Экономика


Плюс на минус

2014

Нынешняя ситуация на рынке лизинга отличается тем, что в отрасли нет явного драйвера. Но и резкого спада не предвидится, прогнозирует руководитель представительства компании «Эксперт-Лизинг» в Екатеринбурге Анастасия Ротарь

— Анастасия, какие факторы будут оказывать влияние на развитие рынка лизинга в текущем году?

— Год будет непростым, потому что экономика страны в целом не растет. Сказываются и внешние геополитические игры с санкциями против России. Это не добавляют оптимизма российскому бизнесу. В лизинговой отрасли есть своя спе­цифика. Розничные сделки (объемом до 50 млн рублей) заключаются в основном в части приобретения транспорта, оборудования. Объектом лизинга крупных сделок, которыми занимается ограниченный перечень федеральных компаний, выступает железнодорожный транспорт, самолеты, большие объекты недвижимости, комплексы оборудования. Здесь тенденции на поверхности: спрос на ж/д транспорт упал, на авиатехнику близок к насыщению, соответственно эти участники рынка переключаются на сделки по недвижимости и оборудованию. Но поскольку показатели прироста или спада объемов продаж именно этих нескольких крупных федеральных игроков и делают «погоду» в общероссийских рейтингах лизинговых компаний, следует ожидать статистического спада объемов на рынке лизинга по итогу 2014 года. Возможно, будут небольшие колебания около 0%. В лизинговых компаниях, которые занимаются в основном розничными сделками, ситуация, думаю, будет чуть лучше за счет диверсификации.

— Есть ли, на ваш взгляд, в лизинговой рознице явные драйверы?

— Основной рынок розничных лизинговых компаний — это легковой, коммерческий и грузовой транспорт, спецтехника, не очень крупные сделки по оборудованию и объектам недвижимости. Судя по статистике, по легковому транспорту в этом году наблюдается спад продаж на 7 — 10% в сравнении с прошлым годом. Но это некритично и приводит лишь к усилению конкуренции за счет размеров аванса, размера удорожания, перечня документов. Грузовой транспорт, по моим ощущениям, просел даже больше, чем легковой и коммерческий. Пока он выглядит более пессимистично, на рынке грузоперевозок резко упала доходность и многие грузоперевозчики уходят. Это означает, что они выставляют свои машины на продажу и останавливают сделки по приобретению новых. Но опять же это не повальная тенденция, сделки все равно идут, хоть и в меньшем объеме. А вот рынок оборудования жив — спрос даже больше, чем в прошлом году. Еще один розничный сегмент — лизинг недвижимости — отличается разовыми сделками, объектами которых выступают в основном офисные здания и помещения. Пока такие объекты в продаже есть, да и строительство новых офисных центров продолжается, спрос на лизинг будет: строительная отрасль чувствуют себя неплохо. Так что явного драйвера в экономике для лизинга не видно, но и застоя нет: основные фонды все равно изнашиваются и подлежат замене. В перспективе, мы считаем, положительное влияние окажет строительство газопровода «Сила Сибири», которое должно дать толчок к развитию строительных и подрядных организаций.

— Чувствуется ли сейчас необходимость менять стратегии компаний?

— Мы никаких глобальных изменений не планируем, у нас и так достаточно консервативный подход к оценке рисков. Мы заложили в план на этот год небольшой рост объемов, выполним его за счет диверсификации. Не исключаем, что продолжим развитие сети представительств в регионах, которое идет уже несколько лет. По крайней мере, мы от этих планов не отказываемся.

«Эксперт Урал» №27 (607)



    Реклама

    Качество научных исследований как фактор продвижения университетов на мировой арене

    Аналитический центр «Эксперт» начал подготовку второго Рейтинга факультетов. Уникальность рейтинга состоит в том, что объектом ранжирования стали позиции российских вузов в узких предметных областях




    Реклама