К автомату с пистолетом

Русский бизнес
Москва, 11.03.2013
«Эксперт Урал» №10 (547)
Крупные нефтяные компании внедряют автоматические АЗС для расширения розничных сетей. Шаг вынужденный — в регионах с высокой емкостью рынка мест для стандартных заправок почти не осталось

Фото: Андрей Порубов

АНК «Башнефть» заявила о намерении к 2015 году более чем вдвое увеличить долю на рынке розничного и мелкооптового сбыта нефтепродуктов Свердловской области — с 8 до 20%. «Наша цель — через три года продавать до 80% бензина и дизельного топлива, производимых на заводах компании, через собственные розничные и мелкооптовые активы. Поэтому мы стремимся развивать присутствие в соседних с Башкирией регионах», — пояснил на пресс-конференции вице-президент Башнефти по региональным продажам Дмитрий Панюков. Расширять розничную сеть на Среднем Урале компания начала за счет строительства новых автоматических АЗС (ААЗС): в конце 2012 года она запустила сразу четыре таких в Екатеринбурге и Каменске-Уральском, в этом планирует ввести в строй еще как минимум три. Инвестиции в каждую в среднем составляют от 18 до 21 млн рублей.

Вкладывают в строительство ААЗС на территории Большого Урала и другие российские ВИНК. ЛУКойл за два года запустил в Перми три такие заправки и планирует в ближайшее время построить еще одну. Татнефть в 2012 году ввела первую в Удмуртии автоматическую АЗС в Ижевске.

О развитии сети на Урале за счет автоматов задумались и в Газпром нефти: в 2014 году планируется построить несколько заправок в Челябинской области. Основной аргумент — дешево и быстро.

Постепенная автоматизация

В мире мини-АЗС известны уже более 30 лет, в России первые автоматы появились лишь в 2001 году в Санкт-Петербурге с подачи финской Neste. На Урале первой была екатеринбургская ГП «СКОН»: в 2005-м ее собственники разработали свой формат автоматических АЗС и вывели их на рынок Свердловской области. Тем не менее для большинства регионов страны они в диковину. «Сегодня в целом по стране ААЗС насчитывается лишь около 200. Наиболее активно в этом направлении развиваются Центральный, Северо-Западный и Южный регионы», — рассказывает руководитель ООО «Саллес» Денис Лужецкий.

В первую очередь автоматы строят крупные нефтяные компании. Так, Сургутнефтегаз за последние несколько лет с полдесятка открыл в Калининградской области, Газпромнефть — восемь в Москве и Петербурге, в планах — еще несколько, причем, как пояснили в пресс-службе компании, только в столице до конца 2015 года в результате реконструкции 33 из 68 АЗС станут автоматическими. Татнефть развивает сеть автоматов преимущественно в домашнем регионе: за 2012 год в Татарстане построены две ААЗС, в перспективе — четыре новых и реконструкция десяти низкорентабельных стационарных. Активнее других в регионах строит автоматы ЛУКойл: их география охватывает как Северо-Западный, Центральный, так и Приволжский федеральный округ. Об интересе к мини-АЗС заявляли в ТНК-ВР и Роснефти, последняя хотела начать со Свердловской области, чтобы к 2015 году создать здесь сеть из 23 таких заправок, но как будут реализовываться эти планы, не понятно: компании в процессе слияния бизнесов, им пока не до развития розницы в регионах.

Интерес к автоматам проявляют и владельцы независимых автозаправочных сетей. Так, пермская ФПГ «Нефтехимпром» (сеть из 30 АЗС) пару лет назад поставила одну такую ААЗС в Березниках. Другой крупный игрок на розничном рынке нефтепродуктов Пермского края ООО «Феникс Петролеум» (28 АЗС) оценивает различные варианты развития, в том числе и за счет ААЗС: «Участки у нас под них есть. Под автоматы можно переделать и старые заправки, которые все равно необходимо реконструировать».

Сдачи не дает

— Развитие и урбанизация территорий в крупных городах и мегаполисах постепенно приводит к сокращению мест, на которых возможно строительство АЗС традиционного типа. Вместе с тем увеличивающийся транспортный поток и концентрация автомобилей ведут к росту потребления, — обосновывает стремление к автоматизации генеральный директор ООО «ЛУКойл — Пермнефтепродукт» Владимир Дмитриев.

Площади для ААЗС требуется на порядок меньше, чем для многофункциональной заправки: 200 — 300  кв. метров против 2000 — 3000, продолжает начальник отдела АЗС управления реализации нефтепродуктов Татнефть Рим Рафиков. А инвестиции — в три-четыре раза ниже, чем в одну полноформатную стационарную заправку.

ААЗС интересны компаниям и для минимизации издержек. Как отмечают в Башнефти, с точки зрения затрат на тонну продаж автомат намного эффективнее стационарных заправок. Эксплуатационные затраты в два раза ниже: в случае с автоматом один оператор может следить за работой сразу шести мини-АЗС, а на каждую стационарную операторов нужно как минимум четыре; меньше затраты на электроэнергию и коммунальные услуги. Увеличивается пропускная способность АЗС: у различных компаний средняя длительность процесса заправки на автомате составляет 2 — 4 минуты с учетом подъезда и отъезда клиента.

Но для активного распространения мини-АЗС в регионах есть несколько препятствий. Во-первых, отмечают участники рынка, несмотря на все перечисленные достоинства, сильно сэкономить на обслуживании не получится: группа сотрудников все равно должна посещать такие заправки минимум два раза в день — при сливе топлива с бензовоза и инкассации выручки. Высоки и риски вандализма. По мнению экспертов, размещение таких объектов возможно только в городах с расчетным временем прибытия полиции 5 — 10 минут.

Во-вторых, необходимо чтобы не только продавец нефтепродуктов, но и городская администрация были заинтересованы в выделении участков под мини-АЗС. «Сегодня очень сложно поучить разрешение на строительство на выгодном месте — власти города далеко не всегда идут навстречу. А ставить автомат где попало не имеет смысла», — рассказывает генеральный директор ООО «Уралконтрактнефть» (в собственности десять АЗС) Александр Русаков.

Неофициально участники рынка говорят, что автоматические АЗС продвигаются на рынке с большим трудом. Главная проблема — неготовность основной массы потребителей к такому формату. Так, Уралконтрактнефть была вынуждена пристроить к своей ААЗС операторский пункт, потому что клиенты требовали живого общения. «Практика показывает: если вы поставите на 500 кв. метрах мини-АЗС или маленькую компактную заправку с оператором, у последней объем прокачки будет в 4 — 5 раз выше, чем на безоператорной. Потребители зачастую не знают, как воспользоваться обычным банкоматом, что говорить об автоматической АЗС. Кроме того, людей отталкивает отсутствие возможности получить сдачу. Конечно, компании продумывают способы, как решить эту проблему, но пока народ к работе без оператора не очень готов. В результате проект мини-АЗС требует гораздо больше времени для окупаемости, чем может показаться на первый взгляд», — пояснили в одной из независимых сетей.

Но все участники рынка соглашаются: мини-АЗС — неизбежная перспектива для развития рынка. «Нормы по санитарно-защитным зонам для строительства АЗС постоянно ужесточаются, кадастровая стоимость земли и налог на нее растут. Поэтому с точки зрения экономики это интересное направление», — отмечают в «Феникс Петролеум». Кроме того, говорят участники рынка, Федеральная антимонопольная служба ограничивает повышение розничных цен на бензин. В этих условиях компаниям приходится искать новые способы сокращения издержек. А значит, нужно развивать культуру работы с банковскими картами, приучать людей к мини-АЗС. Тем более что прогресс есть: по данным одного из операторов рынка, сегодня уже каждая третья заправка проходит по карточке.

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №10 (547) 11 марта 2013
    ЖКХ
    Содержание:
    Реклама