Пора говорить об отраслевом образовании

Бизнес-образование
Москва, 07.10.2013
«Эксперт Урал» №40 (573)
— считает ректор Уральского государственного экономического университета, председатель Комитета по развитию профессионального образования и трудовым ресурсам Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Михаил Федоров

— Нынешнее положение в сфере образования в целом не устраивает подав­ляющее большинство и потребителей, и участников рынка. Являясь структурообразующим элементом образовательного пространства, высшая школа переживает серьезный кризис, основными проявлениями которого являются низкий уровень государственного финансирования высших учебных заведений и низкое качество преподавательского состава. Характер и острота вопросов, поднимаемых на регулярных встречах работодателей в рамках Комитета по развитию профессионального образования и трудовым ресурсам Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (работодателей), лишь подтверждают этот тезис. Системообразующие предприятия ведущих отраслей региональной экономики (черной и цветной металлургии, машиностроения, горнодобывающего комплекса, строительной отрасли и т.п.) уже не надеются лишь на высшую школу и ищут различные альтернативные пути решения собственных кадровых задач. Прежде всего — с точки зрения повышения качества практической подготовки специалистов, «заточенных» под потребности конкретных бизнесов и групп бизнесов.

Это создает богатое поле для развития уральского рынка дополнительного образования. Обучение и повышение квалификации руководителей и квалифицированных специалистов, прежде всего технического профиля, востребовано теперь и будет востребовано в ближайшем будущем. Более того, отдельные крупные компании, логически развивая идею дообучения востребованных кадров, запускают собственные образовательные проекты — масштабные учебные центры и даже корпоративные университеты.

Однако мне кажется совершенно очевидным, что ни инициативы отдельных работодателей, ни успехи, которых добились на ниве дополнительного образования за последние годы коммерческие учебные центры, не способны закрыть образовавшиеся в результате кризиса системы высшего образования бреши.

Решение этих проблем требует серьезного обновления самой архитектуры образовательного процесса. Пора говорить об отраслевом образовании, суть которого лучше всего отражает так называемый кластерный подход. Я активно продвигаю этот принцип и не раз подчеркивал, что запуск и развитие инновационно-образовательных кластеров, созданных по отраслевому принципу, позволит достичь главного: соединить интересы всех заинтересованных сторон — бизнеса, науки, образования, государства и институтов гражданского общества — в рамках единой системы обмена задачами, ресурсами и достижения общего результата. Образовательную систему нужно выводить из вакуума абстрактного госзаказа и ставить на рельсы отраслевого государственно-частного партнерства и развития в тесной связи с экономикой и запросами общества.

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №40 (573) 7 октября 2013
    Инвестиционная активность
    Содержание:
    Реклама