Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Экспортируй легко

2017

Власти Свердловской области стремятся сделать внешнеэкономическую деятельность доступной большинству предпринимателей

Свердловская область станет пилотным субъектом РФ, где будет внедрен региональный стандарт стимулирования экспорта: соглашение с Российским экспортным центром достигнуто на Иннопроме-2017. В числе обязательного набора мер такого стимулирования предусмотрено принятие на уровне региона экспортной стратегии. В Свердловской области паспорт приоритетного регионального проекта по развитию экспорта утвержден в апреле этого года. Рассказывает руководитель проекта, министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Андрей Соболев.

Картина для бизнеса

— Андрей Олегович, что предусматривает региональный проект развития экспорта?

— Сегодня под лозунгом развития высокотехнологичного экспорта на федеральном уровне внедряется комплекс мер по поддержке экспортеров. Речь идет не только о деньгах, но и о расширении линейки услуг, предоставляемых Российским экспортным центром и его подразделениями в субъектах Российской Федерации.

Свердловская область — регион с развитыми хозяйственными связями, наша экономика зависима от развития внешней торговли. Мы считаем важным расширение географии торговых партнеров, а также вовлечение в экспортные поставки высокотехнологичной продукции малых и средних предприятий. По ряду исследований, за рубежом на долю этого сегмента приходится около 80% экспорта. У нас весьма оптимистичной кажется цифра в 20%.

В 2012 году губернатор Евгений Куйвашев подписал с министерством экономического развития России соглашение о сотрудничестве во внешнеэкономической сфере. В качестве основного инструмента стимулирования регионального экспорта нам было предложено разработать паспорта внешнеэкономических проектов, подразумевающие составление схем взаимодействия между региональным правительством, Минэкономразвития, торговыми миссиями России за рубежом и собственно теми предприятиями, чьи товары и услуги планировалось продвигать за рубеж. Уже на тот момент, по результатам взаимодействия в формате реализации внешне­экономических проектов, мы получили исключительно позитивный опыт, поскольку это позволило свердловским предприятиям проанализировать зарубежные рынки и вывести свои товары на прямые экспортные поставки. На наш взгляд, одним из наиболее значимых внешнеэкономических проектов, реализованным под эгидой Российского экспортного центра, стали поставки локомотивов машиностроительным холдингом «Синара — Транспортные машины» на Кубу.

Но крупные уральские предприятия за рубежом работают давно и успешно, а акцент нашего взаимодействия с бизнесом — вывод на внешние рынки инновационной продукции прежде всего малого и среднего бизнеса. Приведу примеры из этой сферы. Екатеринбургское НПО «БиоМикро­ Гели» — производитель и разработчик экологичных моющих и чистящих средств — получило уже 15 патентов в 19 странах. ИТ-компания iRidium Mobile из Нижнего Тагила продала лицензии на использование своего программного продукта по управлению «умным домом» в 72 страны.

Мы хотим, чтобы как можно больше наших предпринимателей имели детальную картину того, какие услуги они могут получить для реализации своего экспортного потенциала. Исследование Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей показало, что 44% опрошенных бизнесменов ощущают острый дефицит такой информации, 33% респондентов испытывают трудности с получением банковских и иных гарантий, 28% заявили о проблемах с финансированием расходов по экспортным контрактам. Между тем эти меры довольно полно представлены на федеральном и региональных уровнях. Поэтому важной задачей мы видим повышение уровня информационного обмена между Российским экспортным центром, проектным офисом по развитию экспорта и нашим бизнесом.

 

Импорт определяет модернизация уральских предприятий 019_expert_ural_29-1.jpg
Импорт определяет модернизация уральских предприятий
География торговли равномерно распределена по частым света 019_expert_ural_29-2.jpg
География торговли равномерно распределена по частым света
Поставки диверсифицированы, но доля высокотехнологичной продукции пока небольшая 019_expert_ural_29.jpg
Поставки диверсифицированы, но доля высокотехнологичной продукции пока небольшая

Открыть матрешку

— Утверждение паспорта приоритетного регионального проекта «Развитие экспорта Свердловской области» стало отправной точкой для деятельности проектного офиса. Какой у него будет функционал?

— Перед региональным проектным офисом по развитию экспорта на 2017 год поставлены две амбициозные задачи. Первая — выработать консолидированную позицию по реализации в нашем регионе пилотной системы вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза. Речь идет о предоставлении сведений для подтверждения нулевой ставки по НДС в электронной форме, заменяющей бумажные документы. К 1 июля этого года мы во взаимодействии с Уральским таможенным управлением направим соответствующее обращение в адрес министерства финансов Российской Федерации.

Вторая задача — разработать и принять стратегию развития экспорта товаров и услуг Свердловской области до 2030 года. К ее созданию привлечены аналитический центр «Эксперт», Институт экономики УрО РАН, региональные бизнес-объединения и участники внешнеэкономической деятельности. Мы проводим анализ международных рынков с целью определения перспективных экспортных ниш и производственных возможностей наших предприятий, географических направлений для экспорта. Планируем до конца 2017 года разработать этот важный документ и его принять.

Следующим ключевым для нас шагом станет создание в 2018 году регионального центра поддержки экспорта. Сегодня действует международный центр Свердловского областного фонда поддержки промышленности, который в части поддержки экспортеров охватывает лишь малое и среднее предпринимательство. Но мы намерены создать более полноценную институцию, которая оказывала бы услуги и крупному бизнесу, а кроме того, расширила бы спектр оказываемых услуг. Помимо традиционных отраслей промышленности, мы должны способствовать выводу на международный рынок и технологически новых продуктов, спрос на которые в текущий момент находится только в процессе формирования. Это непростая задача, которую мы хотим решить вместе с экспортерами и нашей наукой. Кстати, производим мы не только товары, но и услуги. Недавно на федеральном уровне утвержден паспорт экспорта услуг в сфере образования. Подобные документы являются для нас определенными схемами построения деятельности на региональном уровне, в частности в содействии экспорту образовательных услуг.

— О каких новых экспортно ориентированных отраслях и географических направлениях можно говорить?

— Логично использовать направления Национальной технологической инициативы — долгосрочной комплексной программы по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15 — 20 лет. Исходя из уже существующих в Свердловской области компетенций, можно выделить такие направления, как EnergyNet (рынок сервисов интеллектуальной энергетики, системы производителей и потребителей энергии); NeuroNet (рынок информационного обмена следующего поколения, продукты и сервисы которого основаны на знаниях о мозге и направлены на расширение ресурсов мозга); TechNet (рынок передовых производственных технологий).

В паспорте нашего регионального проекта по развитию экспорта мы наметили основные экспортные направления. Прежде всего это продукция железнодорожного машиностроения, авиастроения, химической промышленности.

Планируем ориентироваться на развивающиеся рынки. Важным подспорьем для нас станет ренкинг перспективности стран, который сегодня составляет Российский экспортный центр: он дает детализированную информацию о странах, наиболее интересных для наших экспортеров, в том числе из сферы малого и среднего бизнеса.

— Насколько эффективным вы считаете использование международных платформ электронной коммерции для представления потенциала свердловских предприятий?

— Это очень перспективно. Такие электронные площадки, как Alibaba, eBay, Amazon и другие, позволяют продавать продукт конечным покупателям по моделям B2C, С2С, а также заключать оптовые сделки по принципу B2B. Стоит отметить опыт отечественной платформы для торговли продуктами питания в Китае Dakaitaowa (кит. «открой матрешку»): проект со 100-процентными российскими инвестициями объединил ресурс логистической и складской инфраструктуры с опытом практической оптовой и розничной реализации поставляемого товара в КНР. Платформа интегрирована в китайские электронные таможенные порты, а также в программы складской и транспортной инфраструктуры и платежные системы. Для наших экспортеров, особенно для малого и среднего бизнеса, электронные торговые площадки могут стать очень важным инструментом для вывода продукции за рубеж и расширения географии поставок и объемов экспортной торговли. 

Поставки диверсифицированы, но доля высокотехнологичной продукции пока небольшая
Импорт определяет модернизация уральских предприятий
География торговли равномерно распределена по частым света
«Эксперт Урал» №29-32 (736)



    Реклама



    Реклама