Интервью

Андрей Юмшанов: «В Кавказ нужно и можно вкладывать»

Как работают инвестиции в СКФО

Фото: пресс-служба «Кавказ.РФ»
В конце 2021 г. единый институт развития Северо-Кавказского федерального округа получил новое название — «Кавказ.рф». Годом позже его генеральным директором был назначен Андрей Юмшанов. О том, как удалось добиться в регионе экономического роста, о наиболее востребованных сферах экономики и инвестиционной специфике Кавказа, он рассказал в ходе ПМЭФ на совместном стенде ВЭБ.РФ и «Эксперта».

— Экономика СКФО в последнее время росла опережающими темпами. Можно ли быть уверенными, что этот рост продолжится и дальше?

— По целому ряду основных макроэкономических показателей, например, связанных со снижением безработицы или ростом валового регионального продукта, Кавказ в России является одним из лидеров по темпам роста. Конечно, мы должны понимать, что это связано с эффектом низкой базы. Регион сейчас только начинает выравниваться со «средней погодой по России».

Наша основная задача не просто продолжать этот рост, а сделать так, чтобы возникла основа для прорыва, чтобы наш регион стал вровень с основными экономическими локомотивами России. Здесь важно нащупать точки роста и понять, за счет каких направлений, каких конкурентных преимуществ, Кавказ может серьезно шагнуть вперед.

Таких направлений может быть много, но очевидно, что в первую очередь это туризм. В отдельных странах доля туризма в ВВП достигает до 10%, у нас в стране сегодня она порядка 2,5%, на Северном Кавказе туризм составляет 4,7% ВВП. Это хороший показатель, и это наиболее очевидная точка для захода инвесторов. Кроме того, у туризма мультипликативный эффект: одно рабочее место, созданное в туристической сфере, автоматически создает еще как минимум четыре-пять мест.

Второе направление — сельское хозяйство. Кавказ силен личными подворьями, большим количеством маленьких фермерских хозяйств, которые занимаются производством тех или иных сырьевых продуктов. Одна из наших идей — выстроить кооперацию, систему, при которой этот продукт получил бы добавленную стоимость через крупных переработчиков, которые взяли бы на себя сбор этой продукции, ее переработку, складирование и хранение. Здесь есть очевидное преимущество — уникальная логистика. Кавказ — это «южные ворота» России, и сегодня основные транспортные потоки направлены именно в сторону юга и юго- востока.

Третье направление, и его многие недооценивают, — это урбанизация. В России сегодня основная часть населения живет в городах. Для Кавказа это тоже тренд, который может работать в плюс, не нарушая существующую экосистему. Очень велик процент людей, которые живут и будут жить в селах, престиж проживания в селе, традиций личных, подсобных хозяйств сохранился. Но отток населения в города тоже идет и это дает преимущество, прежде всего, строительной отрасли — девелоперам, строителям. Мы активно сотрудничаем с корпорацией ДОМ.РФ — создаем привлекательные для инвесторов земельные, площадки, чтобы мог зайти инвестор.

На первоначальном этапе главным для нас было расшевелить инвестиционный климат. Инвесторы боялись идти на Кавказ — существовало большое количество предрассудков, что здесь небезопасно, что ничего не получается. Надо было показать на конкретных примерах, что на Кавказе могут получаться интересные бизнес-проекты. Сегодня у нас в портфеле их более ста. Мы привели в них банки, в том числе Сбер, «Россельхозбанк», ВТБ. Это снизило риски и недоверие инвесторов. Объем банковского инвестпортфеля за последние три года увеличился более чем в два раза и составляет 900 млрд руб., я считаю, что это серьезный результат. Процесс запущен, мы уже можем позволить себе не финансировать проекты, а оставить это интеграторам. Мы ищем интересные кластерные истории, инвесторов под них, затем сопровождаем, лоббируем, оказываем административную поддержку, помогаем получать и банковское финансирование, и государственную поддержку.

— Какие проекты вам самому нравятся больше всего?

— Мы гордимся своими туристическими проектами. Это особая экономическая зона на Кавказе и она составляет 60% от всех особых экономических зон туристического типа, которые работают в России. Очевидно, правильно было выбрано место и время: постпандемийная история, плюс закрытие границ дали определенный толчок для того, чтобы внутренний турпоток заметно увеличивался. Государство выбрало здесь абсолютно правильный, принятый во всем мире подход: определяется приоритет на территории, делается концепция, мастер-план, строится вся инфраструктура и демонстрируется инвестору, что есть туристический, а значит, и денежный поток.

Основные вопросы, которые мне задают на ПМЭФ: «Можно ли зайти в качестве резидента на Архыз? А на Эльбрус?». К сожалению, приходится говорить, что там уже все построено и запущено.

— Вы назвали туризм, сельское хозяйство и косвенно связанные с ними сферы. А какой потенциал у промышленности на Кавказе?

— Промышленность существует и неплохо развивается. На Северном Кавказе локомотивом в этой области является Ставропольский край, где развивается обрабатывающая промышленность, химическая. Первая задача, которую мы для себя ставим, — восстановить те промышленные объекты, которые имеют существенный потенциал, но в силу определенных обстоятельств не пережили 90-е годы. У нас вместе с Минэкономразвития есть проект восстановления предприятий с большим инвестиционным потенциалом. Есть промышленные площадки, есть мощности, но предприятие либо не действует, либо чего-то не хватает. Не хватает необходимых перенастроек с точки зрения стратегии, необходимо привлечение инвесторов, необходим поиск рынков сбыта.

Большой промышленный потенциал в свое время имела Северная Осетия, большой потенциал у Чеченской республики. Надо отдать должное правительству Чеченской республики, они в этом плане идут вперед и строят действительно большие проекты. «Чеченцемент» сегодня — одно из крупнейших предприятий по производству строительных материалов на Северном Кавказе.

Но прежде всего надо привести в порядок такие предприятия, как Тырныаузский горно-обогатительный комбинат (добыча вольфрама и молибдена в Кабардино-Балкарии). Второй год мы работаем над восстановлением, перезапуском этого предприятия.

— С какими проектами имеет смысл приходить к вам? Насколько они должны быть проработаны?

— Мы предлагаем инвесторам заходить даже с идеей. Мы готовы помочь в подготовке необходимой документации, в подготовке стратегических документов и в поиске мер господдержки. Мы открыты, мы стараемся быть на Кавказе интегратором, обладаем уникальной информационной базой. У нас есть инвестиционная карта, она доступна на нашем сайте и на сайтах министерств, в ней все данные о свободных местностях, площадках. То есть мы берем за руку инвестора и идем решать все его вопросы. В общем, делаем это абсолютно бесплатно, лишь бы он туда зашел, лишь бы был для него эффект, а проекты развивались.

— Вы только про российских инвесторов говорите или бизнесменам из других стран на Кавказе тоже рады?

— Конечно, рады. Особенно мы привлекаем страны Востока, которым Кавказ близок по менталитету, по культуре, даже по способу ведения бизнеса, они очень активно смотрят в нашу сторону. Коллеги из Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов готовы вкладывать средства, они действительно видят в этом существенный потенциал, им комфортно, они в своей среде.

— Для ряда городов Кавказа разработаны мастер-планы, но полностью они еще не запущены — как правильнее использовать этот потенциал?

— Тема в чем-то неоднозначная, но, считаю, что абсолютно правильная. Здесь большую работу проводит ДОМ.РФ, есть соответствующие президентские поручения в рамках разработки мастер-плана городов, в том числе городов Северного Кавказа. Параллельно мы ведем мастер-планирование туристических локаций. За последние два с половиной года мы разработали восемь мастер-планов туристических локаций для Северного Кавказа.

Мастер-план — это документ не только для строительного планирования, но и для инвестиционного и бюджетного. Он показывает не только точки максимального приложения усилий государства в строительстве, развитии инфраструктуры, градостроительной сфере, но и показывает инвестору, что эти точки перспективны. Наши мастер-планы содержат практически мини-финансовую модель. Мы говорим, какие проблемы существуют у тех или иных территорий, какие есть обременения, ограничения, что должно сделать государство, чтобы их снять, каким образом проработать нормативную базу и так далее.

Есть большие мастер-планы развития «Солнечного пояса Алании» — туристической зоны в Северной Осетии. Есть уникальная туристическая территория Чеченской Республики. Мы заканчиваем мастер-планы Архыза и Софийской поляны, мы сделали туристические планы в Ингушетии. Мы не просто отдаем их регионам, а заключаем соглашения, где прописываем, что они должны в обязательном порядке сделать, какой путь они должны пройти, провести градостроительную документацию, разработать нормативно-правовые акты, разработать какие-то условия и меры поддержки для инвесторов в этих локациях. Например, приоритетно-инвестиционные проекты, которые должны предоставляться, земельные участки, чтобы инвестору было выгодно. Надеюсь, что понятие мастер-плана появится на законодательном уровне, чтобы были отработаны четкие, единые для всех механизмы их внедрения.

Свежие материалы
Технологии,
Что дает сотовым операторам ужесточение правил регистрации новых номеров
Общество,
Россияне не боятся менять место работы
В мире,
Неформальная экономика укрепляет позиции