Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей

Информация — двигатель торговли

2017

Доля выхода на внешние рынки российский бизнес должен активно участвовать в масштабных международных выставках, чтобы сравнивать качество своей продукции с зарубежной. Тогда он сам поймет, где нужно приложить усилия, а где — просто больше пропагандировать свои сильные стороны

 Отношения между Россией и Японией в экономической сфере сейчас развиты не настолько, насколько они имеются у Японии с азиатскими и западными странами. Основная причина — японские предприниматели до сих пор не очень хорошо знают российский рынок. В основном компании, которые до сих пор имели бизнес-отношения с Россией, представляют энергетический сектор.

В мае прошлого года премьер-министр Японии Синдзо Абэ предложил президенту России Владимиру Путину план сотрудничества, в котором значились такие пункты, как диверсификация российской промышленности, повышение производительности труда, сотрудничество предприятий малого и среднего бизнеса. Мне кажется, для многих японских компаний это стало сигналом, который заставил задуматься о том, что среди российских бизнесменов стоит искать партнеров.

Нам, организации JETRO, представляется, что совместному бизнесу необходимо пройти три этапа, прежде чем он будет отлажен. На первом этапе важно рассказать японским бизнесменам о состоянии деловой среды в России. На втором — им нужно съездить в Россию, посмотреть своими глазами на то, что здесь происходит. И третье — бизнесменам Японии и России необходимо встречаться, искать контрагентов.

Мы уже приложили усилия для прохождения первого этапа. С октября прошлого года в различных регионах Японии проведены 16 семинаров, на которых мы рассказывали бизнесменам о деловой среде в России. Иннопром — это второй и третий этапы для тех японских предпринимателей, которые смогли сюда приехать. Всего мы привезли и представили в нашем павильоне на Иннопром стенды 168 компаний, в числе которых 89 компаний представляют малый и средний бизнес. Многие из японских бизнесменов приехали в Россию впервые. Надеемся, это будет важным шагом в выстраивании отношений.

Российско-японские бизнес-связи интересно сравнить с китайско-японскими, ведь у Японии непростые политические отношения с Китаем, также ведется спор за острова. Тем не менее наш торговый оборот с Китаем в разы больше, чем с Россией. Чем это можно объяснить? Во-первых, у японских предприятий уже очень большая история деловых отношений с Китаем. У многих японских компаний уже давно имеются производственные базы в Китае, там можно добиться выпуска продукции с достаточно высоким уровнем качества. И фактически большая часть огромного японо-китайского товарооборота — это товарооборот между японскими компаниями и их «дочками» в Китае. Во-вторых, Китай просто почти в десять раз больше по населению, чем Россия, отсюда и более масштабные объемы торговли.

Насколько я понимаю, перед Россией стоят сейчас глобальные задачи ухода от сырьевой энергозависимости, развития материального производства, повышения качества продукции и выхода на внешние рынки. Японские предприятия могли бы много чего предложить по данным направлениям сотрудничества. Это станки и технологии, которые позволяют выпускать высококачественную продукцию, это определенные компетенции в области менеджмента и новые бизнес-модели, лицензионные производства в России. Мне кажется, мы могли бы посодействовать в сфере как производства более высококачественных товаров, так и передачи компетенций.

Наша организация уже немолодая, ей больше 50 лет. Мы занимались тем, что способствовали развитию экспорта путем участия в различных мероприятиях на всех континентах и во всем мире. Участвуя в мероприятиях, подобных Иннопрому, мы везде продвигали японский бренд. Я думаю, что по мере того, как российский бизнес будет участвовать в подобных мероприятиях за рубежом, у предпринимателей начнет складываться более четкое осознание того, как соотносятся по качеству российская и зарубежная продукция. Они сами поймут, где нужно приложить определенные усилия, чего им не хватает, а где — просто больше пропагандировать свои сильные стороны.

Налаживание экспортного производства — дело будущего. Японские технологии и российские производственные мощности в сумме, наверное, дадут какое-то количество примеров, когда появится продукт, имеющий экономический смысл его экспортировать.

Я не владею подробной информацией о государственной системе поддержки экспорта в России, но думаю, что в настоящий момент японские предприятия напрямую не смогут использовать эту систему для организации совместных производств в вашей стране с целью экспорта продукции в третьи страны. Но хотелось бы, чтобы предприятия с японским капиталом, уже работающие в России, тоже были подключены к этой системе.

«Эксперт Урал» №29-32 (736)



    Реклама

    «Мы научились быть конкурентными…»

    Андрей Рязанов, Генеральный директор Завода электротехнической арматуры


    Реклама