Шаг назад, два шага вперед

Спецвыпуск
Москва, 05.03.2007
«Эксперт Урал» №9 (272)
Российские трубники зарабатывают на внутреннем рынке, чтобы начать экспансию на внешнем

В 2006 году отрасль работала в сложных условиях — обострились все проблемы, с которыми приходится сталкиваться отечественному трубпрому. Увеличился объем поставок китайских труб на российский рынок. В физических объемах китайское присутствие почти незаметно (по разным оценкам, от 16 до 32 тыс. тонн труб), но российские игроки уже поднимают тревогу: если китайцам удастся закрепиться на внутреннем рынке России, то, учитывая возможности экономики Поднебесной, наши производители потеряют значительную часть потребителей. Помимо китайцев досаждали украинцы: несмотря на запретительные меры, они поставили на российский рынок более 1 млн тонн продукции (13% емкости рынка). Сами российские производители столкнулись между тем с антидемпинговыми пошлинами со стороны Евросоюза.

Отечественные компании выдержали эти удары. По данным Фонда развития трубной промышленности (ФРТП), объемы производства увеличились на 17,7% (до 7,88 млн тонн). Отрасль стала более привлекательной для инвесторов: подтверждение — удачное IPO Трубной металлургической компании (ТМК). Эксперты считают, что российской трубной промышленности помог рост спроса на внутреннем рынке, прежде всего — со стороны нефтегазовых компаний: Газпром и Транснефть запустили или готовят к запуску несколько масштабных проектов. Сегодня трубники в массовом порядке занимаются модернизацией, расширяя сортамент и осваивая новые сегменты рынка высококачественных труб для нефтяников, а также начинают строительство собственных сталеплавильных производств, чтобы сократить издержки и снизить зависимость от поставщиков трубной заготовки. Если расчеты окажутся верными, игроки отрасли смогут сохранить конкурентоспособность внутри страны и усилить позиции на внешнем рынке, с которого их вытесняют антидемпинговыми пошлинами.

Жизнь удалась

2006-ой стал удачным для российской трубной промышленности. Производство по сравнению с предыдущим годом увеличилось: сварных труб общего назначения — на 18%, нефтепроводных — на 10%, профильных — на 25%.

Основные игроки — Объединенная металлургическая компания (ОМК), Группа ЧТПЗ и ТМК — улучшили производственные показатели. ОМК отгрузила продукции на 40% больше, чем в 2005м. По производству труб большого диаметра (ТБД) она вышла на лидирующие позиции в мире — 823 тыс. тонн. Предприятия группы ЧТПЗ (Челябинский трубопрокатный и Первоуральский новотрубный заводы) отправили потребителям 1721 тыс. тонн продукции — на 14% больше, чем годом раньше. ТМК отгрузила 3 018 тыс. тонн, что на 94 тыс. тонн (3,2%) превышает показатели 2005 года. При этом наибольший прирост показан в высокотехнологичном секторе бесшовных труб (16,7%). ОАО «Уралтрубпром» (УТП, Свердловская область) увеличило производство на 31,1% за счет роста спроса на профильные трубы и металлоконструкции. По словам директора по развитию УТП Александра Михалева, существенную роль для развития предприятия сыграло объединение производственных мощностей Уралтрубпрома и Первоуральского завода трубчатых строительных конструкций, завершившееся в конце 2006 года.

Выросли и доходы трубников. По предварительным данным, консолидированная выручка ТМК за 2006 год составила 3,3 млрд долларов, что в 1,7 раза выше прошлогодней. Трубные предприятия Группы ЧТПЗ отчитались только за первое полугодие 2006го: ЧТПЗ увеличил выручку на 16% до 869,5 млн долларов, ПНТЗ — на 4% до 348,4 млн долларов.

По словам аналитика ИК «Проспект» Дмитрия Парфенова, удачное IPO ТМК задало новые ориентиры для оценки финансового состояния компаний сектора и их перспектив на рынке:

— После размещения финансовые коэффициенты ТМК поднялись до уровня мировых аналогов, таких как Tenarias и Vallourec & Mannesmann Tubes. Можно предположить, что инвесторы выше оценят и других трубников, если те решатся на первичное размещение на международных площадках. 

Успехами российские производители труб обязаны прежде всего развитию проектов по строительству нефте- и газопроводов (Восточная Сибирь — Тихий океан и Североевропейского). По данным Газпрома, с января по декабрь 2006 года ему отгружено более 920 тыс. тонн трубной продукции, из них 76% — российской.

К 2050 году, благодаря росту конкурентоспособности, доля российских трубников на мировом рынке увеличится с 7,7% до 12%

В будущем эта доля увеличится, полагает аналитик ИК «АнтантаКапитал» Владимир Попов:

— Компании расширяют сортамент и повышают качество труб для нефтяников. ТМК уже вышла на рынок высококачественных труб, которые могут применяться при разработке месторождений в сложных природноклиматических условиях, а именно такая продукция потребуется при строительстве газопроводов Ямал — Европа и Североевропейского.

В ближайшие годы потребности Транснефти и Газпрома будут расти. По прогнозам инвесткомпаний, это может привести к подъему цены на российские трубы на 5 —10%. Увеличится и объем заказов. По данным Росстата, в январе текущего года стальных труб в России произведено на 34,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Великая китайская труба

Столь радужные итоги и прогнозы говорят о том, что заградительные пошлины, введенные Евросоюзом в июне прошлого года (см. «Дружба дружбой, а трубы врозь», «Э-У» № 26 от 17.04.06) не стали серьезным препятствием для развития отрасли, хотя компаниям и пришлось сократить поставки в Европу. Для ТМК пошлина была установлена в 35,8%, для Группы ЧТПЗ — 24,1%. Им пришлось переориентироваться на другие рынки сбыта, и они сумели сделать это с максимальным положительным эффектом: доля ТМК в российском экспорте труб выросла с 48,8% (2005 год) до 56,1%. Если в 2005 году российские предприятия ТМК поставили на экспорт около 750 тыс. тонн труб, то в прошлом году — 806 тыс. тонн, отмечает заместитель генерального директора ТМК по маркетингу Сергей Билан. Изменить сбытовую политику намерена и Группа ЧТПЗ. По словам директора по сбыту и маркетингу Группы ЧТПЗ  Павла Пелюгина, менеджмент компании разрабатывает программу освоения рынков стран Северной Америки, Ближнего Востока и ЮгоВосточной Азии и, конечно, рассматривает возможности увеличения объемов отгрузки по России. В то же время оба менеджера отмечают: европейцы мало что выиграли от введения ограничивающих мер. «Рынок не терпит пустоты: нишу российских производителей заняли китайцы. Таким образом, ЕС даже понес ущерб: там боролись, как им казалось, с дешевыми российскими трубами, а вместо этого получили еще более дешевые китайские», — подытожил Сергей Билан.

Вездесущие китайцы уже начинают составлять конкуренцию и на российском рынке, что беспокоит отечественных производителей. Павел Пелюгин: «В прошлом году Китай произвел рекордное количество труб — порядка 36 млн тонн, из них 5 млн тонн экспортировано. Мы оцениваем объем поставок китайских труб в РФ в 32 тыс. тонн, и более половины предназначалось для нефтяных компаний. Особенно нас тревожит динамика роста по отдельным видам труб: так, по нарезным трубам увеличение поставок превышало 500%, по нержавеющим — 750%.

  Фото: Андрей Порубов
Фото: Андрей Порубов

Российские трубники не исключают, что в этом году антидемпинговое расследование будет проведено в отношении поставок из Китая (см. «Демпинг бездарный и бездумный»). Однако опыт введения заградительных мер против украинских трубников показывает: эффективность зачастую не слишком велика. Политику российского правительства, проводимую в отношении поставок из Украины, в частности введение пошлин на трубы малого и среднего диаметров, аналитики уже признали малоэффективной (см. «Украинцы свое оттрубили»). Например, объемы поставок в Россию от украинских трубников, на которых распространялись льготные условия экономического эксперимента в металлургической отрасли Украины, в 2006 году по сравнению с прошлым годом выросли в целом на 48,9%, отмечают в ФРТП.

Больше всего нареканий в отрасли вызывает отсутствие заградительных пошлин на украинские ТБД (52% от всего экспорта украинских труб). В декабре 2006 года правительство России пошло навстречу отечественным производителям и ввело пошлины в размере 8%. Сами трубники пока эффекта от этого не ощутили. Директор ФРТП Александр Дейнеко уточнил: «Мы считали оптимальным размер пошлины в 18%. Хочу подчеркнуть, что с 2001 года финансово-экономическая ситуация для отечественных трубников не изменилась. Льготный режим для поставщиков с Украины каким был, таким и остался».

Отсель грозить мы будем немцам

Российские компании уже разработали стратегию противостояния китайским и украинским трубникам на внутреннем рынке. Важную роль в повышении конкурентоспособности трубпрома сыграет улучшение качества и объемов трубной заготовки, прежде всего для ТБД. В 2006 году сразу несколько российских предприятий объявили о планах по запуску станов5000, в частности Магнитогорский металлургический комбинат, «Металлоинвест», ТМК и ОМК. С учетом еще советского стана-5000, который модернизирует «Северсталь», получается пять проектов: для одной страны многовато (см. «Добро пожаловать в кровавую баню», «Эксперт» № 38 от 16.10.06). Вероятно, не все из них не будут реализованы. Так, в начале февраля ТМК и ММК подписали меморандум о стратегическом сотрудничестве и обсудили перспективы использования продукции Магнитки для освоения новых видов труб на заводах ТМК, включая поставки широкого листа для труб большого диаметра, сообщили пресс-службы компаний.

Главным «оружием победы» отечественных производителей должна стать модернизация мощностей. По данным ФРТП, за последние пять лет в техперевооружение трубной промышленности инвестировано 1,6 млрд долларов. Особенно выделились лидеры рынка. За прошлый год внушительных результатов в наращивании ресурсной базы добилась ТМК: в эксплуатацию были введены две машины непрерывного литья заготовки, каждая мощностью 1 млн тонн стали в год — на Северском трубном и на Таганрогском металлургическом заводах. По итогам 2006 года компания произвела 2,15 млн тонн стали. По данным ТМК, в 2007 году она будет на 90% обеспечена собственной заготовкой. О планах строительства сталеплавильного производства мощностью 1,1 млн тонн в год заявила и Группа ЧТПЗ. «Компании модернизируют производство, что позволит им достичь уровня мировых аналогов, кроме того, развивают собственные мощности по производству штрипса и трубной заготовки. Таким образом, они снижают издержки и в перспективе смогут конкурировать по цене с украинцами», — прогнозирует Дмитрий Парфенов. С развитием мощностей трубники оптимизируют затраты на производство, снизят и без того невысокую себестоимость (у мировых лидеров трубной промышленности она составляет около 1 тыс. долларов за тонну продукции, а у отечественных — в среднем 600 — 700 долларов).

По прогнозам участников рынка, к 2050 году благодаря росту конкурентоспособности доля российских производителей труб на мировом рынке вырастет с нынешних 7,7% до 12%. Тогда отечественный трубпром сможет не опасаться ни украинцев, ни китайцев. Ему придется столкнуться с более серьезными игроками — японцами и немцами, традиционно занимающими лидирующие позиции на мировом рынке труб. Какой в конечном итоге будет структура мирового рынка, судить пока рано. Несомненно одно: идущая модернизация производственных мощностей российских заводов станет одним из факторов, ее определяющих.

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №9 (272) 5 марта 2007
    Безопасность авиаперевозок
    Содержание:
    Русский бизнес
    Русский бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама