдела продаж «Авто-Премьер Ауди Уфа» Константин Новиков. «Нет ясной концепции продвижения китайских брендов как надежных и комфортных автомобилей, а отсутствие внятной стратегии развития сервисного и постсервисного обслуживания создает впечатление “одноразовости” автомобилей», — считает директор по управлению брендом компании VERRA Group Станислав Василюк.

Директор уфимского филиала «ТрансТехСервис» Тимур Валиуллин резюмирует: «Пока у китайских автомобилей нет “имени”, разветвленной дилерской сети, единой маркетинговой, гарантийной и прочей политики, рассчитывать на серьезную конкуренцию на российском рынке машинам отечественным, корейским или собираемым на СП не приходится. Но практика показывает: китайцы быстро учатся адаптироваться к условиям рынка. По моим оценкам, в 2007 — 2008 годах китайские автомобили значительно укрепят позиции».

Время «китайцев» еще не пришло: предвзятое отношение, проблемы с качеством и обслуживанием, низкая ликвидность тормозят продажи

Китайская народная мудрость

Гибкость, стремление к повышению качества и быстрая адаптация — основные преимущества производителей из Китая, отмечают многие участники рынка. Никто не сомневается, через некоторое время их автомобили займут свою нишу. «“Китайцы” не претендуют на титулы “самых-самых”: они не самые надежные, не самые быстрые, найти более комфортный автомобиль — тоже не проблема. Однако они смогут заставить чувствовать себя неуютно ближайших конкурентов», — считает менеджер по маркетингу компании «Эксп» Оксана Ситниченко.

Активно развивается дилерская сеть. Лояльное отношение китайцев к партнерам в России на первых этапах сотрудничества позволяет достаточно легко получить дилерство. Рассказывает генеральный директор компании «Сота-Карт» Денис Бобков: «В начале 2005 года мы первые в Уфе заключили договор на поставку Admiral. Представления о бизнесе имели, но продажей машин до этого не занимались, группа компаний оказывала услуги автосервиса. Спустя два-три месяца появились еще два дилера. Поначалу продавали автомобили на открытой площадке, сейчас снимаем временный шоу-рум, но уже к середине 2007 года двери откроет новый автосалон». Однако чем дальше в рынок, тем китайцы более серьезны. «Предъявляемые требования к дилерам Chery нисколько не уступают требованиям европейских автопроизводителей. Это прежде всего относится к организации места продаж (шоу-рум), фирменной идентификации, наличию автомобилей для пробных поездок (тест-драйв), техническому оснащению сервисных центров, наличию склада запасных частей, обеспечению гарантийного обслуживания, соблюдению стандартов в рекламной деятельности», — отмечает генеральный директор компании «Пекин Моторс» Владислав Гирштаутас.

Импортом китайцы ограничиться не намерены. Запущено сборочное производство Admiral в Бийске, на очереди Новосибирск и калининградский «Автотор». Серьезное наступление готовится в сегменте среднетоннажных автомобилей. «Вскоре в полномасштабное производство запустим два китайских грузовика. Кроме того, достаточно выгодно покупать китайские комплектующие, которые отличаются низкой ценой и высоким качеством, и собирать российскую технику», — дополняет Павел Чернавин.

Как считает Александр Рулевский, «китайцы должны вписаться между самыми дорогими российскими автомобилями и самыми дешевыми иномарками». Ответ отечественного автопрома — разработка на АвтоВАЗе трех новых платформ, на основе которых в течение трех лет будут выпущены 12 моделей класса С, D, E. На дорогах уже появились «Волги» с двигателем DaimlerChrysler (выпуск начат в декабре 2005го). «При увеличении стоимости всего на 20 тыс. рублей, покупатель получает “Волгу” с более мощным и надежным двигателем, — уверена руководитель отдела продаж ГАЗ компании “Лаки-Моторс” Виктория Байбуз. — Экономию в эксплуатации подтверждает тот факт, что если двигатель ЗМЗ предусматривает первое гарантийное обслуживание через тысячу километров пробега, то у крайслеровского двигателя этот интервал — 10 тыс. км. Завод планирует выпускать 30 — 40% таких автомобилей от общего объема производства “Волг”. Есть все основания считать, что разработка новой модели привлечет покупателей к продукту в целом».

Итак, мнения уральских предпринимателей разделились: кто-то рискнул и поверил в китайцев уже сейчас, кто-то считает, что пока и думать не о чем. Но обе стороны сходятся в одном: сегмент перспективен, недооценивать китайские автомобили нельзя (корейские, к примеру, тоже поначалу не воспринимали всерьез). А через пару лет они себя покажут.

За предоставление полной статистической информации по маркам благодарим компании Ауди Россия, BMW Russland Trading, Даймлер Крайслер Автомобили РУС, Рольф-Холдинг, Ниссан Мотор Рус, Автофрамос, Пежо Рус Авто, Автомобили Ситроен, Фольксваген Груп Рус, в том числе Бюро Шкода Авто, Форд Мотор Компани, Musa Motors, Пекинский джип, ТагАЗ, Jaguar Land Rover Россия, Вольво Кар Россия.

Объем продаж по маркам на Урале
Результаты продаж официальных дилеров иномарок на Урале

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №7 (224) 20 февраля 2006
    Национальные проекты
    Содержание:
    Как могут

    Региональное чиновничество попыталось максимально мобилизоваться для выполнения президентских инициатив в сфере здравоохранения, но сбоев избежать не удалось

    Реклама