Карма vs дивиденды
В ближайшие десятилетия европейскую цивилизацию настигает неизбежная «демографическая карма», в то время как страны Глобального Юга, напротив, смогут получить «демографические дивиденды», то есть ускорение экономического роста из-за увеличения населения в трудоспособном возрасте, отмечает демограф Игорь Ефремов. Среди стран—бенефициаров этих процессов будут Индия, Бангладеш, Филиппины, Индонезия, Турция, Аргентина, Колумбия, Мексика. Государства, которые сильнее всего пострадают, — Италия, Украина, Молдова, Грузия, Болгария, Сербия, Литва, Латвия, Польша, Румыния, Македония. Впрочем, европейскими государствами проблемная зона не ограничивается: тяжелое положение на горизонте ближайших десятилетий будет также в ряде стран Азии: Японии, Корее и Китае, где уже по итогам 2025 года рождаемость оказалась на исторических минимумах.
Ситуация, когда в одной части мира происходит демографический взрыв, а в другой в лучшем случае стагнация, не нова для человечества, указал Ефремов. Это просто очередная, завершающая стадия глобального демографического перехода — длительного периода снижения рождаемости и смертности, в результате чего меняется тип воспроизводства населения и стабилизируется его численность.
«Развитые страны, которые начали демографический переход первыми примерно 150–250 лет назад, тоже какое-то время находились в состоянии демографического взрыва. В результате произошел вынужденный сброс лишнего населения вовне — массовая колонизация планеты европейцами», — отметил Ефремов. В колонизируемых странах демографический переход тогда еще не начался: высокая смертность не давала населению расти и не позволяла местным не то что эмигрировать, а даже просто полностью освоить и заселить собственные земли, пояснил эксперт. Теперь пришел их черед: если в Европе демографический взрыв закончился в XX веке, то в развивающихся государствах это произойдет только к концу нынешнего столетия, ожидает Ефремов.
По прогнозу ООН, в ближайшие 30 лет наибольший прирост рождаемости произойдет в странах Субсахарской Африки (Эфиопии, Кении, ЮАР и т. д.) — в 2054 году число рождений там вырастет на 22% к уровню 2024 года. В Австралии и Новой Зеландии показатель увеличится на 7%, в странах Северной Африки и Ближнего Востока — на 4%. В то же время в Центральной и Южной Азии количество родившихся сократится на 13%, в Европе и Северной Америке — на 4%.
Демографические сдвиги обернутся тем, что потенциал людей, желающих и имеющих возможность мигрировать из бедных стран в богатые, будет расти, полагает Ефремов. Но катастрофы в этом нет, особенно учитывая, что европейская культура легко ассимилирует мигрантов (как минимум начиная со второго поколения). Кроме того, развивающиеся страны быстро растут экономически. И некоторые из них — те, что сейчас пугают многих как источник наплыва приезжих, — уже через 20–30 лет могут сами стать целью международных мигрантов, так как перестанут быть «бедными», допускает эксперт.
Деглобализация и «сборочный» аутсорсинг
Демографические изменения повлияют в первую очередь на индустриальную географию: страны Юго-Восточной Азии и Африканского континента по мере роста населения, уровня его благосостояния и индустриализации будут стремиться к созданию собственного производства, прогнозирует заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков РАНХиГС Александр Абрамов. Такие производства будут ориентированы прежде всего на растущий внутренний спрос.
Кроме того, так как в странах Азии и Африки будет расти численность жителей в трудоспособном возрасте, следует ожидать переноса туда трудозатратных производств из государств с недостатком рабочей силы, прогнозирует главный экономист Института экономики роста им. П. А. Столыпина Борис Копейкин. Этот процесс активно происходит с 1990-х годов, следует из данных Goldman Sachs: под его влиянием с 1990 по 2022 год вклад развивающихся стран в мировое промышленное производство вырос примерно с 2% до 7%.
Впрочем, в последние годы процесс переноса застопорился. В будущем возможен противоположный тренд: возвращение промпредприятий в страны с более локализованными цепочками поставок.
«Бенефициарами релокации заводов станут организации производственного аутсорсинга. Например, компании контрактного производства в сфере электроники и дизайна, а также помогающие клиентам оптимизировать производственную базу поставщиков на глобальном и локальном уровнях», — полагают в Goldman Sachs.
перспектива
Какие крупные компании планируют релокацию производств
Apple расширит производственные мощности во Вьетнаме, а именно выпустит новую линейку продуктов для «умного дома» на вьетнамских сборочных площадках. Так компания снижает зависимость от Китая.
Volkswagen объявил о планах в ближайшие годы инвестировать $2 млрд в модернизацию производственных мощностей в Мексике, а также в наладку линии по выпуску новой модели Bora/Jetta. Туда же будет перенесено производство модели Golf, которое раньше осуществлялось в Германии.
Siemens рассматривает в качестве вариантов для строительства новых заводов Индонезию, Вьетнам, Таиланд и Индию.
Одинокая смерть и арендная модель жизни
Главные демографические тренды, которые влияют на большинство отраслей экономики, — старение наций в странах «золотого миллиарда» и активный рост населения исламского мира (по ряду прогнозов, к 2050 году доля мусульман в совокупном населении Земли может превысить 30%), отметил руководитель Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров.
В первой половине XX века в Европе, США, Китае молодежь (люди в возрасте 15–25 лет) составляла около 40% населения, отмечает директор центра стратегического анализа и разработок Союза туризма и гостеприимства Роман Еремян. В этой ситуации, по его словам, промышленность могла процветать «на огромном притоке дешевой, молодой, голодной рабочей силы». Так появилась экономика массового потребления, основанная на продаже ненужных вещей огромному количеству молодых людей, переезжающих из деревни в города, указывает он. Сегодня же в этих странах, по оценкам Романа Еремяна, доля молодых не превышает 13–17%: «Процесс развернулся в обратную сторону: чем меньше людей, которые могут себе позволить приобретать ненужное, тем меньше спроса на абсолютно все в экономике».
Опрошенные «Экспертом» специалисты выделили основные тренды, которые будут действовать в различных отраслях под влиянием демографических сдвигов.
Потребительские товары
Глобальные климатические изменения и рост населения планеты неизбежно усилят ограниченность пищевых ресурсов (растительного и животного сырья), что неизбежно приведет к снижению «натуральности» и качества продуктов питания, прогнозирует Артур Гафаров. Натуральные ингредиенты еще активнее, чем сейчас, будут заменяться искусственными компонентами и добавками. В то же время разнообразие товаров будет расти, полностью сотрется граница между онлайн- и офлайн-торговлей.
Медицина
Рост спроса на услуги для пожилых людей, на дома престарелых, частные клиники, фармацевтику — основная особенность стран со стареющим населением, отмечает главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин. По словам Артура Гафарова, рост доли пожилого населения будет стимулировать развитие медицинских технологий — индивидуализацию лекарств на основе генетических данных, применение адаптированных доз и профилактики вместо «пожизненного лечения», а также интеграцию с цифровыми экосистемами.
Домохозяйство
Демографический переход связан и с упрощением структуры семьи, обращает внимание Артур Гафаров. А это значит распространение арендной модели на многие сферы жизни: жилье, личный транспорт, домашних животных и, возможно, «партнерство в личной жизни», полагает он. Демография в огромной степени определяет экономические процессы, однако трансформация ценностей и ролей в обществе не менее важна, соглашается директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев. Один из трендов, на который он обращает внимание, — одиночное проживание, результатом которого становится значительная доля домохозяйств из одного человека (в России она уже равняется почти 42%, в Южной Корее — 36%, в Японии — 34%). Одно только это влияет на массу отраслей: строительную (застройщики отдают предпочтение домам с жильем небольшой площади), продуктовый ритейл (вводит упаковки продуктов меньшего объема), ресторанный бизнес (появляется все больше столиков «на одного»). В Японии даже есть специальное слово «кодокуси», которое дословно переводится как «одинокая смерть»: одинокий человек умирает в своем жилище, и никто долгое время об этом не знает, указывает Роман Еремян.
Гостеприимство
Сервисные индустрии будут становиться все более элитарными, доступными только богатым слоям населения. Если раньше развитие туризма, общепита и всего того, что связано с обслуживанием одного человека другим, было возможно только при наличии огромного «навеса» молодого населения, то сегодня этот ресурс заканчивается, констатирует Роман Еремян. Нечто похожее, по его словам, происходило в Европе в XIV веке после эпидемии чумы, унесшей около 60% населения. В результате, отмечает специалист, труд крестьян и мастеровых стал настолько дорогим, что они стали предъявлять спрос на предметы роскоши.
конъюнктура
Памятка для розничного инвестора
Розничный инвестор на фондовом рынке, желающий учесть в своем портфеле демографические тренды, может присмотреться к развивающимся экономикам и секторам, которые будут покрывать потребности растущего рынка труда, говорит аналитик фондового рынка УК «Альфа-Капитал» Алина Попцова. К таким секторам относятся:
- Телекоммуникации, а также провайдеры/разработчики цифровой инфраструктуры и ИИ-решений.
- Финтех, который особенно перспективен и показывает быстрый рост в странах Юго-Восточной Азии и Африки из-за низкой базы и малого охвата населения финансовыми услугами и технологиями. Особую инвестиционную привлекательность приобретает сфера развития платежных систем, солидарен президент Ассоциации корпоративных казначеев Владимир Козинец.
- EdTech (от англ. «Education Technology» — «образовательные технологии») — еще одно перспективное направление, отвечающее растущему спросу на образование и профессиональную переподготовку по мере появления новых технологий, считает Алина Попцова.
Государственно-частные пенсии
Старение населения в развитых странах приведет к тому, что в социальной политике будут доминировать два ключевых тренда, считает Александр Абрамов.
Первый — формирование сбалансированной системы государственной страховой пенсии. Основные усилия будут направлены на обеспечение ее финансовой устойчивости, особенно с учетом того, что даже в США уже к 2035 году ожидаются серьезные проблемы с финансированием государственной пенсионной системы. По официальным прогнозам, к этому году в отсутствие реформ, например повышения пенсионного возраста или роста налогов, система социального обеспечения страны не сможет осуществлять выплаты в полном объеме и должна будет сократить их на 17%.
«В отдельных, эпизодических случаях возможно применение механизмов базового дохода, однако основной моделью, по всей видимости, все равно останется государственная страховая пенсия, действующая в каждой стране», — говорит Александр Абрамов.
Второй тренд — развитие частных накопительных пенсионных систем (корпоративных или индивидуальных) в дополнение к государственной пенсии, указал Александр Абрамов. Такой опыт есть, например, у Нидерландов, где около 50% пенсионных доходов граждан формируется за счет собственных накоплений.
Важный фактор, от которого зависит устойчивость социальной системы, — темпы экономического роста, говорит профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. Доказано, что, если в европейских государствах рост ВВП будет превышать 3% в год, даже в условиях старения населения фонды смогут выполнять все обязательства.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag