• USD Бирж 1.09 +10.02
  • EUR Бирж 12.57 +86.35
  • CNY Бирж 28.51 --15.93
  • АЛРОСА ао 80.54 -0.54
  • СевСт-ао 1972.4 -0.2
  • ГАЗПРОМ ао 157.51 -0.26
  • ГМКНорНик 153.12 -0.22
  • ЛУКОЙЛ 7680.5 +-10.5
  • НЛМК ао 251.98 +-0.52
  • Роснефть 594.75 -2.2
  • Сбербанк 321.48 +-0.7
  • Сургнфгз 34.095 -0.16
  • Татнфт 3ао 747.5 +-0.6
  • USD ЦБ 90.99 90.92
  • EUR ЦБ 98.78 98.9
20 лет истории
Cобытия

Есть ли жизнь на обочине

Города
Есть ли жизнь на обочине
Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
Накануне майских праздников правительство РФ утвердило концепцию развития автомобильного туризма до 2035 г. Пока это лишь общий взгляд на многофункциональные зоны отдыха для водителей, да и их создание в современных условиях выглядит проблематично. Но за предстоящие 11 лет создатели концепции планируют сломать административные барьеры и создать реально конкурирующую с придорожными шалман-шашлычными инфраструктуру.

Остановиться негде

Президент России Владимир Путин поручил разработать концепцию развития автотуризма ровно год назад, по итогам совещаниями с членами Правительства 2 мая 2023 г. Это документ верхнего уровня, согласованный со Стратегией развития туризма Российской Федерации на период до 2035 г., национальными целями, проектами «Туризм и индустрия гостеприимства», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», транспортной стратегией и пр. Реализация концепции разделена на два этапа. На первом, с 2024 по 2025 гг., будет разработана программа развития автомобильного туризма с планом мероприятий и целевыми показателями, а также интерактивная карта с автомобильными маршрутами, в том числе пилотным Санкт-Петербург — Владивосток, и указанием на карте объектов туристической инфраструктуры и дорожного сервиса. Реализация концепции будет происходить на втором этапе, с 2025 по 2035 гг. Главным разработчиком Концепции стало Минэкономразвития России.

Еще в ходе подготовки документа, в августе 2023-го, при участии премьера Михаила Мишустина состоялась стратегическая сессия по вопросам развития дорожной инфраструктуры в России. «В ходе этого мероприятия члены рабочей группы „Логистика“ отметили, что 72% автотуристов сталкиваются с типовыми проблемами в пути: нехватка АЗС, автосервисов, точек питания, мест размещения и площадок для отдыха, — рассказал „Эксперту“ генеральный директор корпорации Туризм.РФ Сергей Суханов. — Менее 1% объектов дорожного сервиса могут предоставить комплексный продукт для туриста. На дорогах госкомпании „Автодор“ инвесторами уже создано 80 многофункциональных зон, и их уровень соответствует лучшим мировым практикам. Однако на бесплатных дорогах, которые обслуживают до 90% трафика, многофункциональные комплексы практически полностью отсутствуют. Для сравнения: в США их около 7 тысяч».

Есть ли жизнь на обочине
Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

Гарантии инвестиций

Многофункциональна зона или МФЗ — это земельный участок, на котором располагается как минимум два объекта дорожного сервиса или ОДС, то есть те самые АЗС, автосервисы, точки питания, места размещения и площадки для отдыха. Но в иерархии целей Концепции более высокое место занимает синхронизация действующих и предложение новых мер государственной поддержки развития автотуризма.

Корпорация Туризм.РФ и «Автодор», активно включенные в это развитие, еще в 2022 году в рамках ПМЭФ подписали соглашение о партнерстве в части развития многофункциональных зон и строительства мотелей. Проделанная с тех пор работа с региональными органами власти и потенциальными инвесторами позволила выявить целый ряд проблем.

«Практически все предлагаемые под проекты земельные участки имеют ограничения, либо обременения, что не позволяет быстро построить мотель там, где он требуется или просто исключает такое строительство, — рассказывает Сергей Суханов. — Присоединение к магистральной инженерной инфраструктуре, которая, как правило, отсутствует, означает колоссальные затраты для инвестора». Но ведь отсутствуют и гарантии капиталовложений. Что, например, нужно делать при расширении дороги с построенным в границах ее землеотвода объектом? Сносить? Переносить? Но одно дело перенести небольшой магазин и совсем другое — мотель.

Впрочем, в любом случае, главное — экономика проекта. По словам Сергея Суханова, капитальные затраты на строительство мотеля в составе МФЗ на 30–40 номеров — это 200–300 млн руб. Его срок окупаемости без господдержки — 10–15 лет, внутренняя норма прибыли — не более 11%. При наличии господдержки в форме льготного кредита и компенсации затрат на подведение обеспечивающей инфраструктуры финансовая модель проекта сразу становится привлекательной: срок окупаемости МФЗ может снизится до 6 лет, при этом внутренняя норма прибыли вырастет до 20%.

Однако существующие меры поддержки, например, в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», не применяются для небольших гостиниц на 50 и менее номеров: льготы ориентированы на объекты размещения от 120 номеров, которые вдоль дороги просто не нужны.

В развитии придорожного сервиса в Туризм.РФ намерены сфокусироваться на трех ключевых инициативах, направленных на динамичное создание средств размещения для автотуристов:

  1. Упрощенный порядок перевода земель под гостиничную инфраструктуру в зоне тяготения к автодорогам;
  2. Целевая субсидия на компенсацию затрат на обеспечивающую инфраструктуру;
  3. Предоставление целевых льготных кредитов.

В портфеле Туризм.РФ есть комплексные проекты, которые не примыкают непосредственно к дороге, а находятся в так называемой зоне тяготения. Например, в Рамонском районе Воронежской области, в деревне Ямань, что в 3 км от федеральной трассы М4, начато строительство туристического комплекса «ЯМАНЬ SPA Resort» на 400 номеров со спа-центром, бассейном, культурно-развлекательной инфраструктурой и парковками на 477 мест. В радиусе до 30 км находятся музей «Дворец Ольденбургских», природный геологический памятник «Урочище Кривоборье», парк отдыха «Сити-парк „Град“» с океанариумом и аттракционами. Открытие гостиницы планируется уже в 2025 г.

Есть ли жизнь на обочине
Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

Придорожный стандарт

Под крупные гостиницы легче получить кредиты, но и вложения в такие проекты требуются значительные. Кроме того, чем больше отель, тем выше соотношение нежилой площади по отношению к номерному фонду, который и приносит основной доход. Создателям новой сети мотелей «ЗАhotel» удалось снизить этот показатель до 1,67, то есть площадь нежилых помещений превышает площадь номеров немногим более, чем в полтора раза. «Мы долго работали над планировкой и сделали всё, чтобы проект стал экономичным, — рассказал „Эксперту“ Александр Егай, исполнительный директор группы „ТриА Девелопмент“, развивающей сеть „ЗАhotel“. — Во всех мотелях по 49 номеров. Когда их меньше 50, гостиница считается малым средством размещения и для нее не требуются дополнительные общественные пространства. Мы обеспечиваем питание в режиме 24/7, но кухни нет: это не только лишняя площадь, но и около 80% всех трудозатрат для гостиницы. Мы используем замороженные продукты. Меню везде одинаковое. Да, такая еда не так вкусна и изысканна, как приготовленная с ножа, но готовить с ножа на трассе — дело рискованное, а качественными замороженными продуктами практически невозможно отравиться. И не забывайте, что в большинстве сетевых городских кафе примерно 80% продуктов — тоже замороженные».

Безусловно, проект получился спартанским, однако его главная задача — перенести комфорт городского отеля на дорогу, обеспечив здоровый сон гостей и безопасное размещение транспорта. Причем безо всякой государственной концепции. Чтобы этого добиться, под проект сразу же начали разрабатывать стандарт. Прежде всего — ценовая политика. «ЗАhotel» работает под девизом «ночевка по цене заправки»: стоимость номера составляет порядка 4 тыс. руб.

«К стандартизации мы стремимся еще и потому, что со временем рассчитываем развиваться за счет франшизы, — говорит Александр Егай. — У нас в планах строительство 200 гостиниц, и мы просто физически сами эти планы реализовать не сумеем. К тому же, сеть придорожных гостиниц, особенно с ночевкой по цене заправки, становится в принципе окупаемой, только когда включает не менее 10 отелей».

По собственным исследованиям «ТриА Девелопмент», 67% автомобилистов хотели бы ночевать в гостиницах, потому что ездят на расстояния больше 1000 км. Около 35% респондентов не хотели бы заезжать в город, потому что это потеря времени, и потом, при въезде нужно сбросить скорость, так как резко меняется освещенность — и на фоне усталости риск аварии многократно увеличивается. Этот риск повышает и усталость сама по себе. В идеале отдыхать нужно каждые 2 часа, а мотели должны располагаться с шагом 300–400 км.

Однако развитие автомобильного туризма — это еще и социальная миссия. Если уж оглядываться на США с их 7 тысячами МФЗ, то надо вспомнить и о том, что мотели начали бурно строиться во времена Великой депрессии и многих просто спасли. Чтобы найти работу, людям нужно было постоянно переезжать с места на место, за ними следовали коммивояжеры. Именно тогда популярная трасса 66 стала главной улицей Америки и получила свое уважительное название Mother Road — Мать-дорога. Так что сегодня речь идет не только об отдыхе и новом уровне комфорта, речь о выходе России на новый уровень социальной и трудовой мобильности.

Материалы по теме:
Города, 15 фев 19:24
Определены разработчики схем развития для туристических макрорегионов
Города, 1 фев 17:20
В городах-миллионниках снижается обеспеченность торговыми площадями
Города, 30 янв 14:50
Как праздничные мероприятия помогают развить инфраструктуру и привлечь туристов
Города, 7 дек 19:40
В Казани завершил работу международный архитектурно-строительный форум «Казаныш»
Свежие материалы
Инвесторы порадовались банкам
Финансы,
Рынок акций вышел из коридора
Город меняется с возрастом
Города,
С чего начинается развитие благоприятной среды
Ван Бинь: «Китайско-российские отношения выстраданы тяжелым трудом»
Мнения,
Взгляд на сотрудничество между странами